LADA

LADA 2101

LADA 2101

Описание модели

19 апреля 1970 года из сборочного цеха Волжского автозавода выехал первый автомобиль ВАЗ 2101. Классическое ВАЗовское семейство Жигулей было построено на платформе итальянской модели FIAT 124, получившей в 1966 году звание «Автомобиль года». В 2000 году ВАЗ 2101 был признан «Лучшим автомобилем уходящего столетия российского производства» (по версии журнала «За рулем»). ВАЗ 2101 – 5-местный 4-дверный,переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль малой первой группы, т.е. сегмента «В». В модельной линейке семейства собирались базовый седан ВАЗ 2101, люксовая версия седана ВАЗ 2103 и модификация в кузове «универсал» ВАЗ 2102.

Модификации и цены

Нет комплектаций, соответствующих настройкам фильтра.
Модификация Топливо Привод Мощность Разгон до 100 км/ч Расход топлива
1.2 MT бензин задний 59 л.с. 20 с 8.2 л/100 км
Базовая
           
Снята
с производства
Базовая
           
Снята
с производства
1.3 MT бензин задний 64 л.с. 18 с 9 л/100 км
Базовая
           
Снята
с производства

Автомобили LADA 2101 с пробегом в автосалонах Москвы

Все предложения →
  •  

    LADA 2101

    1.2 л., бензин, МКПП

    1985 г., 19 000 км, Москва

    1 100 000 руб.

  •  

    LADA 2101

    1.2 л., бензин, МКПП

    1972 г., 155 000 км, Москва

    80 000 руб.

  •  

    LADA 2101

    1.2 л., бензин, МКПП

    1979 г., 14 000 км, Москва

    750 000 руб.

  •  

    LADA 2101

    1.2 л., бензин, МКПП

    1972 г., 89 125 км, Москва

    125 000 руб.

  •  

    LADA 2101

    1.3 л., бензин, МКПП

    1974 г., 10 000 км, Москва

    650 000 руб.


 

Пока строители, монтажники, отделочники, механики и множество других специалистов трудились над строительством Волжского автозавода, командированная в Турин группа советских инженеров по винтикам разбирала итальянский прототип. Характерную внешность и компактные габариты ВАЗ 2101 перенял у итальянского Фиата. Между FIAT 124 и ВАЗ 2101 более 800 отличий, подавляющее большинство которых невооруженным взглядом не увидеть. Помимо непосредственно Волжского завода, в производстве ВАЗ 2101 были задействованы 190 промышленных предприятий Советского Союза и 60 лабораторий и научно-исследовательских институтов.

Инженерный корпус ВАЗа полностью перекроил силовой агрегат фиатовского прототипа, увеличив межцентровые расстояния. Нижневальный двигатель, установленный на FIAT 124, стал причиной резкой критики со стороны советских инженеров. В результате итальянские партнеры предложили коллегам посмотреть на новый мотор с расположением распредвала в головке блока цилиндров, который фиатовцы разработали под собственные новые модели. Двигатель с верхним распределительным валом полностью удовлетворил советскую сторону. Его модернизация позволила в дальнейшем многократно проводить модификацию агрегата по увеличению литража. В сравнении с фиатовским мотором, двигатель ВАЗ 2101 имел на 3 мм больший диаметр цилиндра (76 мм), но уменьшенный поршневой ход.

В ВАЗ 2101 по сравнению с FIAT 124 c 182 до 200 мм увеличен диаметр накладок сцепления. На первых экземплярах ВАЗ 2101 опережением зажигания «руководил» центробежный регулятор прерывателя-распределителя Р-125. В 1980 году на ВАЗ 2101 стали устанавливать регулятор-распределитель с системой вакуумной корректировки серии 30.3706-01. Коробка передач 2101, в отличие от итальянского прототипа, получила синхронизаторы новой конструкции.

Система трансмиссии ВАЗ-2101 представлена однодисковым сухим сцеплением, карданным валом, 4-скоростной механической коробкой передач и гипоидной главной передачей. В отличие от всех других отечественных легковых автомобилей, в ВАЗ 2101 сцепление было снабжено диафрагменной пружиной. Диафрагменная пружина не деформировалась под воздействием центробежных сил, не снижала усилия при повышении оборотов двигателя.

Вся ходовая ВАЗ 2101 была переработана с учетом особенностей российского бездорожья. Задние дисковые тормоза, установленные на FIAT 124, во время тестовых испытаний кончались за месяц. На ВАЗ 2101 их заменили на барабанный вариант. Передняя подвеска седана была перебрана практически с нуля, в ней установили усиленные шаровые опоры и пружины. Заднюю подвеску на ВАЗ 2101 вообще заменили на другой вариант – вместо реактивной трубы установили пять реактивных штанг. Балки заднего моста фиксировалась в ВАЗ 2101 одной поперечной и четырьмя продольными реактивными тягами. В конструкцию ВАЗ 2101 внедрили вал открытого типа с промежуточной опорой. Передний клиренс увеличили на 11 мм (с 164 мм до 175 мм). Поднять автомобиль над дорогой в задней части мешал неразрезной картер моста. На уровне центральных кузовных стоек в районе соединительной поперечины установили карданный вал из двух частей, опирающийся на промежуточный подшипник.

Кузов ВАЗ 2101 весил 945 кг – на 95 кг больше, чем у фиатовского прототипа. Прибавка снаряженной массы произошла за счет усиления основных кузовных элементов. В бампере проделали специальное отверстие для кривого стартера и проушины для буксировочного троса. На самом бампере добавили декоративные выступы «клыки», которые убрали на рестайлинговых моделях ВАЗ 21011. Поначалу итальянские инженеры с недоумением встречали нововведения советских коллег. Но у прибывших в Союз, все сомнения рассеивались, как только выяснялось, что в Стране Советов понятия автосервис не существует как такового, а термин «особенности дорожного покрытия», чаще всего предполагает отсутствие этого самого покрытия.

На ВАЗ 2101 установили новый карбюратор ДААЗ-2101, «перекроенный» советскими инженерами из карбюратора Weber 32DCR. Через несколько лет отечественные модернизации Вебера стали устанавливать на все серийные модели Ижмаш и АЗЛК. Технические характеристики ВАЗ 2101 по многим параметрам превышали качественные показатели автомобилей-одноклассников. “Копейка" стала началом новой индустриальной эпохи в отечественном автострое. Эпохи, в которой автомобиль перестал быть просто средством передвижения, а стал комфортным, надежным и намного более доступным транспортом. Владельцам ВАЗ 2101 не нужно было держать под рукой паяльную лампу или ведро с кипящей водой, чтобы завести свой автомобиль в зимний мороз. Советские люди узнали слово антифриз и тосол.

Так как расстояние между колесными осями (базу в 2424 мм) практически полностью отдали под пассажирский отсек, конструкторам пришлось вынести двигатель максимально вперед. Чтобы избежать ухудшения обзорности за счет удлинения капота, был разработан чрезвычайно компактный по тем временам силовой агрегат. На базовую модель ВАЗ 2101 устанавливали двигатель серии ВАЗ-2101 рабочим объемом 1198 см3. От заднего торца блока до ступицы вентилятора расстояние составляло 518 мм.

Глубину масляного поддона в задней части мотора уменьшили до 100 мм и разместили над передней подвеской в районе поперечины. Верхнюю часть двигателя уменьшили за счет выросшего в диаметре, но максимально плоского воздушного фильтра, чей патрубок воздухоприемника отклонили вперед. Аккумулятор вставили рядом с выпускным коллектором и радиатором. Рулевые тяги укрепили сзади рычагов подвески. В результате передний свес ВАЗ 2101 составил 603 мм. Капот получился низким и коротким, открывающий отличную обзорность и гарантирующий легкость маневрирования.

Мощность двигателя 2101 58,7 л.с. (43,2 кВт). Максимальный крутящий момент 85 Нм при 3400 об/мин. Первый двигатель 2101 характеристики ускорения демонстрировал на уровне 20 сек (с места до скорости 100 км/час). Максимальная скорость 142 км/час. В смешанном цикле расход ВАЗ 2101 составлял 7,4 л/100 км. При движении по городу расход топлива доходил до 10,8 л/100 км.

Коробка передач на ВАЗ 2101 устанавливалась 4-ступенчатая механическая, передаточное число главной передачи 4,1 (4,3).

Чтобы разместить в компактном моторном отсеке все необходимое, конструкторы расширили до 1345 мм колею передних колес, что раздвинуло расстояние между колесными нишами. Широкое подкапотное пространство обеспечило свободный доступ ко всем узлам и агрегатам.

Массо-габаритные характеристики ВАЗ 2101:

- колесная база 2424 мм;

- длина 4043 мм;

- ширина 1611 мм;

- высота 1440 мм;

- клиренс:

-- высота дорожного просвета в самом низком месте (от дорожного покрытия до балки заднего моста) 170 мм;

-- высота дорожного просвета в самом высоком месте (от дорожного покрытия до поддона) 182 мм;

-- высота дорожного просвета (средняя) 175 мм.

- собственная масса 955 кг;

- транспортируемый вес ВАЗ 2101 (полезная нагрузка) 400 кг;

- объем топливного бака 39 л.

Во всех модификациях ВАЗ 2101 размеры оставались неизменными. Тормозная система представляла собой передние дисковые и задние барабанные механизмы плюс тросовый привод механического стояночного тормоза. Сцепление 2101 на гидравлическом приводе. Рулевое управление типа ролик-червяк. Во всех версиях ВАЗ 2101 коробка передач предусматривалась ручная 4-ступенчатая. Шины размерностью 13 дюймов.

18 октября 1973 года Комитет Госстандартов СССР присвоил автомобилю ВАЗ 2101 государственный Знак качества. Вазовский седан демонстрировали на автомобильных шоу по всему миру. В марте 2006 года представители АвтоВАЗа на Женевском международном автосалоне наряду с новинками представили раритетную, действующую модель ВАЗ 2101 выпуска 1971 года, ставшую 100-тысячным автомобилем, сошедшим с конвейера Волжского завода.

Салон 2101 по сравнению с другими отечественными моделями выглядел модно и современно. В первых экземплярах ВАЗ 2101 приборная панель, щиток, индикаторы и шкалы были оформлены в светло-коричневом цвете. После рестайлинга, в модификации ВАЗ 21011 панель приборов стали оформлять в черном цвете. Большое прямоугольное окно приборов с крупными цифрами спидометра, окошками количества бензина и температуры воды. Большой тонкий руль. Круглые дефлекторы вентиляции и системы отопления, имеющие диапазон регулировок в 360 градусов. Климат в салоне ВАЗ 2101 регулировался двумя ползунками, открывающими привод воздушной заслонки и краник отопительной системы. Чтобы включить подачу горячего воздуха в ноги водителя и переднего пассажира, нужно было открыть специальную заслонку в кожухе печки. Вентилятор включался кнопкой и имел три рабочих режима. Торпедо ВАЗ 2101 предусматривало штатное место под установку автомагнитолы.

Передние стекла ВАЗ 2101 оснащались поворотными форточками. В отличие от итальянского прототипа, который вообще не имел наружных зеркал, на ВАЗ 2101 установили зеркало заднего обзора с водительской стороны. Травмобезопасные ручки дверей изначально предполагались в качестве атрибута люксовой модификации ВАЗ 2103, но с целью снижения себестоимости конструкция дверных ручек обеих версий ВАЗ 2101 и ВАЗ 2103 была максимально унифицирована. С внутренней стороны дверей в ручки ВАЗ 2101 вмонтированы пепельницы.

Необычным для отечественного автопрома было решение внутреннего пространства салона ВАЗ 2101. Задний диван седана был рассчитан на общую длину подушки 1400 мм, чтобы на каждого из трех пассажиров заднего сиденья приходилось не менее 450 мм. Чтобы получить необходимую ширину заднего дивана, в ВАЗ 2101 использован прием смещения вперед подушки сиденья и расширенная до 1304 мм колея задних колес. За счет уменьшения наклона спинок инженеры добились в копейке оптимальных параметров расстояний от педального узла до спинки кресла, между подушкой заднего дивана и спинками передних сидений.

По верхней части заднего бампера поместили встроенный блок лампочек, освещающих номерной знак. Отдельно от задних фонарей установили отражатели-габариты 2101. В правой задней нижней части кузова под номерным знаком находилась название «Жигули».

Багажник 2101 рабочим объемом 325 дм3, прямоугольной формы. Чтобы увеличить рабочий объем багажного отсека инженеры отказались от идеи удлинения заднего свеса. Вместо этого в конструкции ВАЗ 2101 опустили уровень днища багажника.

Полноразмерное запасное колесо размещалось в специальной нише багажника под левым крылом. Под правым крылом расположили топливный бак. Погрузочная высота значительная.

В 1971 году ВАЗ 2101 провели первый рестайлинг. По распоряжению В.Соловьева группе дизайнеров была поставлена задача модернизировать экстерьер седана. Размеры ВАЗ 2101, колесная база, основные производственные процессы изменениям не подлежали. На суд техкомиссии были представлены несколько эскизов. Седан с сигналами поворота, совмещенными с фарами ВАЗ 2101. Вариант, в котором по нижней части бампера установили подфарники, как в люксовой модификации ВАЗ 2103. Версия с «троечными» подфарниками и прямоугольными «москвичевскими» фарами.

В серийное производство одобрили вариант, предполагающий минимальное число внешних изменений, но с новым двигателем серии ВАЗ-21011 рабочим объемом 1,3-литра. Двигатель 21011 объемом 1290 см3 выдавал максимальный крутящий момент 92 Нм при 3400 об/мин. В расточенном моторе ВАЗ 2101 мощность увеличилась до 63,6 л.с. КПП 2101 агрегатировалась базовая механическая 4-х скоростная с передаточным числом главной передачи 4,1 (4,3). Динамическая характеристика ВАЗ 2101 с двигателем объемом 1,3 л улучшилась на 2 секунды. С места до скорости 100 км/час «копейка» разгонялась за 18 секунд. Возросшая мощность двигателя ВАЗ 2101 обеспечивала максимальную скорость в 145 км/час. Расход топлива ВАЗ 21011 в смешанном цикле (при скорости 90 км/час) составлял 7,5 л/100 км. Расход «копейки» по городу достигал 11 л/100 км. В модернизированном ВАЗ 2101 салон оформили новыми текстильными материалами. Рестайлинговая «копейка» в 1974 году получила бампера с вставкой из резины по всей длине.

Следующая модернизированная версия седана с двигателем объемом 1,2-литра в кузове ВАЗ 21011 маркировалась внутризаводским серийным индексом ВАЗ 21013. Двигатель рабочим объемом 1198 см3. Максимальная мощность 58,7 л.с. (43,2 кВт). Максимальный крутящий момент 85 Нм при 3400 об/мин. Максимальная скорость 142 км/час. Разгон 0-100 км/час за 20 сек. КПП ВАЗ 2101 механическая 4-ступенчатая.

После ВАЗ 21013 в серию запустили рестайлинговую версию ВАЗ 21016, представляющую собой базовый кузов 2101 в сочетании с модернизированным 1,3-литровым мотором. Модификации «копейки» под индексами ВАЗ 21018 и ВАЗ 21019 представляли собой седан, оснащенный роторно-поршневым двигателем серии ВАЗ-311 мощностью 70 л.с. и ВАЗ-411 мощностью 120 л.с., соответственно. Роторные копейки разгонялись до 160 км/час.


Рейтинг владельцев
8.2 / 10
Очень хорошо
Подробные оценки
Экстерьер
7.5
Интерьер
8.3
Комфорт
6.8
Как едет
6.5
Эксплуатация
7.2
Цена — качество
8.2
Отзывы владельцев
Написать отзыв
sergeevna66 10 / 10
У меня долго не было машины.Вела ходячий образ жизни. Я ленива,люблю комфорт и потому по жизни не спеша плыла на общественном ...
"SHEPOT" 10 / 10
Всем привет!! как то раз нам с девушкой захотелось купить 2101 под "ретро", после долгих исканий, мониторинга сайтов, ...
Читать все





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»