LADA

LADA 2104

I поколение

(1984 - н. в.)
  • LADA 2104 LADA 2104

11 сентября 2012 года Ижевский автомобильный завод отгрузил партию кузовов для последнего из могикан легендарного классического семейства жигулей. Финальные экземпляры ВАЗ 2104 сошли с конвейера 17 сентября 2012.

История четверки началась в семидесятых годах двадцатого века. Советский Союз целенаправленно двигался навстречу счастливому коммунистическому будущему. Жизнь советского человека была поделена на пятилетки, наполнена благородным трудом и плановыми победами. Перед управлением главного конструкторского бюро Волжского автозавода стояла непростая задача – организовать работу предприятия в юбилейной десятой пятилетке таким образом, чтобы каждый год запускать в серийное производство новую модификацию или модель легкового автомобиля.

На конец семидесятых легковых автомобилей в кузове универсал в СССР было всего три: Москвич-427, Волга ГАЗ-24-02 и Жигули ВАЗ-2102. Автомобиль ВАЗ 2104 относится к так называемому второму поколению вазовской классики. Перед тольяттинскими инженерами и конструкторами стояла задача глобально модернизировать популярную копейку ВАЗ-2101, причем таким образом, чтобы новое авто выглядело совершенно по другому, сохранив все основные кузовные компоненты. Отраслевой план реконструкции семейства предусматривал последовательное, ежегодное освоение новых моделей – после старта серийной сборки базового седана, через год должно было начаться производство люксового варианта, а еще через год версии в кузовной версии универсал. Базовая модель рестайлинговой копейки получила серийный индекс ВАЗ-2105, топовая версия седана ВАЗ-2107, а универсал ВАЗ-2104.

27 декабря 1980 года А.А.Житков – генеральный директор Волжского автозавода на основании документации, подготовленной Управлением главного конструктора ВАЗа, подписал знаменитый приказ 0 мерах по организации подготовки производства модернизированных автомобилей модели ВАЗ-21О4 взамен ВАЗ-21О2 в связи с падением спроса на последнюю, как устаревшую модель на рынках капиталистических стран. Планом предполагался ежегодный выпуск 50 тысяч универсалов ВАЗ 4. Первая опытная четверка ВАЗ сошла с конвейера через полтора года после подписания приказа – в июне 1983 года. Еще год длились приемочные испытания и отладка десяти универсалов ВАЗ-2104 опытно-промышленной партии. ВАЗ-2104 пошел в серийную сборку 2 июля 1984 года на второй технологической нитке главного ВАЗовского конвейера. В течение 1985 года автомобиль 2104 собирался параллельно с предшественником ВАЗ-2102. На запланированную годовую мощность в 50000 автомобилей завод вышел в 1986 году.

Запущенная в производство в апреле 1970 года, копейка ВАЗ-2101 была построена на базе итальянского седана FIAT-124, однако имела ряд усовершенствований: усиленный кузов, другой задний мост и подвеску, 1,2-литровый верхневальный двигатель мощностью 64 л.с., барабанные, а не дисковые задние тормоза, увеличенный клиренс, иные сиденья. В 1974 году началось производство модернизированной версии ВАЗ-21011 с несколько иным дизайном, улучшенной системой вентиляции и более мощным 1,3-литровым, 69-сильным мотором. Универсал ВАЗ-2102, запущенный в серию в 1971 году, в отличие от седана, представлял собой точную копию FIAT -124 Familiare. Практически не отличалась от итальянской лицензионной модели FIAT-124 Speciale и люксовая версия седана ВАЗ-2103. Результатом работы над модернизацией трешки стала модель ВАЗ-21031. Перед самым запуском в производство седану сменили внутризаводской индекс на ВАЗ-2106, представив разработку уже не как модернизированную версию, а как самостоятельную новую модель. На базе ВАЗ-2103 разрабатывался вариант в кузове универсал, однако в силу ряда причин модель до серийной сборки не дошла, а внутренний заводской индекс перешел по наследству универсалу рестайлингового второго поколения ВАЗов.

Работы над универсалом ВАЗ-2104 начались в 1978 году. Уложиться в намеченные планом рамки тольяттинским инженерам не удалось. После начала конвейерной сборки модернизированного ВАЗ-2105 в 1980 году, люксовая модель ВАЗ-2107 вышла через два года (в 1982). Еще через два года, в 1984, стартовало серийное производство универсала Лада ВАЗ 2104. Покупателям предлагались две версии сборки универсала – базовая с салоном аналогичным пятерочному и люксовая, оформленая как ВАЗ-2107.

Снаружи, как и внутри, четверка жигули, как и ее платформа ВАЗ-2105, представляет собой результат кардинально модернизированного ВАЗ-2101. При производстве универсала 2104 использовали основные агрегаты и кузовной каркас седана 2105, крыша, задняя часть и технология сборки досталась четверке от ВАЗ-2102. Задок машина ВАЗ 2104 получила переработанный, с учетом общей стилистики модернизированного семейства. Чтобы установить задние фонари новой формы, пришлось изменить конфигурацию дверного проема и форму пятой двери. Заднее стекло, в отличие от ВАЗ-2102, стало больше, получило стеклоочиститель и обогрев.

Салон был полностью видоизменен. Внутри четверки другой руль, приборная консоль, торпедо, передние сиденья, ручки дверей, потолочная и дверная обивка. Во втором поколении вазовской классики устанавливались разработанные собственными силами тольяттинских инженеров системы вентилирования и отопления. Внутри Лада четверка один в один копировала пятерку или семерку за исключением заднего дивана. Как и седаны ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, универсал ВАЗ-2104 модернизировался с учетом соответствия тогдашним международным нормам безопасности, токсичности, экологичности.

После развала Советского Союза Тольяттинский автозавод заключил партнерские соглашения на сборку авто 2104 по технологии SKD (крупноузловым способом) с различными предприятиями как в странах бывшего СССР, так и за рубежом. Первыми четверку, получившую внутризаводской индекс ВАЗ-21043, собрали работники Луцкого автозавода в 2001 году. В том же году ВАЗ-2104 из тольяттинских сборкомплектов стали собирать в Египте. В 2002 году четверки начали производить на ижевском заводе ОАО ИжМаш-Авто и в украинском Херсоне на заводе АнтонРус. Впоследствии на Ижмаше освоили версию ВАЗ-21041i, которая комплектовалась инжекторным двигателем объемом 1,6 литров (таким же, как в ВАЗ-21067), 5-ти скоростной механической КПП, с электрикой и салоном как в ВАЗ-2107 и передними креслами как в ИЖ-2126.

Салон базовой комплектации ВАЗ-2104 в точности копирует внутренне оформление ВАЗ-2105. Руль большой с тонким ободом. В отличие от ВАЗ-2107, в пятерках и четверках на приборной панели отсутствовал тахометр. Зато в противоположность классике первой генерации, в Лада 2104 можно было регулировать наружные боковые зеркала из салона. Вместо стальных бамперов, устанавливаемых на ВАЗ-2102, на четверки монтировали бампера из алюминия. Ручки на дверцах ВАЗ-2104 полностью утоплены. Задние фонари универсала были необычными для отечественных автомобилей – большие и многосекционные. В новинку были гидрокорректор фар головного света и регулируемая подсветка приборной панели. Под нижней кромкой заднего стекла располагался длинный пенал с лампой подсветки номерного знака, на лицевой стороне которого был вставлен значок с обозначением модели универсала. А вот блок климат-контроля с простенькими рычажками-ползунками достался Жигулям 4 модели от предшественников. Вместо торсионных упоров, используемых для поддержания пятой дверцы в двойках, в VAZ 2104 установили телескопические газонаполненные упоры. В начале 1990 годов 20 века стоимость ВАЗ 2104 составляла порядка трех тысяч долларов.

В 1995 году ЗАО ВИС (ВАЗИНТЕРСЕРВИС) – одно из дочерних подразделений АвтоВАЗа, освоило мелкосерийное производство пикапа ВАЗ-21043-33. Пикап с открытым кузовом мог перевезти двух человек и 300 кг груза. Через пару лет, в 1997 году, на базе ВАЗ-21043-33 создали еще один грузовичок ВИС 2345. За счет другой конструкции задней полурамы удалось увеличить грузоподъемность пикапа почти до полтонны. Впоследствии на конвейере ВАЗИНТЕРСЕРВИС освоили три варианта грузопассажирской четверки: ВИС 2345-0000010 с тремя откидными бортами, ВИС 2345-0000012 с пластмассовой крышей и ВИС 23452-0000010 с закрытым кузовом-фургоном с распашными дверцами.

В 1998 году завод АО Барнаултрансмаш выпустил 50 универсалов опытно-промышленной партии ВАЗ-2104, оснащенных вихрекамерным 1,57-литровым дизельным двигателем (ВАЗ-341). Полносерийное производство дизельных четверок началось 31 августа 2002 года в Сызрани на мощностях завода РосЛада. В продаже дизельная Лада 4 появилась в конце 2002 года. В московских дилерских центрах на ВАЗ 2104 цена начиналась с 4000 долларов. В конце весны 2000 года четверка в дизельном варианте стала доступна по всей России. Цена на Lada 2104 с дизельным двигателем составляла порядка 110 тысяч рублей. В 2002 году началась сборка модернизированного ВАЗ-21048 с более мощным дизельным двигателем объемом 1,8-литров.





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»