LADA

LADA 2108

I поколение

(1984 - 2003)
  • LADA 2108 LADA 2108

ВАЗ 2108 – знаковый автомобиль не только для Волжского автозавода, но и для всего отечественного машиностроения. Восьмерка ВАЗ стала первым советским легковым автомобилем в кузове хэтчбек, первой моделью с передним приводом, по сути, базой для всех последующих поколений тольяттинских легковых машин.

О создании инженерами ВАЗ нового автомобиля впервые официально было объявлено в феврале 1981 года во время выступления министра автопрома В. Полякова на XXVI съезде КПСС. Страна узнала, что на Волжском автозаводе планируют освоить производство новой модели с революционным приводом на переднюю ось. Машины конструктивно и технологически не связанной ни с одним из уже выпускаемых в Союзе автомобилей. Модели, созданной исключительно собственными силами.

Первый прототип легкового автомобиля с передней парой ведущих колес особо малого класса в двухобъемной кузовной компоновке сделали на ВАЗе в 1971 году. Проект проходил под индексом 1Э1101 и включал множество инновационных наработок – переднюю подвеску типа McPherson, поперечно расположенный 4-цилиндровый двигатель объемом 1000 см3 мощностью 45 л.с., независимую заднюю торсионную подвеску с продольным рычагом. Прототип первой серии провели через полный цикл лабораторных и дорожных испытаний. Одновременно на ВАЗе проводили тесты зарубежных переднеприводных моделей – FIAT 127(128), FIAT Ritmo, Opel Kadett, VW Golf.

Главной задачей конструкторского бюро была адаптация переднего привода к отечественным дорожным условиям. Проблемой всех заграничных переднеприводников являлась неспособность «переварить» российские грунтовки. В официальных заключениях выход из строя основных элементов переднего привода объясняли «сложным дорожным рельефом, отличающимся высокой концентрацией участков с повышенным уровнем запыленности» (так красиво назвали дороги без асфальтного покрытия).

В 1973 году на ВАЗе собрали второй прототип переднеприводного хэтчбека. Будущая “восьмерка" имела внутризаводской индекс 2Э1101. Благодаря прототипам второй серии современные переднеприводные модели получили ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей). Впоследствии данное техническое нововведение стало использоваться и на моделях с полным приводом. В 1975 году ВАЗ приобрел лицензию на производство шарниров у британской компании Hardy Spice.

В 1977 году тольяттинский автомобильный завод собрал переднеприводный прототип 4Э1101, получивший, кроме внутризаводского индекса, собственное имя «Ладога». Прототип собрал в себе наработки всех предыдущих версий и лучшие технические решения десяти протестированных и «расчлененных» ВАЗом зарубежных переднеприводных автомобилей. На базе «Ладоги» в 1977 году стартовал проект, который возглавил главный конструктор завода Г. Мирзоев и ведущий конструктор ВАЗа по переднеприводным автомобилям А. Миллер, вылившийся в создание модели ВАЗ 2108.

Первый предсерийный прототип 2108 (так называемой первой серии) был собран в декабре 1978 года. В течение следующего года на ВАЗе проводили тесты и испытания трехдверного переднеприводного хэтчбека. Любопытно, что множественные замечания и изменения практически не коснулись экстерьера машины. Внешний дизайн ВАЗ 2108, разработанный художниками В. Пашко и В. Кряжевым оказался настолько лаконичным и удачным, что и через семь лет к моменту начала серийного производства остался без изменений.

18 декабря 1984 года тольяттинский автозавод начал серийный выпуск легкового автомобиля линейки «Спутник» в трехдверном кузове типа хэтчбек. В январе 1985 года “восьмерка", цена которой составляла 8 346 рублей, поступила в продажу. Громкое имя Спутник, новый для советского автопрома экстерьер, необычная переднеприводная платформа – все это должно было ни на мгновенье не давать забыть о том, что Советский Союз - первая страна, покорившая космос. Однако через некоторое время выяснилось, что слово «спутник» сложно произносится и непонятно для большинства европейцев. Неудачное с маркетинговой точки зрения название автомобиля грозило снижением объемов валютных прибылей в советскую казну. Перед руководством ВАЗа поставили задачу в срочном порядке придумать автомобилю новое имя – понятное на всех языках, благозвучное и гордое.

У тольяттинцев уже был не самый удачный опыт с «географическими» названиями. В 1968 году в газетах СССР появилось объявление о всенародном конкурсе на название новой легковой машины. Более тридцати тысяч человек прислали на почтовый адрес Волжского автозавода свои предложения. Из них были выбраны сто наиболее удачных вариантов, среди которых лидировали «Ленинец», «ВИЛ» (аббревиатура от Владимир Ильич Ленин), «Аврора», «Катюша», «Волжанка». Дирекция ВАЗа оказалась перед сложным выбором.

В результате, после долгих дискуссий новому автомобилю решено было дать имя «Жигули» - нейтральное с политической точки зрения и конкретное с географической. Волжский автомобильный завод был построен в Самарской области на правом берегу реки Волга в городе Тольятти у подножия горного массива, который называется Жигули. К сожалению, с политически корректным названием вышел заграничный облом. Оказалось, слово «жигули» во многих странах созвучно слову «жиголо».

Новому советскому автомобилю ни в коем случае нельзя было ассоциироваться с мужчиной, оказывающим услуги интимного плана за деньги. В 1970 году в экстренном порядке для Жигулей было придумано приличное экспортное название «LADA». Имя «Лада» оказалось совершенно нейтральным, приятным на слух, легко произносимым на всех языках. Уже через пару лет «Ладами» называли не только экспортные версии легковых автомобилей, произведенных на конвейерах ВАЗа, но и модификации, предназначенные, для внутреннего рынка.

Для непонятого европейцами «Спутника» придумали название «Самара», в честь реки, протекающей неподалеку от Тольятти и областного центра - города Куйбышев, который до 1935 года назывался Самара.

Салон ВАЗ 2108 оформлялся в светло-коричневой гамме. Кресла обтягивали велюровой тканью в мелкий рубчик. В штатном наборе инструментов Лада Самара 2108 в обязательном порядке полагалась банка нитроэмали ярославского производства. Первые партии серийного трехдверного хэтчбека отличались плотным, показательно качественным лакокрасочным покрытием. К концу восьмидесятых на ВАЗ 2108 цена составляла порядка 8,5 тысяч рублей. В салоне была лаконичная панель приборов с центральным окном спидометра, вспомогательными шкалами и датчиками, расположенными по бокам. Руль в Lada 2108 небольшой, двуспицевый c крупной центральной частью. Короткий рычаг коробки переключения передач с длинными ходами.

На фоне остальных советских легковых автомобилей Лада Спутник ВАЗ 2108 не только выглядел спортивно, но и демонстрировал совершенно иной характер езды. В отличие от заднеприводной классики, переднеприводный VAZ 2108 отличался жесткой подвеской, но при этом демонстрировал устойчивость в крутых виражах.

Для нового семейства Лада Спутник/Самара разработали новую линейку силовых агрегатов. В отличие от седанов первого классического семейства Жигулей, в ВАЗ 2108 двигатель расположен в подкапотном пространстве поперечно. Первым базовым мотором «восьмерки» стала 65-сильная «четверка» рабочим объемом 1,3 литра. Чуть позже 1,3-литровый мотор заменили 1,5-литровой модификацией. Помимо этого, в линейке моторов семейства Спутник/Самара был маломощный, экономичный двигатель рабочим объемом 1,1 литра мощностью 54 л.с., выпускавшийся мелкой серией. Чаще всего таким мотором агрегатировались экспортные версии Lada 2108, предназначенные для европейского рынка.

Начиная с конца 1990 года, ВАЗ 2108 производился в рестайлинговом виде – с длинными передними крыльями, без вставки в районе головной оптики и традиционной фальшрадиаторной решеткой. В том же году трехдверный хэтчбек Лада 2108 стали комплектовать «высокой» панелью приборов. Из комбинации приборов исключили вольтметр и добавили окно тахометра.

1 октября 2003 года серийное производство модели Лада 2108 было официально прекращено. В феврале 2004 года пресс-служба АвтоВАЗа объявила о возможном возобновлении конвейерной сборки модели первого поколения семейства Лада Самара/Спутник ВАЗ 2108. Вероятность того, что Лада восьмерка вернется конвейер, была минимальна, в связи с невыгодностью с финансовой точки зрения. Для этого заводу пришлось бы возобновить штамповку многих деталей и элементов. Однако ситуация сложилась таким образом, что после прекращения серийного производства ВАЗ 2108, имевшиеся у дилеров складские запасы трехдверных хэтчбеков были распроданы, а новые поступления рестайлинговой версии задерживались в связи с проблемами сборки модернизированного хэтчбека ВАЗ 2113 семейства Самара 2. В результате ниша трехдверных хэтчбеков, которую занимал ВАЗ 2108, после вывода из модельной линейки «восьмерки», оказалась незаполненной.

С учетом того, что спрос на автомобиль ВАЗ 2108 не бил рекорды, но всегда оставался стабильным, Восьмерку планировали продолжить собирать в количестве порядка 10-12 тысяч экземпляров в год. По некоторым версиям производство «восьмерок» планировали передать на конвейер серпуховского автозавода СеАЗ. Впоследствии программа возобновления производства ВАЗ 2108 была свернута в связи с неоправданно высокими вложениями и трудностями технического переоснащения.

Почти год (11 месяцев) модельная линейка семейства Lada Samara оставалась без модификации в кузове трехдверный хэтчбек. В сентябре 2004 году на АвтоВАЗе запустили конвейерную сборку рестайлинговой версии ВАЗ 2108 – модели ВАЗ 2113. Стоимость 2108 в модернизированной версии составляла 6-6,5 тысяч долларов. В общей сложности Восьмерка - машина, продержавшаяся на конвейере ВАЗа без малого два десятилетия, была собрана в количестве 881824 штук. На вторичном рынке цена ВАЗ 2108 в зависимости от года выпуска, состояния, пробега колеблется в диапазоне от 20 до 200 тысяч рублей.





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»