quto.ru
Опубликовано 20 февраля 2024, 23:12
5 мин.

Правда ли, что экокожа «озеленяет» автомобильную промышленность

Насколько на самом деле экологична искусственная кожа
Экокожа для обивки автомобильных салонов на самом деле не экологична. Бренды активно заявляют о своей экологичности, особенно это касается производителей электрокаров. А если в них установлены кресла из искусственной кожи, это мгновенно повышает «зелёный» рейтинг и цену на автомобиль. Экокожа придумана в первую очередь для маркетинговых ухищрений, потому что кожа всегда ассоциировалась с высококачественными, дорогими автомобилями. Однако сейчас уже практически не выпускают машины, в отделке которых используется натуральная кожа животных. Причина, по которой маркетинговые отделы продолжают делать акцент на экокоже, заключается в том, что «искусственная кожа» и «пластиковая кожа» звучат не так эффектно.
Rolls-Royce

Подмена понятий

Иногда используется маркетинговый термин «веганская кожа», но два этих слова не могут стоять рядом друг с другом, поскольку кожа — это материал, сделанный из животного с помощью дубления или других процессов, чтобы он не гнил. Но «зелёная» повестка не позволяет убивать животных ради кресел в машинах. Раздражение вызывает не сам материал «молодого дермантина», а реклама экологичности, на которой настаивают маркетологи. Но правда в том, что в большинстве случаев искусственная кожа очень далека от заботы о природе.

Искусственная кожа существует уже давно, ранее она называлась кожзаменителем и винилом. В ней нет ничего нового, но она получила огромный пиар, потому что для её производства не нужно убивать корову. Но только потому, что этот материал безопасен для веганов, не означает, что он безопасен для окружающей среды. По сути, производители по-прежнему используют материалы, полученные из нефтяного пластика. На это указывает исследование, проведённое Флик-Фрайбургским институтом.

Бренды предлагают сиденья с обивкой MB-Tex, SofTex и Sensatec. Это базовые варианты для Mercedes-Benz, Toyota и BMW. Веганы высоко оценивают эти варианты, поскольку при производстве не пострадала ни одна корова. Эту обивку рекламируют как экологически чистый вариант. Утверждается, что при производстве экокожи SofTex используется на 85% меньше выбросов CO2 и на 99% меньше летучих органических соединений. Но SofTex — это термопластичный полиуретан. То, что раньше было дешёвым вариантом кожзама, внезапно стало преподноситься как дорогая и экологичная обивка.

Влияние на экологию

Полиуретан и винил отлично подходят в качестве материалов для обивки сидений. Они прочны, выглядят почти так же, как кожа, и их можно протирать тряпкой. Именно поэтому они так долго были стандартом для базовых моделей. Проблема в том, что для производства обоих материалов требуется много ископаемого топлива. Только специально разработанный термопластичный полиуретан биологически разлагается. ПВХ не разлагается, несмотря на умные маркетинговые названия вроде «биоПВХ».

Mercedes-Benz

Mercedes-Benz

© Ьуксувуы-

Химикаты, используемые для того, чтобы сделать некоторые виды кожзаменителя разлагаемыми, тоже вызывают опасения экологов. Они не особенно экологичны, и пока они лежат и гниют на свалке, они выделяют в воздух всевозможные химикаты и микропластик.

То есть экокожа, которую преподносят как блага экологичной эры, не могут разлагаться сами по себе. Для этого требуются особые составы, которыми приходятся обрабатывать кожзам, но и он лишь меняет проблему макропластика на проблему микропластика.

Настоящая кожа также вредит экологии

Чтобы обработать кожу для использования в автомобилях, её подвергают нескольким химическим процессам. Именно поэтому она так приятно пахнет. Но при этом она вредит качеству воздуха и вырабатывает токсины.

В индийском городе Канпур работает более 300 кожевенных заводов. Для дубления кожи там используется вода и хром. Подобная обработка позволяет натуральной коже дольше не разлагаться. Большая часть готовых изделий экспортируется в Великобританию и США.

Однако производители ищут новые способы обработки шкуры без ущерба для окружающей среды. Например, BMW использует экстракты оливковых листьев для дубления кожи. Ещё одно решение этой проблемы — отслеживание, откуда на автомобильные заводы поступают натуральные материалы. Так, Rolls-Royce и Bentley гарантируют, что натуральная кожа поступает из самых экологически чистых мест и кожевенных заводов. Для отделки автомобилей они используют быков из Северной Европы, потому что там водятся меньше насекомых, которые могли бы повредить кожу животных. Кроме того, быки содержатся на свободном выпасе, поэтому на их теле нет следов от заборов. Компании отслеживают процесс дубления, чтобы убедиться, что не используются токсичные химикаты.

Коров выращивают ради мяса, а не ради их кожи. Это всего лишь дополнительный бонус. Возможно, вы слышали, что для отделки автомобиля требуется примерно три коровы, но это неправда. Чаще всего салон автомобиля состоит из кожи гораздо большего количества животных. Вероятность того, что кожа на передних подголовниках будет от одного и того же животного, практически равна нулю.

Правда ли, что экокожа «озеленяет» автомобильную промышленность

© Bentley

Борцы за права животных должны понять, что кожа — это побочный продукт. На мясо идёт только 60% коровы. Кровь и внутренние органы перерабатываются для собачьего и кошачьего корма. Кости обычно измельчают в порошок, который используют для удобрений или частично применяют в огнетушителях. А шкуры идут на выделку кожи. Если кожа не используется, её выбрасывают. Так что если вы не заказываете автомобиль с сиденьями из натуральной кожи, она просто гниёт на свалке. Животных убивают вне зависимости от того, какую отделку использует производитель — натуральную или искусственную. А бедная корова становится пригодной лишь на 80%, потому что экокожа стала популярной.

Компания Mahi, производитель тонкой натуральной кожи в Индии, объяснила, в какой отрасли используется больше всего кожи. Половина производимой кожи идёт на изготовление обуви. Скорее всего, большинство автомобилистов, которые гордо выбирают экологичную обивку, сидят за рулём в обуви из натуральной кожи.

Что лучше для экологии

Существующие варианты экокожи не экологичны. Недавно Chrysler представил концепт Halcyon, интерьер которого на 95% состоит из перерабатываемых материалов. Если даже революционные концепт-кары не могут быть переработаны даже на 100%, то какие шансы у серийных автомобилей?

Компания Volvo признала, что к 2025 году она сможет создать интерьер, который будет состоять из переработанных материалов только на 25%.

Доплата за интерьер Tesla Model S, который на 83% состоит из растительных материалов, стоит дороже большинства бюджетных седанов.

Чтобы интерьеры были полностью экологичными, необходимо использовать материалы, созданные самой матерью-природой, например, необработанную кожу. Но это невозможно.

Правда ли, что экокожа «озеленяет» автомобильную промышленность

© Aston Martin

Сейчас маркетинговые ходы стараются активизировать наше чувство благодарности и стыда по отношению к природе. Пока нам рассказывают о пользе экокожи, она не разлагается и выбрасывает в атмосферу токсины. Это всего лишь пластиковый кожзаменитель, которому сделали ребрендинг. Пока нам говорят о пользе для воздуха от электрокаров, для их производства, зарядки и утилизации их батарей требуется больше ресурсов, чем для машины, оборудованной ДВС.

Производители прилагают все усилия, чтобы найти экологически чистый вариант, но пока реалистичные версии встречаются только в редких концепт-карах. Чтобы изменить целую отрасль, требуется время.

Автомобильные новости