LADA

LADA 2101

I поколение

(1970 - 1988)
  • LADA 2101 LADA 2101

7 июня 2004 года в Москве торжественно открыли памятник «Копейке».

«Вам, жителям века двадцать первого, в память о мечте миллионов, живших в веке двадцатом!» – сказал председатель АвтоВАЗа на церемонии открытия монумента. Современным водителям даже в голову не придет, что машину можно заставить двигаться с помощью кувалды и хорошего пинка. А владельцы «копеек» могли починить свою «ласточку», если рядом был магазин бытовых товаров и отдел кожгалантереи. Копейка - машина, без которой не было бы сегодняшних автомобилей – напутствовал молодых водителей руководитель АвтоВАЗа. Памятник автомобилю ВАЗ 2101 в натуральную величину на мраморном постаменте установили на подъезде к офису АвтоВАЗа.

ВАЗ 2101 не единожды награждали самыми лестными эпитетами – символ эпохи, гордость страны, народный автомобиль. Даже спустя четверть века после прекращения серийного производства, неубиваемые копейки шустро бегают по дорогам во всех уголках земного шара, как показательный образец неприхотливости и выносливости.

ВАЗ 2101, построенный на базе итальянского седана FIAT 124, не был точной его копией. Инженеры ВАЗа во время подготовительной работы и близкого знакомства с устройством итальянского седана, внесли массу изменений в зарубежный прототип. Двигатель, ставший базовым агрегатом для семейства ВАЗ 2101, в отличие от первоначально предлагаемого итальянцами фиатовского мотора, имел распределительный вал в головке цилиндров, вместо морально устаревших штанговых клапанных приводов. ВАЗовский двигатель прекрасно поддавался форсировке, чем не замедлили воспользоваться гонщики Союза, получив в свое распоряжение базу, ставшую основой для нового поколения спортивных автомобилей.

Советские газеты начала семидесятых годов прошлого века пестрели восторженными отзывами. Оказалось, что владельцам Жигули 2101 не нужно сливать на ночь воду зимой. Качество сборки ВАЗ 2101 позволяло отказаться от практики так называемой обкатки. Автовладельцы СССР узнали, что такое антифриз. Как грибы появлялись сотни и тысячи автомастерских. Машина ВАЗ 2101 продавалась с заводской гарантией и возможностью официального автосервиса. Покупателю ВАЗ 2101 полагалась сумка с комплектом ремонтных инструментов. В числе прочего прилагалась пусковая рукоятка. «Кривой стартер» позволял вручную раскрутить коленвал на нейтральной передаче при выключенном моторе. Согласно заводской инструкции, после продолжительной стоянки и в холодное время года, ВАЗовская копейка авто легко заводилась с кривого стартера.

В шестидесятые годы 20 столетия на дорогах СССР господствовали Волги и Чайки, Москвичи и Запорожцы. Автомобили Горьковского завода редко мог позволить себе даже чиновник высокого ранга. Очереди на Москвич ждали долгие годы, даже простецкий Запорожец приобрести в свободной продаже было практически невозможно. Автомобильный рынок СССР не мог удовлетворить спрос желающих иметь собственный легковой автомобиль. В стране остро назрела необходимость в новой машине – доступной и современной.

Отцом Волжского автозавода считают Алексея Косыгина – бывшего председателя Совета Министров СССР. По свидетельству очевидцев, побывав на заводе «Москвич», Косыгин пришел в бешенство. «Мы водим сюда иностранные делегации. А это позорище!» – лютовал председатель Совмина, глядя на запущенность и плачевное состояние заводского оборудования. Несколько лет подряд А.Косыгин, бывший на тот момент еще первым заместителем председателя Совмина, пытался убедить Н.Хрущова в том, что стране срочно необходим большой завод, который бы смог производить не менее 2 тысяч маленьких легковых машин в день. Никита Сергеевич был категоричен – народу нужны автобусы и троллейбусы, а не буржуйские легковушки.

Только после вступления в должность председателя Совмина, А.Косыгин смог, наконец, реализовать свою идею. Причем основной задачей выпуска на рынок нового автомобиля А.Косыгин видел вовсе не обеспечение населения собственным транспортным средством, а возможность вывода в денежный оборот колоссального количества наличной денежной массы, которую за послевоенное время накопили граждане Союза.

Но даже всесильный Председатель Совета Министров СССР не мог противостоять грузной военной машине. Дмитрий Устинов – министр обороны, Герой Советского Союза, маршал, влиятельный член ЦК КПСС выступил категорически против создания нового советского автозавода с привлечением помощи иностранного государства. Д.Устинов был уверен, что народ, покоривший космос, выигравший ВОВ, создавший водородную бомбу, в состоянии самостоятельно разработать обычную машину. А.Косыгин, поддерживающий во внутрипартийной коалиции «промышленный» блок, считал, что без помощи крупных зарубежных автокомпаний при создании нового автопредприятия не обойтись.

Историческое заседание Политбюро грозило навсегда похоронить планы по строительству нового автозавода. Возразить Д.Устинову, красочно описывающему мощь советской промышленности, в том числе оборонной, значило бы признаться в недостаточном патриотизме, вере в собственную державу. Члены Политбюро один за другим соглашались с доводами министра обороны. В последний момент А.Косыгин совершено неожиданно выступил с предложением построить не один автозавод, а два. Причем к созданию первого предприятия привлечь зарубежных партнеров, а строительство второго поручить министерству обороны. Компромиссное решение приняли единогласно.

Результатом работы советских оборонщиков стал Ижевский автомобильный завод. Каждый год с его конвейеров сходили 200 тысяч экземпляров Москвичей. Но производство Москвичей, ни в какое сравнение не шло с размахом детища А.Косыгина. Волжский автозавод строили, что называется, всем миром. Подобными темпами мог похвастаться разве что Горьковский автозавод, построенный на волне индустриализации всего за 15 месяцев. Работа на стройке не прекращалась ни на минуту. Строители работали по сменам и днем и ночью. На площади более пятисот гектаров, сменяя друг друга, трудились 40 тысяч человек.

Строительные работы начали 14 января 1967 года. Каждый год грандиозного строительства получал собственное имя – Год Большого Бетона, Год Большого Монтажа. В 1970 с отлаженного конвейера ВАЗа в количестве шести экземпляров сошел первый ВАЗ-2101. Четыре красных и два синих ВАЗ 2101, символизирующие цвета флага РСФСР, из цеха сразу же отправились на испытания. По планам новый завод должен был выпускать 660 тысяч легковых машин каждый год. В середине 60-х это было столько же, сколько единиц транспортных средств, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы, собирали на всех автотранспортных предприятиях СССР вместе взятых. В распределительной торговой сети первый ВАЗ 2101 появился в августе 1970 года.

Зарубежного партнера советское правительство выбирало долго и придирчиво. Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» провел серию сравнительных тестов семи легковых автомобилей: «Запорожца», Москвича 408, Skoda MB 1000, Morris 1100, Ford Taunus, Renault R16 и Peugeot 204. На коллегии Минавтопрома руководитель НАМИ настоятельно рекомендовал в качестве иностранного партнера французскую фирму Renault.

За время, прошедшее со времен победы в Великой Отечественной Войне, отношения между бывшими союзниками СССР – Соединенными Штатами, Францией и Германией перешли из разряда дружественных в стадию холодной войны. В Италии, несмотря на ее профашистское поведение в годы войны, всегда было мощное социалистическое движение. Автомобильный концерн FIAT твердо стоял на ногах, обладал одними из самых современных инженерных разработок в области машиностроения, располагал наиболее разнообразным модельным рядом и считался законодателем автомобильной европейской моды.

Бытует история (то ли правда, то ли нет), в которой Министр автопромышленности СССР пришел на доклад к Леониду Брежневу и рассказал о результатах испытаний, проведенных специалистами НАМИ. На что Л.Брежнев якобы ответил: «Вы, товарищ, занимайтесь автомобилями, а мы будем заниматься политикой. Итальянцы нам ближе французов». Чтобы окончательно задобрить главу коммунистических боссов итальянских «левых» и продемонстрировать свое расположение, ЦК КПСС принял решение о переименовании города Ставрополь-на-Волге в честь большого друга страны Советов, генерального секретаря Итальянской компартии Пальмиро Микеле Никола Тольятти.

20 июля 1966 года Правительство Советского Союза подписало постановление о сооружении нового завода в городе Тольятти. 15 августа 1966 года компания FIAT заключила контракт с советским Министерством внешней торговли в сфере конструирования на территории Союза автомобиля, проектирования строительства нового автозавода, курирования процесса стройки с его последующим запуском. В январе 1967 года стартовало возведение первого вспомогательного цеха. Всего через четыре года 15 апреля 1974 года на ВАЗе собрали миллионный легковой автомобиль.

С началом конструирования и производства, совместно разработанного легкового автомобиля ВАЗ 2101, в СССР были кардинально перестроены большая часть промышленных отраслей и переписаны сотни ГОСТов. Только одних научно исследовательских институтов (НИИ), работавших над созданием новых материалов, узлов, деталей, тканей, лакокрасочных покрытий, масел, полимеров для ВАЗ копейка по всей стране было задействовано более шести десятков. В честь ВАЗ 2101, сошедшего с конвейера ВАЗа 19 апреля 1970 года, ежегодно на Волжском автозаводе отмечают - «День первого автомобиля».

В апреле 1971 года седан VAZ 2101 начали экспортировать на мировые рынки: в Югославию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Чехословакию, Египет, Австрию, Нигерию, ФРГ, Швейцарию, Кубу. По состоянию на начало семидесятых постановлением ЦК КПСС на ВАЗ 2101 цена составляла 5,5 тысяч рублей. Даже не смотря на то, что среднемесячная зарплата рядового советского работника составляла 150-200 рублей, найти ВАЗ 2101 в розничной продаже было невозможно. На черных рынках стоимость ВАЗ 2101 у перекупщиков составляла 7-10 тысяч советских рублей. За десять лет с 1970 по 1980 годы в Советском Союзе парк личного легкового автотранспорта вырос с 1 миллиона до 7 миллионов машин.

Жигули Копейка стал первым отечественным автомобилем, в оформлении которого были использованы полимеры высокого качества, не деформирующиеся при контакте с агрессивными жидкостями и при попадании на них прямых солнечных лучей.

Одним из изменений, которым ВАЗовские инженеры подвергли салон ВАЗ 2101, стала странная, по мнению итальянских партнеров, перекройка передних кресел. Зато копейка 2101, в которой, в отличие от FIAT 124, передние сиденья раскладывались полностью, могла трансформировать внутреннее пространство салона в два полноценных, почти ровных спальных места.

Итальянцы предложили рассмотреть вариант внедрения в производство еще одной модели на базе люксового седана FIAT 124S. Советская сторона рассмотрела прототип, но в целях максимальной экономии себестоимости производства, отказалась от него в пользу собственной разработки, ставшей люксовой модификацией базового седана - моделью ВАЗ 2103. У FIAT 124S ВАЗовцы «подсмотрели» наружные травмобезопасные дверные ручки.

Первый ВАЗовский автомобиль ВАЗ 2101 украшала фирменная эмблема. До того состояния, в котором ВАЗовская ладья дошла до наших дней, геральдический символ Волжского автозавода прошел несколько трансформаций. Сегодня мало кто помнит, что символ ВАЗа, напоминающий поморскую ладью, кораблик с надутым парусом, на самом деле изначально задумывался, как стилизованная литера «В».

Первую пробную партию фирменных знаков в виде удлиненной трапеции с надписью «ТОЛЬЯТТИ» под буквой-корабликом заказали Фиату. И все бы было хорошо, если бы итальянцы не перепутали латинскую литеру «R» и кириллическую «Я». Чтобы не выбрасывать бракованную партию шильдиков, значки с надписью «ТОЛЬRТТИ» раздали работникам ВАЗа. Следующие партии фирменных знаков делали уже в Союзе. В 1971 году с рубиново-алого фона убрали слово «Тольятти», аргументируя это невероятной для сегодняшнего дня причиной. Мол, нечего всем классовым недругам и шпионам подсказывать, где конкретно находится стратегически важный объект советского машиностроения.

Тольяттинскому автозаводу с первых дней существования не везло с брендами. Собственно, даже название завода пришлось утвердить вразрез существующей в Советском Союзе системы поименований. К чести сотрудников Минавтопрома Тольяттинский автомобильный завод (ТАЗ) переименовали в Волжский автомобильный завод (ВАЗ) еще до того, как первая партия потенциальных «тазиков» сошла с конвейера.

В августе 1968 года в журнале «За рулем» появилось объявление о проведении всенародного конкурса на название для народного автомобиля. Тысячи участников присылали свои варианты. Дирекция завода оказалась перед трудным выбором. Наибольшее число вариантов, так или иначе, обыгрывали имя вождя революции («Ленинец», «ВИЛ» (Владимир Ильич Ленин)), или касались военной тематики («Катюша», «Победа»). После долгих споров и тысяч вариантов, руководство завода решило остановиться на совершенно нейтральном с политической точки зрения бренде «Жигули», которое еще в 1967 году предложил в качестве названия проекта конструктор ВАЗа А.М.Чернов.

Добросовестно отрапортовав в Министерство автопромышленности о найденном для новой модели имени, руководство ВАЗа вздохнуло свободно. А зря. Специалисты внешнеторгового объединения АВТОЭКСПОРТ, двигавшие советские модели в другие страны мира, узнав о названии первенца ВАЗа, всполошились не на шутку. Оказалось то, что в Союзе ассоциируется с невысоким горным массивом в Самарской области, во всем остальном мире созвучно с неприличным словом «gigolo», оскорблением, характеризующим мужчину, который живет за счет женщины, такого себе проститута, альфонса, сводника (в Союзе и слов-то таких не было). В срочном порядке для экспортных версий ВАЗ 2101 было придумано название «LADA». Впоследствии шильдиком Лада 2101 стали помечать не только экспортные варианты, но и седаны, собранные для внутреннего рынка. В конце восьмидесятых за первым ВАЗовским седаном прочно закрепилось прозвище «Копейка».

В 1982 году ВАЗ прекратил производство двигателей рабочим объемом 1,3 литра. У базовой «Копейки» цена колебалась в диапазоне 6,5-7 тысяч рублей. В 1983 году завод снял с конвейера оригинальный ВАЗ 2101. Средняя цена ВАЗ 2101 по состоянию на 1983 год составляла около 7-7,5 тысяч рублей. Жигули «Копейка» в модификации ВАЗ 21013 была изъята с главного конвейера ВАЗа в 1988 году. На момент прекращения производства “копейки, стоимость седана начиналась с суммы порядка 9,5 тысяч рублей. За все сорок два года производства на ВАЗе собрали 4 миллиона 850 тысяч экземпляров легкового автомобиля ВАЗ 2101 с учетом всех модификаций.

В семействе ВАЗ 2101 модель выпускалась в трех вариантах – базовый седан ВАЗ 2101, люксовая версия ВАЗ 2103 и модификация в кузове «универсал» ВАЗ 2102.





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»