LADA

LADA 2103

LADA 2103

Описание модели

ВАЗ 2103 – 5-местный 4-дверный заднеприводный автомобиль производства Волжского автозавода в кузовном исполнении «седан». Относится к легковым автомобилям малого класса II группы, сегмента «В». Разработан на платформе итальянского седана FIAT 124, как люксовая версия базовой модели первого классического семейства Жигули. Свойственные ВАЗ 2103 технические характеристики аналогичны базовому автомобилю ВАЗ-2101. На конвейерной сборке простоял с 1972 по 1984 год. Был снят с производства в пользу рестайлинговой модели ВАЗ 2106.

Модификации и цены

Нет комплектаций, соответствующих настройкам фильтра.
Модификация Топливо Привод Мощность Разгон до 100 км/ч Расход топлива
1.5 MT бензин задний 77 л.с. 19 с н. д.
Базовая
           
Снята
с производства


 

По условиям соглашения итальянская сторона предоставляла советским коллегам полную техническую документацию по автомобилю FIAT, на платформе которого разрабатывалась совершенно новая для советского автопрома модель. Предполагалось, что семейство первых легковых машин Волжского автозавода будет состоять из трех автомобилей:

- автомобиль № 1, базовый седан в комплектации «Норма», на платформе седана FIAT 124,

- модификация в кузовной компоновке «универсал», в комплектации «Норма», на платформе универсала FIAT 124 Familiare,

- автомобиль № 2, базовый седан в комплектации «Люкс», на платформе седана FIAT 125.

По условиям контракта, пока строился Волжский автозавод, итальянские прототипы изучали и тестировали советские специалисты. В процессе работы над новым автомобилем выяснилось, что предоставленные итальянскими коллегами прототипы построены на разных платформах. FIAT 124 и FIAT125 были похожи внешне, но кардинально разнились техническими характеристиками. В основе люксового седана лежала другая автоплатформа, ходовая, предполагалась совершенно иная линейка силовых агрегатов.

Для руководства ВАЗа одним из основных критериев производства нового автомобиля являлась максимальная унификация всех модификаций семейства. От прототипа FIAT 125, освоение которого требовало дополнительных финансовых вливаний и изменения процесса производства, советская сторона отказалась. По той же причине в начале семидесятых ВАЗовцы отклонили предложенный инженерами FIAT проект в кузовной компоновке «универсал» в комплектации «Люкс». Итальянцы предложили рассмотреть вариант модификации FIAT 124 Special, которую на тот момент разрабатывали в качестве рестайлинговой версии базовой модели FIAT 124. В результате советская сторона получила пакет технической документации на одну модель FIAT 124 Russki на базе прототипа FIAT 124, но в трех, изначально планируемых, версиях: базовый седан «Норма», универсал на основе базового седана «Норма» и базовый седан «Люкс». Работы над всеми модификациями первого классического семейства легковых автомобилей Волжского автозавода шли параллельно.

Итальянские прототипы до запуска в сборку были существенно переработаны. В дополнении к технической документации прилагались 800 официально утвержденных изменений конструкции, ходовой части, элементов подвески, трансмиссии, узлов, агрегатов, экстерьера и интерьера. В отличие, от итальянских Фиатов, ВАЗовские базовый и люксовый седан заметно отличались внешне, но имели аналогичную «начинку». Колесная база и размеры ВАЗ 2103 и ВАЗ 2101 аналогичны.

В отличие от всех остальных моделей Волжского автозавода, на кузов 2103 крепилась совершенно оригинальная эмблема. Фиатовские дизайнеры «подправили» ладью с раздутым парусом, в виде стилизованной буквы «В», разработанную для ВАЗ 2101. Сам шильдик увеличили, парус на эмблеме вытянули в длину, контур ладьи (итальянцы называли ее «барка») сделали тоньше и поместили на светлый фон в прямоугольную форму в виде щита, которую художники FIAT использовали для своей модельной линейки на автомобилях с вертикальными решетками. Художества итальянских друзей ВАЗовское руководство заметило только после утверждения модели в серию и запуска в производство. Ввязываться в муторную тягонину по исправлению уже утвержденного дизайна фирменного знака руководство ВАЗа не стало и в конвейерную сборку фирменная эмблема ВАЗ 2103 пошла в итальянском варианте. К первоначальной версии, разработанной советскими дизайнерами, на ВАЗе вернулись только после запуска в производство следующей модели ВАЗ 2106.

В отличие от базового седана ВАЗ 2101, ВАЗ 2103 получил переднюю оптику с четырьмя фарами. Облицовочная решетка радиатора была прямоугольной формы, растянутая по всей ширине передка. С обеих сторон в мелкоячеистую решетку «вписали» по две передние круглые фары. По всей внешней поверхности располагались блестящие, хромированные детали. Кузов ВАЗ 2103 украшали передние подфарники из двухцветного полимерного материала (ноу-хау ВАЗовских дизайнеров). Для производства двухцветного фонаря в то время в СССР не существовало ни оборудования, ни технологий. На ВАЗе собрали бригаду из собственных специалистов, работников УЛИР (Управления лабораторно-испытательскими работами) и завода «Карболит» из г. Орехово-Зуево, которые совместными усилиями придумали, как сплавить рассеиватели из дакрила оранжевого и красного цветов. Технология была запущена в производство, но буквально через несколько месяцев, оказалось, что спаянные полукустарным способом двухцветные фонари разваливались через пару недель эксплуатации ВАЗ 2103. ВАЗовцам пришлось в срочном порядке переделывать технологию. В результате на заводе была разработана уникальная методика сборки двухцветных деталей оптики.

Еще одной оригинальной разработкой, использованной в экстерьере ВАЗ 2103, стали повторители поворотов в виде ромбов с полоской хромированного молдинга по обе стороны кузова. Задние фонари по сравнению с «копейкой» были значительно больше. В первых экземплярах ВАЗ 2103 в блоке задних фонарей указатель поворота расположен в верхней части. Позже, с целью упрощения монтажа и оптимизации электросхемы, указатель поворота в блоке задней оптики переместили в нижнюю секцию. В торцах передних дверец при открытии двери зажигались красные фонарики-габариты. Фонарь, подсвечивающий номерной знак, перенесли на бампер.

В люксовом ВАЗ 2103 салон претендовал, если не на роскошь, то уж точно на повышенный комфорт. Вместо лаконичной прямоугольной панели ВАЗ 2101, на «тройке» приборная панель была оформлена в стилистике импортных автомобилей, круглыми окошками приборов. В окне спидометра появился счетчик-индикатор суточного пробега. В оформлении торпедо было использовано дерево ценных пород – многие автолюбители долгое время искренне считали его натуральным. Именно салон 2103 стал «испытательным полигоном» отечественного автопрома, на котором была реализована идея использования в оформлении искусственных полимерных материалов, имитирующих натуральные. Для многих владельцев ВАЗ 2103 настоящим откровением стало окошко тахометра, с информацией о частоте вращения вала двигателя, расположенное рядом со спидометром. С панели приборов исчезла кнопка стеклоомывателя. Вместо нее слева от педального узла появилась еще одна педалька, нажатие на которую активировало омыватель. Впервые в советском автопроме в легковом автомобиле ВАЗ 2103 появилась вертикальная приборная консоль – «борода», в которую штатно устанавливали радиоприемник. В центре торпедо разместили часы.

В отличие от «копейки» салон ВАЗ 2103 стал более теплым. В «тройке» реализовали механизм подачи теплового потока от отопителя к ногам задних пассажиров. Внутренняя обивка дверей стала мягче на ощупь, в самих дверях появились внутренние подлокотники. В ВАЗ 2103 устанавливали задний средний подлокотник. На полу вместо резиновых ковриков, как в ВАЗ 2101, в «тройке» укладывали новые коврики из искусственного ворсистого материала.

Первоначально утопленные в корпус ручки дверей предполагались для ВАЗ 2103. В связи с унификацией моделей первого классического семейства Жигулей, некоторые характеристики 2103 заимствовали для других автомобилей. К примеру, утопленные ручки стали устанавливать на всех моделях: ВАЗ 2101, ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. Как и на «копейке», на ВАЗ 2103 первых лет сборки устанавливали передний бампер сложной геометрии. С двух сторон на бампере крепились крупные металлические вертикальные элементы «клыки» с резиновыми накладками. Считалось, что при столкновении на небольшой скорости, они должны защитить люксовый седан от повреждений. Капот «тройки» имел передние крепежные петли, в результате чего крышка капота открывалась против хода.

Внешне ВАЗ 2103 на протяжении всего времени производства практически не менялся. В самых первых экземплярах «тройки» отсутствовали прорези в передней кузовной части. Дополнительные отверстия под радиаторной решеткой появились на седане уже к концу 1973 года, когда выяснилось, что характеристика двигателя ВАЗ 2103 требует более мощного воздушного охлаждения.

Массо-габаритные и технические характеристики ВАЗ 2103:

- колесная база 2424 мм

- длина 4116 мм

- высота 1446 мм

- ширина 1611 мм

- клиренс под передней осью 175 мм

- клиренс под задней осью 170мм

- снаряженная масса без нагрузки 1030 кг

- багажник 325 дм3

- внешний радиус разворота 5,9 м

Передняя подвеска ВАЗ 2103 на поперечных рычагах, независимая с телескопическими гидравлическими амортизаторами, цилиндрическими пружинами. Задняя подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами на реактивных штангах с цилиндрическими пружинами. Рулевой механизм по типу глобоидального червяка с роликом (передаточное число 16,4).

Свойственные ВАЗ 2103 характеристики управляемости были оптимизированы за счет изменений тормозной системы, представленной передним дисковым и задним барабанным механизмами. Во всех модификациях ВАЗ 2103 привод тормозной системы гидравлический. В выпущенных после декабря 1973 года ВАЗ 2103, гидропривод снабжен вакуумным усилителем. Задние рабочие тормоза с регулятором давления. Ручной тормоз механический на заднюю колесную пару.

Тормозную систему ВАЗ 2103 оснастили вакуумным усилителем, что существенно уменьшило усилие на педаль тормоза. Задние тормозные механизмы снабдили возможностью регулирования зазора между тормозным барабаном и тормозной колодкой, который автоматически выравнивался по мере стирания фрикционной накладки.

Коробка передач ВАЗ 2103 механическая, 4-ступенчатая, оснащенная синхронизаторами первой, второй, третьей и четвертой передач. Главная передача гипоидная, система сцепления ВАЗ 2103 сухая однодисковая.

Помимо внешних изменений, в ВАЗ 2103 по сравнению с базовым седаном ВАЗ 2101, устанавливали более мощный мотор. Базовый карбюраторный 4-цилиндровый 8-клапанный двигатель ВАЗ 2101 расточили до 76 мм. В ВАЗ 2103 объем двигателя увеличился с 1198 см3 до 1451 см3. Параллельно был увеличен рабочий ход поршня (до 80 мм) и повышена мощность двигателя с 62 л.с. до 70,2 л.с. (51,6 кВт) при 5600 об/мин. Степень сжатия двигателя осталась на прежнем уровне (8,8), но изменилась геометрия коленчатого вала, увеличился блок цилиндров. Модернизированный двигатель 2103, технические характеристики которого не менялись вплоть до снятия модели с конвейера, с места до скорости 100 км/час разгонял седан за 17 секунд. Коробка передач 2103 ручная, 4-скоростная. Максимальную скорость на трассе «тройка» набирала 150 км/час и заметно легче, чем «копейка», преодолевала подъемы. Средний расход топлива ВАЗ 2103 в смешанном цикле 8,4 л/100 км.

В линейке силовых агрегатов ВАЗ 2103 помимо базового двигателя было еще два мотора, которые устанавливали на экспортные версии. Модификация ВАЗ 21033 оснащалась мотором рабочим объемом 1290 см3. Мощность двигателя ВАЗ 2103 составляла 63,6 л.с. при 5600 об/мин с максимальным крутящим моментом 92 Нм (3400 об/мин). Еще один двигатель 2103, характеристики которого были признаны наиболее экономичными среди конкурентов-одноклассников, устанавливался на экспортную модификацию ВАЗ 21035. Самый экономичный среди всех 2103 двигатель с рабочим объемом 1198 см3 выдавал 58,7 л.с. (43,2 кВт) при 5600 об/мин. С максимальным крутящим моментом в 85 Нм (3400 об/мин). Во всех модификациях КПП ВАЗ 2103 предполагалась 4-ступенчатая, механического типа.

Специально под ВАЗ 2103, технические характеристики которого в сравнении с «копейкой» заметно изменились, были разработаны новые радиальные шины. Особенностью покрышек было расположение корда. В отличие от шин, в которых нить корда проходит диагонально в «троечных» покрышках ее проложили в плоскости колесной оси. Модернизированные шины меньше изнашивались при эксплуатации на больших скоростях в течение длительного времени. Помимо этого, в отличие от диагональных шин, новые колеса обеспечивали ВАЗ 2103 улучшенные показатели при резких торможениях и ускорениях.







Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»