LADA

LADA 2109

LADA 2109

Описание модели

ВАЗ 2109 – пятидверный пятиместный переднеприводный легковой автомобиль производства Волжского автозавода. Является второй моделью в семействе Лада Самара/Спутник. В 1975 году министр автомобильной промышленности СССР В. Поляков подписал историческое соглашение с президентом немецкого автопромышленного концерна Porsche Э. Фурманном. В результате данного соглашения Государственный комитет по науке и технике Советского Союза должен был контролировать выплату фирме Порше по 500 тысяч немецких дойчмарок ежегодно в течение трех лет. В свою очередь, германские автопромышленники обязались с 1976 по 1978 год принять у себя специалистов завода ВАЗ, предоставив в их распоряжение имеющиеся технологические наработки, и принять участие в разработке и модернизации, как уже производимых на ВАЗе автомобилей, так и только планируемых. Результатом совместного сотрудничества стал новый двигатель, автомобиль «Нива» и рестайлинговый макет классического легкового седана ВАЗ 2103.

Модификации и цены

Нет комплектаций, соответствующих настройкам фильтра.
Модификация Топливо Привод Мощность Разгон до 100 км/ч Расход топлива
1.1 MT бензин передний 54 л.с. 17 с н. д.
21091
           
Снята
с производства
1.3 MT бензин передний 64 л.с. 16 с н. д.
Базовая
           
Снята
с производства
1.5 MT бензин передний 70 л.с. 14 с 7.7 л/100 км
21093
           
Снята
с производства
1.5i MT бензин передний 78 л.с. 13 с 7.7 л/100 км
21093
           
Снята
с производства

Автомобили LADA 2109 с пробегом в автосалонах Москвы

Все предложения →
  •  

    LADA 2109

    1.5 л., бензин, МКПП

    2004 г., 109 000 км, Москва

    89 000 руб.

  •  

    LADA 2109

    1.3 л., бензин, МКПП

    1996 г., 115 000 км, Москва

    32 000 руб.

  •  

    LADA 2109

    1.5 л., бензин, МКПП

    2001 г., 108 400 км, Москва

    39 000 руб.

  •  

    LADA 2109

    1.5 л., бензин, МКПП

    2004 г., 105 000 км, Москва

    76 000 руб.

  •  

    LADA 2109

    1.5 л., бензин, МКПП

    2000 г., 127 160 км, Москва

    59 000 руб.


 

Работавший с 1975 по 1996 годы на АвтоВАЗе главным конструктором Георгий Константинович Мирзоевв своей книге воспоминаний «Высокой мысли пламень» писал о том, что при работе над проектом совершенно нового для отечественного автопрома семейства легковых автомобилей с передним приводом, тольяттинское руководство рассчитывало на помощь компании Fiat. Однако, сами фиатовцы сотрудничать с советским автогигантом над переднеприводным проектом отказались, сосватав в компаньоны-консультанты свою дочернюю фирму UTS. Идеи ЮТС, которая была одной из ведущих европейских инжиниринговых компаний в области технологических разработок, взятые на вооружение тольяттинскими инженерами, воплотились в концепте первого представителя переднеприводного семейства Лада Самара/Спутник ВАЗ 2108. После запуска в серию «восьмерки», детские болезни и закидоны которой лечили прямо по ходу дела, к следующему отпрыску семейства – пятидверному хэтчбеку ВАЗ 2109 отнеслись куда более внимательно.

Технические характеристики ВАЗ 2109 было решено довести до ума с помощью проверенных партнеров из Porsche. После оглушительного успеха Нивы, совместными стараниями ВАЗа и Порше, ставшей бестселлером на мировом рынке и проданной на экспорт в количестве более полумиллиона экземпляров, «девятка» просто обязана была «повторить и превзойти». В статьях и сообщениях начала девяностых особенно подчеркиволся тот факт, что немецкие партнеры были привлечены не к разработке, а именно к конечной доводке уже готового автомобиля, созданного собственными силами ВАЗа, начиная от характерной угловатой внешности и аскетичной отделки салона и заканчивая оригинальными техническими решениями.

Главным врагом для ВАЗ 2109, по воспоминаниям очевидцев, была чиновничья бюрократия. Не способная адекватно и своевременно реагировать на предлагаемые изменения, неповоротливая бюрократическая машина стала причиной отторжения множества новаторских решений. Новая, оригинальная или, не дай бог, не стандартная идея, предлагаемая молодыми ВАЗовскими инженерами и дизайнерами, должна была пройти длинный путь утверждений, согласований и разрешений, и чаще всего, погребенная под тоннами бумаг, терялась или откровенно игнорировалась. Предложения немецких партнеров, напротив, встречались с чрезмерным энтузиазмом и одобрялись еще до проведения технических испытаний. Через какое-то время оказывалось, что предложенное решение не пригодно применительно к разрабатываемой модели, и на фирму Porsche отсылалось соответственное заключение. Немецкие партнеры мгновенно предлагали новый вариант, который тольяттинцы должны были одобрить или отклонить в строго отведенный срок. Когда предложение наконец-то спускали к инженерам, сроки, как правило, уже поджимали, руководство завода, перестраховываясь, одобряло его авансом. Через пару недель конструкторы рапортовали о невозможности использовать предложенный вариант на разрабатываемой модели и все повторялось сначала. Все бы было ничего (опыт, он ведь сын ошибок трудных), если бы не одно «но» - за каждое одобренное предложение ВАЗ платил немецким партнерам полновесной иностранной валютой.

Особенно обидно команде проекта, работавшей над переднеприводным хэтчбеком, когда собственные рацпредложения, категорически отвергнутые номенклатурными чиновниками, в результате оказывались аналогичны предложениям немецких коллег, каждая идея которых щедро оплачивалась согласно контракту. Одними из наиболее показательных примеров по воспоминаниям Г. Мирзоева были случаи с хэчбековскими дверцами и аккумуляторной площадкой.

Изначально предложенные немецкой фирмой двери никак не хотели становиться так как нужно. В результате тольяттинские конструкторы подготовили дверь без провисания и на 200 грамм легче. Инженерная группа чин по чину составила отчеты, тесты и получила отказ с выговором и требованием использовать конструкцию, разработанную фирмой Порше. Через несколько недель конвульсивных инженерных изысканий, немецкий вариант был признан неприменимым и официально забракован. Конструкторы из Porsche мгновенно прислали новое предложение. Каково же было изумление инженерно-конструкторского бюро ВАЗа, когда они узнали в импортном варианте собственную разработку с измененной внутренней обшивкой, забракованную несколько месяцев назад. Новая/старая дверь подошла как влитая, была принята и оплачена немецкой компании.

Практически идентичная ситуация случилась при разработке аккумуляторной площадки ВАЗ 2108. Во время проведения краш-тестов, немецкая площадка не удерживала аккумулятор. ВАЗовские инженеры придумали площадку, весившую на 100 грамм меньше немецкой, и уверенно фиксирующую аккумулятор на месте при фронтальном ударе. Тольяттинская разработка прошла весь долгий путь тестов и согласований, но утверждена так и не была. Ее отправили для проведения серии тестов немецким партнерам. Результат истории по-советски абсурден – на хэтчбек семейства Лада Самара/Спутник утвердили немецкую площадку. Созданную ВАЗовскими инженерами и прошедшую дополнительную серию испытаний, аккумуляторную площадку в Porsche похвалили и оставили у себя.

Первый переднеприводный хэтчбек семейства Лада Самара/Спутник в трехдверном варианте путь от старта проекта до сборки первого образца прошел за рекордные для отечественного автопрома сроки – за три года. Первая «восьмерка» сошла с заводского конвейера аккурат вечером 31 декабря 1978 года. Торжественное событие было омрачено тем, что завести автомобиль так и не удалось. Ответственных сотрудников завода не расстреляли (благо не 37-й год на дворе стоял), но Новый Год отменили. В результате уже через день 2 января 1978 года первый представитель нового семейства переднеприводных легковых автомобилей – трехдверный хэтчбек ВАЗ 2108 приступил к полевым испытаниям.

С пятидверной версии хэтчбека Лада Самара ВАЗ 2109 инженерам-конструкторам пришлось не в пример легче. Основные глобальные проблемы с поставщиками, материалами были решены. По сути, новый ВАЗовский хэтчбек, требующий от поставщиков и партнеров не просто качества, а совершенно другого технического уровня, стал причиной принудительной качественной эволюции нескольких отраслей советской промышленности. Габариты 2109 практически не отличались от трехдверного варианта. Основные свойственные ВАЗ 2109 технические характеристики практически без изменений перекочевали в пятидверный хэтчбек с трехдверной базовой версии. Поэтому разработчики и конструкторы «девятки» получили возможность сосредоточиться на деталях.

Полномасштабное серийное производство модели ВАЗ 2108 на главном конвейере АвтоВАЗ началось в 1985 году. Через два года, в 1987 году, с конвейера начали сходить пятидверные версии переднеприводного хэтчбека - модель ВАЗ 2109. В 1990 году ВАЗ приступил к сборке третьей модели переднеприводного семейства Лада Самара/Спутник – модели ВАЗ 21099 в кузовном исполнении «седан».

Перед запуском в серию, подразделение немецкого концерна Porsche Engineering Services провело ряд тестов и испытаний пятиместного хэтчбека Lada Samara с учетом «особенностей» дорожных условий Советского Союза. Результаты, представленные тольяттинским заказчикам в технической экспертизе, подготовленной инжиниринговым бюро Weissach Porsche, предполагали высокую вероятность интереса к новой советской модели со стороны европейских покупателей. Специалисты Порше для повышения конкурентоспособности Lada 2109 предложили план мероприятий, включающих оптимизацию и перенастройку двигателя, основных несущих кузовных элементов, шасси, электроники и акустики. Для ВАЗ 2109 характеристики, модифицированные с учетом рекомендаций Porsche, и пересмотренной ценовой политикой предполагали не просто конкурентную борьбу за европейский сегмент рынка на равных с крупнейшими автогигантами Старого Света, а реальное доминирование в сфере продаж легковых автомобилей.

Показатели ремонтопригодности «девятки» выгодно отличались даже от народных Жигулей классического семейства. К примеру, в случаях механических повреждений, передние крылья легко демонтировались без использования специального инструментария и оборудования. Слабое «звено» в подкапотном пространстве «девятки» – это электрика. Для ВАЗ 2109 неисправности чаще всего выражались в регулярно заливаемых водой во время дождя реле и блоках предохранителей, имеющих тенденцию к закисания плат. Схожая проблема наблюдалась у задних фонарей - негерметичность приводила к окислению плат.

Багажник 2109 достаточно вместителен – погрузочная высота 830 мм, ширина багажного отсека 935 мм, длина от спинки заднего ряда сидений до пятой двери 830 мм, высота дверного проема 780 мм. Грузовая площадка ВАЗ 2109 широкая и длинная. В штатном состоянии багажник ВАЗ 2109 вмещает груз объемом 330 литров, сложенный задний ряд увеличивает рабочий объем до 940 литров.

Салон ВАЗ 2109: расстояние от спинки водительского кресла до педального узла 900-1040 мм, высота от подушки водительского сиденья до потолка 905 мм, высота от подушки заднего дивана до потолка 910 мм, расстояние от спинки водительского кресла до приборной панели 360-490 мм. Сиденья 2109 плоские. Обивка передних кресел и заднего дивана – универсальная из текстильного материала. Руль ВАЗ 2109 расположен практически вертикально, угол изменения положения рулевой колонки 22⁰. Расстояние от спинки заднего ряда сидений до спинки передних кресел 616-745 мм. Расстояние от края подушки заднего сиденья ВАЗ 2109 до спинки передних кресел 60-280 мм.

Поперечно расположенный двигатель 2109, привычный сегодня, на момент выпуска моделей семейства Лада Самара считался настоящим откровением для отечественного автомобилестроения. Первым базовым мотором стал двигатель серии ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра (1289 см3), мощностью 64 л.с. Коробка передач ВАЗ 2109 первых лет сборки была 4-ступенчатая. Максимальная скорость 150 км/час.

Самой популярной модификацией «девятки» была модель ВАЗ 21093. Внутри обновленной 2109 салон получил новый руль от «десятого» семейства. Стандартные приборы 2109 в «высокой» панели пополнились окном тахометра. Лада 21093 оснащалась карбюраторным бензиновым 4-цилиндровым 8-клапанным двигателем серии ВАЗ-21083 с рабочим объемом 1498 см3. Ставший базовым силовым агрегатом для всех последующих вариантов ВАЗ 2109, двигатель развивал мощность 70 л.с. (51,5 кВт) при 5550 оборотах двигателя в минуту. Максимальный крутящий момент 106,4 Нм при 3400 об/мин. Максимальная скорость ВАЗ 2109 156 км/час. С места до скорости 100 км/час ВАЗ 21093 разгоняется за 13,5 секунд. Средний расход ВАЗ 2109 в смешанном цикле согласно официальной спецификации 7,7 л/100 км. При движении с постоянной скоростью около 90 км/час расход топлива ВАЗ 2109 составляет 5,6 л/100 км. Двигатель “девятки" рассчитан на заправку топливом марки АИ-92. Коробка передач 2109 (21093) устанавливалась механического типа, 5-ступенчатая. Передаточное число главной передачи КПП 2109 - 3,94.

После снятия с главного конвейера, пятидверную версию хэтчбека первого поколения Лада Самара в модификации ВАЗ 21093 собирали на конвейере сызраньского подразделения АвтоВАЗ - «Рос Лада». От более ранних версий салон девятки отличается нерегулируемой рулевой колонкой, другой обивкой дверей и приборной панелью. Базовая комплектация ВАЗ 21093 предполагала минимальный набор опций. По сравнению с рестайлинговым пятидверным хэтчбеком ВАЗ 2114 поколения Самара-2, на, продававшийся параллельно с последователем, ВАЗ 2109 цена была ниже в среднем на 8-10 тысяч рублей.

«Девятка» презентовалась тольяттинским заводом, как легковой автомобиль для семейных поездок повышенной комфортабельности. Узнаваемый контур боковины «восьмерки», в который вписаны две дополнительные двери. ВАЗ 2109 сохранил очертания трехдверного хэтчбека, но при этом являлся самостоятельной моделью. Размеры 2109 практически не отличались от трехдверного хэтчбека. Главное отличие – новый кузов 2109. В «девятке» изменено расположение центральной стойки. Она вынесена вперед, что увеличило расстояние между подушкой заднего дивана и стойкой. Передние двери стали уже (1025 мм), чем в «восьмерке» (1264 мм). Две задние двери шириной 885 мм облегчают посадку/высадку пассажиров. В отличие от ВАЗ 2108, в «девятке» другое расположение крепежных точек ремней безопасности. Арматура дверей и кузов ВАЗ 2109, получивший дополнительные элементы, увеличили массу пятидверного хэтчбека на 15 кг. Все основные свойственные ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109 технические характеристики аналогичны.

Для первых версий базовый двигатель ВАЗ 2109 устанавливали «восьмерочный» рабочим объемом 1,3 литра. В паре с 1,3-литровым мотором шла 4-ступенчатая коробка 2108. Карбюратор первых ВАЗ 2109 - традиционный с ручным управлением заслонкой. Коробка ВАЗ 2109 в модифицированной версии 21093 устанавливалась модернизированного образца с пятью передачами. ВАЗ 21093 агрегатировалась более мощным 1,5-литровым мотором и новым карбюратором с полуавтоматической дозирующей воздушной системой. Впоследствии такими карбюраторами стали оборудовать все модификации семейства Самара.

Одним из отличий, улучшающих в ВАЗ 2109 технические характеристики, стал беззазорный привод сцепления. Четкость работы сцепления обеспечивал выжимной подшипник, который в обновленном варианте располагался вплотную к нажимной пружине. Новая конструкция привода дала возможность регулировать изменение положения педали сцепления, подстраиваясь под индивидуальные особенности водителя.

Впервые в советском автомобильном производстве на ВАЗ 2109 стали ставить бензобаки из полимеров. Пластмассовые бензобаки были чуть легче металлических. В отличие от классического семейства Жигулей, на ВАЗ 2109 монтировали втрое больший бачок омывателя и осуществили запитку водой омывателя стекла пятой двери. На 2109 применили гидрокорректор фар, что снизило слепящее воздействие на движущихся навстречу водителей при изменении загрузки автомобиля. В «девятке» были установлены новые дефлекторы системы вытяжной вентиляции.

Одной из конструктивных особенностей ВАЗ 2109 и всего первого поколения Самар был мощный алюминиевый каркас внутри бампера. Именно эта балка поглощала энергию удара, распределяя деформацию на кузов и между левым и правым лонжеронами. У рестайлинговых хэтчбеков семейства Самара-2 балку из бампера убрали, ставив пустой пластик, при ударе ломающийся на остроконечные крупные сегменты.

Привод ВАЗ 2109 во всех модификациях на передние колеса. Подвеска пружинная, независимая по типу McPherson, оснащенная стабилизаторами поперечной устойчивости спереди. И пружинная, полунезависимая подвеска в комплекте с продольными взаимосвязанными рычагами сзади. Телескопические, гидравлические амортизаторы. Свойственные ВАЗ 2109 технические характеристики гарантировали пятидверному хэтчбеку высокую степень устойчивости при прохождении виражей по дуге на высоких скоростях. Подвеску перенастроили. В отличие от Жигулей классического семейства, подвеска на «девятке» существенно жестче.

Трансмиссия на базе сухого, однодискового сцепления с беззазорным приводом выключения и нажимной диафрагмальной пружиной с тросовым приводом. Во всех модификациях коробка на девятку предполагалась ручная, механическая пятиступенчатая (за исключением самых первых экземпляров). Главная передача, конструктивно расположенная в едином блоке с коробкой передач, цилиндрического типа. Дифференциал КПП ВАЗ 2109 двухсателлитный, конический. Вторичный вал сплошной.

Тормозная система ВАЗ 2109 представлена передними дисковыми тормозами и задними барабанными тормозными механизмами с двухконтурным приводом на вакуумным усилителем. Передние тормоза снабжены подвижным суппортом, в котором зазор между тормозными колодками и диском регулируется автоматически. Регулировка зазора между задними колодками и барабанами также автоматическая, задние колонки самоустанавливающиеся. Тормозные механизмы задней колесной пары с регулятором давления. Стояночный тормоз ручного типа, его тросовый привод 2109 на задние тормозные колодки. Шины ВАЗ 2109 размерностью 165/70 R13.

Основные размеры ВАЗ 2109 и массо-габаритные характеристики:

Снаряженная масса 945 кг

Полная масса 1370 кг

Полезная нагрузка 425 кг

Клиренс 160 мм

Колесная база 2460 мм

Длина кузова от бампера до бампера 4006 мм

Ширина 1750 мм

Высота 1335 мм

Коэффициент аэродинамического сопротивления ВАЗ 2109 Сх=0,463.


Рейтинг владельцев
6.8 / 10
Хорошо
Подробные оценки
Экстерьер
5.6
Интерьер
5.4
Комфорт
5.4
Как едет
7.4
Эксплуатация
6.7
Цена — качество
6.6
Отзывы владельцев
Написать отзыв
Проявление Я через автомобиль. Всем привет расскажу о своем первом автомобиле . Я как обычный мечтал о собственном автомобиле , ...
Автомобиль 1992 года выпуска, езжу пол года (первая моя машина). На мой взгляд просто идеальная машина для новичков: и ездит ...
Читать все





Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»