quto.ru
LADA
Марка
Модельный ряд
Цена
300 000
30 000 000
Поколение
Кузов
Двигатель
Коробка передач

LADA Samara, I поколение

Лада Самара – семейство легковых автомобилей сегмента «В» малого класса производства Волжского автомобильного завода. Выпускалось с 1984 по 2013 годы в трех вариантах кузова: 3-дверный хэтчбек (ВАЗ 2108/2113), 5-дверный хэтчбек (ВАЗ 2109/2114) и 4-дверный седан (ВАЗ 21099/2115). До автомобилей семейства Лада Самара переднеприводная компоновка в отечественном автопроме практически не использовалась. Остановив выбор на новом массовом легковом автомобиле с передним приводом и поперечно установленным двигателем, тольяттинские конструкторы сильно рисковали. Серийные автомобили с передним приводом пытались строить в Европе еще до Второй Мировой Войны. Причем далеко не каждая автомобильная фирма могла позволить себе подобные эксперименты. Противники переднеприводной компоновки настаивали на неэффективности и недолговечности ответственных за вращение передних колес карданных шарниров. Автомобили с передним приводом обвиняли в плохой управляемости, неспособности преодолевать крутые подъемы и спуски, слишком большим в сравнении с заднеприводными машинами радиусом разворота. Сторонники переднеприводных автомобилей в свою очередь настаивали на том, что распределение крутящего момента на переднюю, управляемую, колесную пару дает возможность водителю лучше чувствовать автомобиль, увереннее совершать маневры, способствует более безопасному движению по мокрой, скользкой поверхности, исключает заносы при прохождении крутых поворотов. До 60-х годов прошлого века наибольшей проблемой автопредприятий, решивших освоить производство переднеприводных моделей, была необходимость создания или адаптация под передний привод как силового агрегата, так и трансмиссии в целом. В конце 50-х британский инженер А. Иссигонисс, разрабатывая переднеприводный прототип, разместил двигатель поперек оси автомобиля и объединил его с трансмиссией. Такая компоновка позволила организовать приличное внутреннее пространство в салоне при более чем компактных габаритах автомобиля и маленьких колесах. Агрегатную компоновку английского конструктора впоследствии стали применять многие автомобильные фирмы. Инженеры АвтоВАЗа замахнулись на невиданные для советских автомобилестроителей высоты – новая машина должна была быть аутентичной, разработанной собственными силами, универсальной по назначению, впечатляющей внешне, доступной по цене – одним словом «auto sovietico – впереди планеты всей». Главной проблемой советских конструкторов было отсутствие опыта создания новых моделей «с нуля». К работе решили привлечь иностранных специалистов. Были заключены контракты с компанией Porsche и итальянской инженерно-конструкторской фирмой UTS, а так же приобретены лицензии на более чем два десятка узлов, агрегатов, элементов дизайна. Причем сложность состояла в том, что советское государство никак не могло допустить, чтобы новая советская машина наполовину состояла из буржуйских запчастей, поэтому перед создателями была поставлен задача – найти наиболее подходящие производственные мощности в Советском Союзе и организовать изготовление агрегатов, запасных частей, элементов кузова в полном соответствии с приобретенными лицензиями. Силами тольяттинских инженеров был создан прототип – трехдверный автомобиль в кузове хэтчбек с наклонной линией капота, перекликающейся с радиаторной облицовкой. За счет практически незаметного подъема нижней части остекления, мощного, необычного для отечественных машин, бампера и спойлера облику автомобилю удалось придать стремительности и динамичности. В ранних серийных ВАЗ 2108 впервые в советском автомобильном производстве были использованы специально разработанные мягкие полимеры, объединяющие блоки головной оптики. Такой бампер выдерживал достаточно сильный удар практически без последствий – материал имел свойство восстанавливать форму. В более поздних версиях семейства Лада Самара для отливки бамперов, молдингов и другихкузовных элементов стали использовать значительно более дешевый и намного более хрупкий пластик.За непривычный экстерьер машину в народе окрестили «зубило». На внутреннем рынке модель знали под названием Лада Спутник. Варианты, экспортируемые в другие страны, продавались под брендом Lada Samara. Впоследствии шильдик «Лада Самара» стал официальным названием и для экземпляров, продаваемых в СССР. Первая партия в исполнении 3-дверный хэтчбек ВАЗ 2108 сошла с конвейера в 1984 году. Через два года, в 1986 году, была выпущена 5-дверная модификация хэтчбека Лада Самара ВАЗ 2109. Параллельно с хэтчбеками разрабатывалась версия Лада Самара в кузове седан – рабочее название проекта ВАЗ 2110. Автомобиль планировали выпускать на отдельной линии. Однако в связи с финансовыми проблемами работы над созданием седана затянулись до 1990 года. Средств на отдельную производственную линию не хватало и было принято решение выпустить седан Лада Самара в качестве подверсии пятидверного хэтчбека под индексом ВАЗ 21099. Такое решение позволило запустить производство модели на модернизированной хэтчбековской линии и избежать длительной бумажной волокиты, сопровождающей запуск новой модели. Седан ВАЗ 2110 продолжили разрабатывать в качестве отдельной модельной линии семейства Лада Самара и запустили в производство в середине девяностых параллельно с ВАЗ 21099. В 1991 и 1993 годах семейству Лада Самара провели первый фейслифтинг. Самары лишились «клюва» - выступающей части переднего воздухозаборника, получили длинное крыло и новое оформление приборной панели. В 1994 году тольяттинские инженеры презентовали модернизированные версии всех кузовных вариантов семейства Лада Самара в рамках реализуемого еще с начала 1990 годов проекта с рабочим названием Самара-2. Новый экстерьер Лада Самара приобрела благодаря аэродинамической трубе Дмитровского полигона. Именно в этой трубе в 1993 году работала команда дизайнеров проекта Самара-2. С переднеприводного кузова сняли старые бампера и прилепили новые, сделанные из пластилина. Под воздействием мощного потока воздуха пластилиновая основа скруглилась по углам и органично перетекла в пороги-молдинги по нижнему краю дверей. Продувкой скорректировали форму практически всех экстерьерных элементов. После чего застывшие пластилиновые «болванки» отправили на АвтоВАЗ, где по ним отлили пластиковые детали. Снизить значение коэффициента аэродинамического сопротивления удалось с помощью задних спойлеров на хэтчбеках и антикрыла на крышке багажника седана. В 1993 году несколько предсерийных образцов семейства Самара-2 были успешно собраны и прошли тестовые испытания. Началу серийного выпуска рестайлинговых моделей семейства Лада Самара помешал кризис. В связи с острой нехваткой финансирования на АвтоВАЗе было решено все силы бросить на доводку проекта ВАЗ 2110. Проект Самара-2 был временно заморожен. В конце 1996 года опытно-промышленное подразделение тольяттинского автозавода буквально поштучно начало собирать рестайлинговые седаны - новые 2115. В течение шести лет, с 1997 по 2003 годы, рестайлинг провели всем моделям семейства. Лады Самары стали смотреть на мир сквозь узкие блок-фары, обзавелись окрашенными в основной цвет кузова бамперами, на боковины крепились широкие полосы молдингов, на задние дверцы спойлер. Первой модернизированной моделью семейства Лада Самара стал седан, запущенный с мелкосерийную сборку в 1997 году и ставший в полномасштабную серию весной 2000 года. В октябре 2001 года с конвейера сошли первые мелкосерийные образцы ВАЗ 2114 - новые рестайлинговые 5-дверные хэтчбеки. В сентябре 2003 года началось производство обновленных 3-дверных хэтчбеков. Все рестайлинговые версии семейства Лада Самара получили новые внутризаводские индексы: ВАЗ 2108 стал ВАЗ 2113, ВАЗ 2109 стал ВАЗ 2114, ВАЗ 21099 стал ВАЗ 2115. После рестайлинга из линейки силовых агрегатов Лада Самара изъяли двигатели объемом 1,1 и 1,3 литра. Базовыми моторами стали 1,5-литровые агрегаты серии ВАЗ-21093 и ВАЗ-2111. В 2003 году было решено отказаться от карбюраторных моторов, оставив в линейке только инжекторные силовые агрегаты. В 2006 году 1,5-литровый двигатель заменили более мощной 80-сильной версий объемом 1,6 литра. Первой рестайлинговой моделью семейства, получившего рабочее название Лада Самара-2, стал седан. В ВАЗ 2115 новые внешние и внутренние усовершенствования были самыми многочисленными и наглядными. Рестайлинговая «девятка» - новая Лада 2114 была готова к выпуску в октябре 2001 год, однако до в апреля 2003, когда финансирование позволило полностью загрузить конвейерную линию, собиралась мелкими партиями. После рестайлинга центральный бардачок Самар уменьшился вдвое. В новых Лада Самара под верхней крышкой скрывалась еще одна крышка дополнительного ящичка, а освободившееся место конструктивно зарезервировали под будущую подушку безопасности. Начиная с ВАЗ 2114 2004 года, все рестайлинговые версии Лада Самара (ВАЗ 2113, ВАЗ 2115) делали с торпедо, на котором бардачок представлял собой неглубокую открытую выемку вообще без крышки. Кроме нее небольшие предметы вхэтчбеках ВАЗ 2113 и ВАЗ 2114 2004 года выпуска и более поздних сборках можно положить в углубление на центральной консоли и карманы на дверцах. Новые ВАЗ 2113 даже после рестайлинга в базовой комплектации собирались со старой, дорестайлинговой отделкой внутренних дверных панелей и ручными подъемниками стекол дверей. Новые ВАЗ 2114 2005 года и модернизированные версии седана 2115 в базе оснащались электрическими стеклоподъемниками. Технические характеристики рестайлинговых моделей были сохранены с первого поколения Лада Самара практически без изменений. Все три кузовные версии семейства Лада Самара были максимально унифицированы. ВАЗ 2109 и его трехдверный вариант ВАЗ 2108 в рестайлинговых версиях внешне изменились только спереди. Новые ВАЗ 2113 и ВАЗ 2114 получили бампер с более плавными линиями и штатный спойлер, закрепленный над задним стеклом. Внутри модернизированного семейства Лада Самара 2 появилась, регулируемая по углу наклона, рулевая колонка. Замки ремней безопасности перенесли на нижнюю боковую часть кресла. Из технологических обновлений новые 2113 (2114/2115) получили генератор серии 2112, выдающий максимальную отдачу в 80 А, в отличие от дорестайлингового образца, в котором токоотдача составляла 55 А. Сначала на новый седан ВАЗ 2115, а потом на рестайлинговые хэтчбеки ВАЗ 2114 2006 и ВАЗ 2113 установили модернизированную отопительную систему повышенной производительности, оснащенную штатным противопылевым фильтром, из конструкции которой удалили кран охладителя. В течение пяти лет с момента запуска рестайлинговых версий Лада Самара модели семейства продолжали модернизировать. Все три кузовные варианта – трех, пятидверный хэтчбеки – ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 2005 года и седан ВАЗ 2115 были доступны в продаже в комплектациях Стандарт и Люкс. Топовая комплектация оснащалась атермальными стеклами, бортовым компьютером, более дорогой текстильной отделкой салона. Во всех комплектациях автомобили оборудовались воздушным фильтром. Наружные зеркала заднего обзора получили антибликовое покрытие. На все рестайлинговые версии Lada Samara, начиная с февраля 2007 года, был увеличен гарантийный срок, составляющий 50 тысяч километров пробега или 3 года. На версиях ВАЗ 2113 и ВАЗ 2114 2007 модельного года заменили базовый двигатель – вместо 1,5-литрового на хэтчбеки стали устанавливать восьмиклапанный мотор серии ВАЗ-11183 объемом 1,6 литра, соответствующий экологическим стандартам Euro3. Рестайлинговая «девятка» ВАЗ 2114 2007 года выпуска с 1,6-литровым агрегатом получила внутризаводской индекс ВАЗ 21144. Модернизированный новый ВАЗ 2114 (21144) стали собирать с торпедо без перчаточного ящика из более жесткого пластика. Все модели Лада Самара – ВАЗ 2115, ВАЗ 2113 и ВАЗ 2114 2008 года оборудовались новым контроллером системы электронного управления бензиновым двигателем, новыми шлангами топливной системы с низкой паровой проницаемостью, датчиками кислорода и датчиками контроля неровностей дороги, бензобак получил пробку с предохранительным, крепящимся к кузову, клапаном. После проведения модернизации на всех кузовных версиях стали устанавливать широкие молдинги из серой пластмассы. С 2008 года молдинги стали окрашивать в основной цвет кузова. В 2009 году модель ВАЗ 2114 2010 модельного ряда была модернизирована силами дочернего предприятия АвтоВАЗ ЗАО "Супер-Авто". На пятидверный хэтчбек агрегатировали 1,6-литровый переработанный 16-клапанный двигатель мощностью 89 л.с., идентичный устанавливаемому на модель Лада Калина. Новые автомобили ВАЗ 2114 получили внутризаводской индекс – ВАЗ 211440-24. Помимо силового агрегата новые автомобили 2114 характеризовались менее жесткими настройками подвески. В отличие от ВАЗ 2114 2008 года выпуска, обновленным 5-дверным хэтчбекам усилили тормоза, заменили сцепление на версию с улучшенными фрикционными накладками и переработали коробку передач. Модель ВАЗ 2114 2010 года «обувалась» в штатную 14-дюймовую резину на штампованных колесных дисках. В 2010 году вышла очередная модернизированная вариация «девятки». Версия ВАЗ 2114 2011 года выпуска, получившая индекс ВАЗ 211440-26, комплектовалась новым 1,6-литровым 16-клапанным двигателем мощностью 98 л.с., аналогичным устанавливаемому на Ладу Приора. В 2011 году на всех версиях Лада Самара новая узкая полоска молдинга сменила старую широкую. Внутри рестайлингового семейства Лада Самара 2 на первый взгляд изменений не много. На приборной панели, заимствованной у модели ВАЗ 2110, ставшей более округлой и обтекаемой, появились часы. Информация с уличного термометра, укрепленного под передним бампером, выводится на экранчик рядом с тахометром и спидометром. Центральная консоль слегка развернута в сторону водителя. Массо-габаритные характеристики рестайлингового семейства Самар не изменились. Колесная база осталась 2460 мм и, как и в предшествующих версиях, на заднем сиденье ни в хэтчбеках, ни в седане особо не развернешься. Задний ряд так и остался неразрезным. Запасное полноразмерное колесо после модернизации по-прежнему укладывается в специальную нишу в днище багажника. Как и в предшествующих моделях, движение особенно на высоких скоростях, даже по прямой, ровной поверхности, требует от водителя Лада Самара максимального внимания. И хэтчбек, и седан остро реагируют на движения руля и давление на педаль «газа». После рестайлинга жесткие настройки подвески семейства были перенастроены. Наименее жесткими настройками подвески отличалась «девятка» ВАЗ 2114 2012 модельного года. В отличие от базовой «восьмерки» рестайлинговый ВАЗ 2113 практически перестал замечать небольшие неровности дорожного полотна и стал значительно менее склонен к кренам и раскачке. Цена новой 2115 в комплектации Стандарт начиналась с суммы 305 тысяч рублей. Складские остатки ВАЗ 2115 2013 модельного ряда в комплектации Люкс предлагались за 310 тысяч рублей. Сборка Лада Самара в кузове четырехдверный седан ВАЗ 2115 была прекращена АвтоВАЗом в декабре 2012 года. Стоимость обновленных версий Лада Самара 2 в сравнении с первыми сборками увеличилась почти в 20 раз. Цена новой ВАЗ 2113 в комплектации Стандарт составляла около 170 тысяч рублей. Когда в салонах предлагалась Люксовая новая ВАЗ 2113 цена стартовала с суммы порядка 175 тысяч рублей. Их прародитель – базовая модель семейства Лада Самара ВАЗ 2108 в 1988 году стоила около 8,5 тысяч рублей. Цена новой 2113 в базовой и топовой комплектациях отличалась незначительно. Однако установка дополнительного опциона могла увеличить стоимость автомобиля на 50 и более тысяч рублей. Последняя из собранных на АвтоВАЗе легендарных «восьмерок» сошла с конвейера завода в июне 2013 года. Пятидверный хэтчбек ВАЗ 2109/2114, серийное производство которого было официально прекращено в декабре 2013, продержался на рынке дольше всех версий семейства Лада Самара. Цены на новые ВАЗ 2114 в комплектации Стандарт с двигателем серии 21144-40-021 стартовали с суммы 297 тысяч рублей. Цена новой 2114, укомплектованной мотором серии 21144-40-022 в комплектации Стандарт была аналогичной (297 тыс. руб.). За исполнение Люкс цена новой ВАЗ 2114 начиналась с 301 600 рублей. Со страховкой, включающей пакет возмещения ущерба при возникновении аварийной ситуации и гражданскую ответственность, цены на новые 2114 увеличивались в среднем на 15-25 тысяч рублей. ВАЗ 2114 2013 модельного года был доступен в семи вариантах цвета и, как и первые «девятки», собиравшиеся тридцать лет назад, гарантировал владельцу множество вариантов дополнительного вложения средств. Чаще всего первой остановкой владельцев новых «девяток» становились мастерские, специализирующиеся на антикоррозийной обработке, установке подкрылков и защиты картера. Не менее популярной в рейтинге дополнительных опций ВАЗ 2114 2013 года была установка «музыки». После подключения автомагнитолы, задних и дверных динамиков на ВАЗ 2114 2013 цена увеличивалась в среднем на $250-500. Различные полезные «мелочи» типа охранного блока, автономной сирены, электрического привода замка багажника, электромеханического замка на крышку капота, замка на рулевую колонку, страховки и т.д. стоили хозяину «девятки» еще долларов 500.