LADA

LADA 2108

LADA 2108

Описание модели

30 сентября 2003 года с первой нитки главного ВАЗовского конвейера сошел последний экземпляр автомобиля модели ВАЗ 2108. Легендарная «восьмерка» уступила место рестайлинговой модели преемнице – ВАЗ 2113 семейства Самара-2. В серийном производстве «восьмерка» простояла без малого два десятка лет.

Первый полномасштабный прототип переднеприводного трехдверного хэтчбека построили на ВАЗе в 1978 году. ВАЗ 2108 был пионером советской автомобильной промышленности – первыйпереднеприводный, первый в кузовной комплектации двухобъемный, трехдверный хэтчбек. Нетрадиционный, стремительный, спортивный ВАЗ 2108 бросал вызов устоявшимся автомобильным стандартам. «Восьмерку» отличал спортивный характер и стремительный экстерьер, совершено не свойственный первому поколению ВАЗовской Классики.

Модификации и цены

Нет комплектаций, соответствующих настройкам фильтра.
Модификация Топливо Привод Мощность Разгон до 100 км/ч Расход топлива
1.1 MT бензин передний 54 л.с. 17 с н. д.
21081
           
Снята
с производства
1.3 MT бензин передний 64 л.с. 16 с н. д.
Базовая
           
Снята
с производства
1.5 MT бензин передний 70 л.с. 14 с 7.7 л/100 км
21083
           
Снята
с производства
1.5i MT бензин передний 78 л.с. 13 с 7.7 л/100 км
21083
           
Снята
с производства


 

В создании Лада/Спутник ВАЗ 2108 принимали участие специалисты из Porsche. В музее немецкой компании сохраняется один из самых первых экземпляров предсерийной «восьмерки» (так называемой трехсотой опытной серии) бежевого цвета с коричневым салоном и передней маской решетки из неокрашенного стеклопластика. С момента появления концептуальной версии до запуска ВАЗ 2108 в серийное производство прошло семь лет.

В июле 1979 года во время совместной встречи представителей ВАЗа и Porsche германским партнерам презентовали концептуальный образец переднеприводного трехдверного хэтчбека. Через полгода, в рамках подписанного соглашения по проекту «Гамма», три прототипа ВАЗ 2108 доставили на испытательный полигон в немецком местечке Вайсах (Weißach) в округе Штутгарт. Немцы прогнали «восьмерки» по полной серии тестов и через три месяца представили тольяттинским коллегам заключение, в котором отразили 467 замеченных недостатков работы двигателя, трансмиссии, конструкции кузова, подвески и рекомендации по их устранению.

Особым пунктом немцы отметили неорганизованность и проволочки со стороны советских коллег. Критика на отечественных чиновников не оказала ни малейшего воздействия. Систему зажигания, переработанную немцами с нуля, утвердили через два года и три месяца после представления окончательного варианта. Предложенные Porsche мероприятия по повышению аэродинамических показателей, до момента одобрения рассматривались советской стороной в течение 32 месяцев. 31 мая 1984 года ВАЗ и Porsche поставили подписи под протоколом о завершении совместных работ по доводке семейства Samara/Sputnik. Четырехлетние консультации компании Porsche обошлись бюджету СССР в сумму около полумиллиарда марок.

Немцы практически не принимали участия в оформлении экстерьера и интерьера, сосредоточено доводя свойственные ВАЗ 2108 технические характеристики до мировых стандартов. По рекомендации главного дизайнера со стороны Порше А. Лапина вместо кнопок с выемкой, как на Оке, хэтчбеку поставили ручки от модели Porsche 924. В базовом силовом агрегате инженеры Porsche увеличили жесткость картера, настроили карбюратор фирмы Солекс в соответствии с европейскими стандартами уровня СО в выхлопе и расхода топлива.

Немецкие партнеры предложили новый метод обработки рабочих поверхностей двигателя и мероприятия, увеличивающие срок работы выпускной системы. Совместными усилиями был полностью переработан водяной насос. В результате доводки двигателю ВАЗ 2108 подобрали оптимальные параметры степени сжатия, увеличили показатели мощности. В отличие от более ранних ВАЗовских моделей классического семейства, двигатель ВАЗ 2108 перенастроен с учетом оптимизации горячего и холодного пуска и соответствия требованиям уровня шумности и качества выброса.

Для ВАЗ 2108 закупили около двух десятков лицензий на узлы, детали и агрегаты. Передние дисковые тормоза 2108 и тормозной вакуумный усилитель собирали по технологии, закупленной у компании Lucas. Синхронизаторы коробки передач, реечный рулевой механизм изготавливали по лицензии Zahnradfabrik. Кузов ВАЗ 2108 усилили, передние лонжероны, конструкцию которых с подачи инженеров Porsche меняли дважды, расположили в виде распорок в кузовные пороги. У Volkswagen приобрели лицензию на производство балки задней подвески. Стойки передней подвески «подсмотрели» у Way-Assauto.

Конструкторское бюро Porsche практически подчистую переработало трансмиссию переднеприводной «восьмерки». Коробка передач 2108 получила разработанные с нуля синхронизаторы, модифицированный механизм переключения передач, обновленную систему сцепления, колесные приводы и дифференциал. После немецкой доводки, КПП ВАЗ 2108 удалось избавить от низкой информативности педалей, поднять показатель ресурса сцепления и синхронизаторов, снизить усилие при переключении скоростей. Механики Порше разработали методику повышения герметичности соединения элементов трансмиссии и уменьшения шумов. Во всех версиях и официальных модификациях коробка ВАЗ 2108 устанавливалась только механическая.

По электрической части «восьмерки» инженерный корпус ВАЗа обратился к немецким коллегам с проблемой настройки системы зажигания, которая давала сбои при работе с двигателями, различающимися степенью сжатия. Немцы доработали систему зажигания, а заодно и стартер, генератор и его вентилятор, свет, задний стеклоочиститель, аудиосистему. Предложили несколько вариантов комбинации приборов, жгутовой прокладки проводов электрической системы.

Именно мастерам из Porsche ВАЗ 2108 «обязан» жесткостью подвески. Свойственные ВАЗ 2108 характеристики управляемости и устойчивости удалось повысить за счет перенастройки передней и задней подвесок. После полной переделки рулевого управления снизились вибрации на рулевом колесе и повысилась четкость работы механизма рулевого управления. В немецком инженерном бюро оптимизировали тормоза 2108 и пересмотрели кинематику педального узла.

Подвеска ВАЗ 2108 энергоемкая и жесткая. Чутко реагирует на неровности дорожного покрытия. С ростом скорости «восьмерка» заметно раскачивается, повторяя дорожную траекторию. В восьмидесятых для переднеприводной Лада 2108 характеристики управляемости оценивались значительно выше всех других отечественных моделей. Хэтчбек отличался точными, практически мгновенными реакциями на действия водителя.

В Porsche предложили ряд мероприятий по усилению передка до передней стойки, предусмотрели новые крепления кресел, систему фиксации ремней безопасности, силовые элементы днища, крыши и дверей в соответствии с мировыми стандартами пассивной безопасности при фронтальном и боковом ударах.

Осенью 1984 году в Москве в рамках выставки «Автопром-84» на ВДНХ состоялась публичная презентация ВАЗ 2108. «Восьмерки» первых лет выпуска отличались от более поздних сборок характерным «клювом» радиаторной решетки.

Острозаточенный силуэт «восьмерки», обутый в фирменную резину Michelin, поступил в свободную продажу по цене 8346 рублей в начале 1985 года. Впоследствии ВАЗ закупил в фирме Michelin лицензию и оборудование для радиальной бескамерной металлокордовой шины размерностью 165/70R13, производство которой под маркой Бл-85 освоил Нижнекамский шинный завод.

«Восьмерка» построена на колесной базе в 2460 мм. Общая длина от бампера до бампера 4006 мм. Высота хэтчбека 1402 мм, высота дорожного просвета 160 мм, ширина 1650 мм. Кузов 2108 цельнометаллический несущий с тремя дверями. Привод ВАЗ 2108 передний. Снаряженная масса Восьмерки 900 кг, полная масса 1325 кг. Багажник 2108 в штатном состоянии способен вместить груз объемом 270 л. Задний ряд сидений складывается, увеличивая рабочий объем багажного отсека до 1000 л.

Салон 2108 выполнен с учетом особенностей эргономики. В отличие от классических моделей, посадка в «восьмерке» ниже, ноги находятся в более прямом состоянии, рычаг коробки передач короче. Торпедо выполнено из жесткого пластика. На самых первых серийных образцах устанавливали панель светло-коричневого цвета в виде большой полки с мягким покрытием. Сиденья 2108 и внутренняя отделка салона оформлялись в бежевой гамме. После фейслифтинга 1989 года, преобразившего хэтчбековский салон, Восьмерка разделила автовладельцев на два лагеря – сторонников старой «низкой» панели и фанатов нового интерьера.

«Высокая» панель получила модернизированную комбинацию приборов с окном тахометра и верхним расположением гнезда автомагнитолы. Сторонники «низкой» версии панели настаивали на более качественной работе воздуховодов. И в первоначальном варианте, и после модернизации, внутренние элементы отделки салона изготавливали из дешевого, звенящего пластика. На смену базовому коричневому варианту оформления торпедо пришел черный. Цвет салона из бежевого стал серым. Коробка 2108 первых лет сборки устанавливалась четырехскоростная. Впоследствии КПП на восьмерку была заменена на 5-ступенчатый вариант. Главная пара КПП 2108 3,7 (3,9).

В 1997 году ВАЗ выпустил первую партию ВАЗ 2108 с инжекторным силовым агрегатом. Полуторалитровый двигатель 2108 с электронной системой контроля впрыска топлива откалибровали под российские реалии, с учетом работы на местном бензине и родном масле. В отличие от карбюраторных версий, впрысковые моторы не требовали ни регулировок, ни регулярных промывок. Содержание СО в выхлопе контролировалось системой проверки токсичности, запрограммированной на европейские стандарты – не более 1% СО в отработанной газовой смеси.

Впрысковый мотор был способен завестись без обязательного для карбюраторных версий шаманства. Двигатель с электронным управлением подачи топлива более чутко работал на низких оборотах, случайное включение повышенной передачи не приводило к рывкам или резкой детонации. Предсерийные прототипы «восьмерок» с компьютеризированными силовыми агрегатами оснащались системами американской фирмы Дженерал Моторс. Впоследствии на ВАЗе разработали собственную версию контроллера и программу «Январь-4».

Серийная модификация ВАЗ 21083-20 отличалась системой распределенного впрыска топлива комбинированного американо-отечественного производства. Американская система фирмы Дженерал Моторс комплектовалась российским контроллером управления.

В отличие от системы впрыска зарубежных фирм, в российском варианте не устанавливали катализатор (нейтрализатор). Не было так же и системы мониторинга состояния топливной смеси в цилиндрах двигателя - лямбда-зонда (датчика, регистрирующего уровень концентрации кислорода). Зато в отечественном варианте двигателя с топливным впрыском был элемент контроля переменного сопротивления – потенциометр, являющийся аналогом кислородного датчика. Традиционная система топливоподачи чутко реагировала на наличие соединений фосфора, свинца, силикона, которые приводили к выходу из строя катализатора и кислородного датчика. Электронный блок управления (ЭБУ) «восьмерки» откалибровали по другому алгоритму, в результате чего бортовой компьютер не реагировал на попадание высокофосфатного моторного масла, этилированного бензина или частиц силиконового герметика в систему питания.

Особой гордостью тольяттинских инженеров, работающих над линейкой силовых агрегатов ВАЗ 2108, был легкий пуск двигателя. В систему заложили режим продувки цилиндров, актуальный в случае, если на свечи попадают брызги топлива. Принцип работы продувки заключался в полном открытии дроссельной заслонки и принудительном вращением коленчатого вала стартером. Подача топлива при этом прекращалась. Свечи очищались за счет прохождения мощного потока воздушной массы через цилиндры в тот момент, когда подающие топливную смесь форсунки плотно закрыты.

В отличие от более ранних карбюраторных версий, двигатели с распределенным впрыском топлива имели поликлиновый ремень генератора, снабженный специальным устройством контроля натяжения. Контроллер (ЭБУ) на впрысковых «восьмерках» разместили в салоне, в нижней части торпедо напротив переднего пассажирского кресла. Крышка на электронном блоке управления открывала доступ к запоминающему устройству калибровки (ЗУК), называемому в народе чипом или микросхемой. ЗУК состоял из сдвоенного блока памяти – ПЗУ (постоянного запоминающего устройства) и ППЗУ (программируемого запоминающего устройства). Чип можно было перепрошивать, специальным ультрафиолетовым излучателем стирая заводские настройки, и записывать другую информацию.

В 1988 году по требованию европейских дистрибьюторов коллектив тольяттинских конструкторов разработал две модификации на базе модели ВАЗ 2108 в кузове кабриолет – Lada Natasha и Lada SanRemo.

Кроме экспортных модификаций, в 1988 г на ВАЗе создали прототип еще одного «восьмерочного» кабриолета Тарга или «Восьмерка Тип-топ». Концепт кар с задним свесом от модели ВАЗ-21099 и длинным крылом собрали в единственном экземпляре.

В 1994 году выпустили модификацию VAZ 2108-91, оснащенную роторно-поршневым двигателемВанкеля серии ВАЗ-415, рабочим объемом 1,3 литра мощностью 140 л.с. (103 кВт).

В 1998 году инженеры ВАЗа презентовали гибридную модель на базе «восьмерки» и «Нивы», получившую внутризаводской серийный индекс VAZ 210834 и имя «Тарзан». Благодаря рамной конструкции, «Тарзан» совмещал заимствованный у ВАЗ 2108 салон и полный привод вездеходной «Нивы». Выпускался поштучно силами опытно-промышленного производства ВАЗа под заказ.


Рейтинг владельцев
7.8 / 10
Очень хорошо
Подробные оценки
Экстерьер
7.5
Интерьер
5.5
Комфорт
4
Как едет
7.5
Эксплуатация
8.3
Цена — качество
8.3
Отзывы владельцев
Написать отзыв
Archeb@l'D 6 / 10
Первая собственная машина, попала мне в руки за 45000 руб.(очень уж хотелось машину,на большее средств не хватало). Езжу уже 1,5 ...
VM 8 / 10
Свою Ладушку я купил в 2001 году. Ездил за ней в Самару. И по сей день остаюсь ей верным (жена даже немного ревнует). А что, ...
Читать все





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»