LADA

LADA 2105

I поколение

(1980 - 2010)
  • LADA 2105 LADA 2105

ВАЗ 2105 является рестайлинговой версией первого заднеприводного седана ВАЗ 2101, произведенного Волжским автомобильным заводом. «Пятерка» стала лидером среди малолитражных легковых автомобилей отечественной сборки по продолжительности серийного производства. Автомобиль ВАЗ 2105 продержался на конвейере более тридцати лет.

В 1974 году перед коллективом ВАЗа была поставлена задача по разработке «автомобиля 1980 года» (именно так звучало официальное название проекта). Коллективу конструкторов и художников дали добро не просто на косметические эксперименты, а на глубокую техническую модернизацию. Рестайлинговый седан базовой модели должен был кардинально осовремениться, чтобы на равных конкурировать с моделями иностранного производства. На ВАЗ 2105 возлагали большие надежды в плане пополнения золотовалютных запасов страны. Рестайлинг «копейки» должен был положить начало новому модельному семейству, в котором планировалось производство двух вариантов седана в комплектациях «Стандарт» и «Люкс», плюс версия в кузове «универсал».

В августе 1976 года коллективу проекта «автомобиль 1980 года» представили окончательный вариант технического задания. Основным требованием оставалось минимальное изменение налаженного процесса штамповки и сварки, то есть, крыша, пол и основные элементы силового каркаса должны были остаться неизменными. Ведущим конструктором проекта назначили В.Г. Квасова, руководителем Центра стиля ВАЗа был М. Демидовцев. Конкурс эскизов выиграл вариант, предложенный Владимиром Степановым, которому удалось, за счет навешивания на «копеечную» кузовную архитектуру новых элементов и панелей, создать современный, элегантный и самобытный автомобиль.

Пятерка изначально была ориентирована на внешний рынок. Поэтому при его разработке строго отслеживалось соответствие мировым стандартам пассивной безопасности, экономичности, нормам токсичности. Учитывалась аэродинамика и уровень шумности. В отличие от базовой модели первого поколения, ВАЗ 2105 лишилась характерных поворотных форточек в передних окнах и декоративных колпаков. В дверные каркасы вставили, повышающие жесткость, брусья безопасности. Салон ВАЗ 2105 обновили кардинально. Новая приборная панель с измененной комбинацией приборов, руль, консоль. Потолок и обивка дверей в Жигулях пятой модели выполнялась из цельноформованного полимера. На передних креслах стали устанавливать подголовники, регулируемые по высоте. Систему вентиляции и отопления переделали с нуля.

Экстерьер ВАЗ 2105 от предшественников отличает головная оптика. Впервые в российском автомобилестроении было реализовано объединение в одном световом блоке ламп ближнего и дальнего света, габаритов и сигналов поворотов. В общем корпусе интегрировали галогеновые лампы, установили гидрокорректор положения светового пучка, добавили стеклоочиститель и стеклоомыватель. Впоследствии в серийных моделях 2105 стеклоомыватель и стеклоочиститель предполагались в качестве дополнительно оплачиваемой опции. Вытяжную вентиляцию салона в виде черной пластмассовой трапеции неправильной формы разместили на задних стойках. Начиная с ВАЗ 2105, во всех последующих моделях ВАЗа в оформлении панели приборов стали использовать радикально черный пластик. Приборы прикрывало конусное антибликовое стекло. В стандартной заводской сборке предусматривалось место под установку автомагнитолы. Объем багажника «пятерки» 300 литров.

Пять первых опытных предсерийных образцов ВАЗ 2105 были собраны в декабре 1977 года. Через девять месяцев экспортная версия ВАЗ 2105 во Франции успешно прошла процедуру соответствия международным стандартам (омологацию). Доставшиеся на долю ВАЗ 2105 отзывы ведущих международных экспертов позволили советскому руководству заключить выгодные контракты на экспорт «пятерки». В четвертом квартале 1979 года началась конвейерная сборка пилотных образцов ВАЗ 2105. В январе 1980 года Жигули «пятерка» пошла в серийное производство и стала доступна на внутреннем рынке. Осенью 1980 года первые экземпляры «пятерок» в экспортном исполнении отправили на рынки Норвегии, Швеции, Финляндии и в Панаму. В декабре 1981 года ВАЗ наладил полномасштабный экспорт модели ВАЗ 2105.

К апрелю 2004 года на главном конвейере АвтоВАЗа из всего семейства заднеприводных малолитражек остались только две модели – ВАЗ 2105 и ВАЗ 2107. Весной 2004 года на ВАЗ 2105 цена стартовала с 113 тысяч рублей. Стоимость ВАЗ 2107 начиналась с 124 тысяч рублей, тогда как заднеприводная классика, перенесенная на ИжАвто, в самом дорогом исполнении стоила 106 тысяч рублей (ВАЗ 2106). Экономическая целесообразность переноса производства ВАЗ 2105 на ИжАвто долгое время вызывала споры и разногласия.

В ноябре 2004 года АвтоВАЗ изменил систему наименований, переведя все автомобили на единый бренд LADA. ВАЗ 2105 стал официально именоваться Lada 2105. В течение 2005 года тольяттинская базовая пятерка была продана в количестве около 25 тысяч экземпляров, тогда как люксовую версию седана ВАЗ 2107 приобрели более 160 тысяч покупателей. В ноябре 2005 года стоимость ВАЗ 2105 снизили до 105 тысяч рублей. В 2007 году генеральный директор ОАО АвтоВАЗ Игорь Есиповский выступил с заявлением, в котором сообщил о прекращении производства модели LADA 2105, в соответствии с новой стратегией развития завода. Однако, благодаря государственной программе утилизации, ВАЗ пятерка «прожила» еще три года.

В августе 2010 года было объявлено о планируемом переносе производства модели ВАЗ 2105 с конвейера АвтоВАЗа в сборочный цех ИжАвто. Но уже через пару месяцев пресс-служба завода сообщила о том, что пятерка выведена из модельного ряда АвтоВАЗа. 30 декабря 2010 года был собран последний экземпляр седана Lada ВАЗ 2105 в цвете «Мускари», который отправили в музей Волжского автозавода. 2105 продержалась на конвейере почти 31 год и была произведена в количестве двух миллионов 87 тысяч автомобилей.





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»