На чём гонял Эль Команданте: автомобили Фиделя Кастро

При упоминании Кубы и Фиделя Кастро перед глазами возникают несколько ярких автомобильных образов: американские дредноуты «детройтского барокко», растянутые до пропорций сосиски «Жигули»-таксомоторы и, пожалуй, медицинский универсал ГАЗ-14 «Чайка». Единственный в мире — белого цвета.

Диктатор Фульхенсио Батиста был свергнут 1 января 1959-го, в год максимального расцвета стиля «детройтское барокко», когда американские машины отрастили себе огромнейшие хвостовые стабилизаторы, а автомобильная оптика напоминала сопла реактивных двигателей. Хрома для машин не жалели. Коренные жители Луны, если они когда-нибудь объявятся, наверняка, вспомнят конец 50-х — этот блеск хромированных бамперов, решеток радиатора, зеркал и молдингов можно было наблюдать и оттуда невооруженным глазом. Еще бы: дизайнеры в невероятном возбуждении ждали начала космической эры. И дождались!

А Куба обрела пламенных революционеров и... получила взамен полнейшую экономическую блокаду. С запретом для собственных граждан покупать и продавать автомобили. Термин «автомобильный заповедник» набил оскомину, но он абсолютно точен: лишь совсем ленивый турист не привозит с Острова свободы сотни фотографий «американцев» 40-50-х годов. Некоторые их них поддерживаются, по крайней мере внешне, в прекрасном состоянии. Некоторые — околхожены бамперами от «Волг», моторами и задними мостами от них же, колесами от «Жигулей». Собственно, за более чем полвека социализма автопарк Кубы обновлялся лишь за счет поставок автомобилей из СССР и стран Варшавского договора.

Личный гараж Фиделя Кастро в этом смысле жил точно в народном ритме «гуахира». Широко известны фотографии революционного Фиделя на борту военного Wyllys M38A. Тогда Кастро еще не поссорился с США, да и вообще, социалистический путь развития Кубы пока не просматривался. Хотя, как говорят, труды Маркса и Ленина всегда были у него настольными книгами. Сразу же после революции Фидель посещал США, выступал на трибуне ООН, по Нью-Йорку его возили на лимузине Cadillac Fleetwood.

Затем пришла эпоха ГАЗ-69 и «Чаек» с ЗИЛами. На армейском внедорожнике он катал многочисленных гостей — от Брежнева до везучих американских журналистов и своего приятеля Уго Чавеса, а советские членовозы принимал в качестве дружественных подарков. Впрочем, советская военная техника также пришлась Фиделю впору: по рассказам очевидцев, во время высадки американского морского десанта в 1961-м он лично управлял танком Т-34, а затем и самоходкой СУ-100.

Помимо стандартных лимузинов в автопарке Фиделя были уникальные вещи. Один из самых известных автомобилей — медицинская «Чайка» ГАЗ-14 белого цвета. Точнее, это уже и не «Чайка», а РАФ-3920. Таких машин было изготовлено на Рижской автомобильной фабрике всего пять штук (остальные — черные). Универсалы с носилками внутри делали из стандартных «Чаек». Еще в 70-х годах для таких автомобилей использовали базу «Чайки» ГАЗ-13 — автомобиля, нарисованного в стиле все того же «детройтского барокко». (Известна шикарная история о двух таких универсалах, построенных и оснащенных мощными кондиционерами специально для перевозки мумии вьетнамского лидера Хо Ши Мина.) Но для Кастро — тогда еще вполне себе живого — завод получил задание сделать медицинскую машину на базе нового ГАЗ-14. Причем требования включали в себя не только оснащение серьезным кондиционером, но и установку удлиненных носилок — 230 см вместо стандартных 210-ти, специально под рост Фиделя.

Раз уж мы упомянули кондиционер, будет справедливо вспомнить, что кубинский лидер прекрасно обходился без этого устройства, просто передвигаясь в кабриолетах и в фаэтонах. На множестве фотографий его визитов в СССР Фиделя возят по стране тоже в открытых машинах. Это ЗИС-110Б и жители Свердловска.

Вот он с Никитой Хрущевым едет, вероятно, по московским улицам на ЗИЛ-111В.

А здесь Кастро в специально подаренной шапке — холодно же! — на дорогах Иркутска на ГАЗ-13Б.

На следующем фото запечатлено посещение завода ЗИЛ. И подарок — кабриолет ЗИЛ-111Д.

Вполне возможно, именно на этом автомобиле Фидель встречает Михаила Горбачева у себя на Кубе.

Кастро говорил, что своими руками собирал на родине урожай сахарного тростника. Так что нечего удивляться этой фотографии: Фидель в Узбекистане на хлопковой плантации за рулем трактора.

Много лет — говорят, вплоть до момента, когда его здоровье уже серьезно ухудшилось — основной машиной Фиделя был бронированный Mercedes-Benz в кузове W126. А в последние годы жизни отставному кубинскому лидеру пришлось пересесть на минивэн той же марки.

Пару лет назад 14 машин из гаража Фиделя Кастро переехали на службу в таксопарк Гаваны — тоже весьма примечательный факт. Настоящий революционер, он вряд ли был рабом вещей, пусть и таких харизматичных как автомобили. Зато нетерпимо высказывался о популярной в Латинской Америке идее перевода машин на этанол и биодизель. Фидель был уверен, что в ситуации, когда миллионы людей на Земле голодают, пускать зерно, сою, рапс и сахарный тростник на биотопливо — занятие просто отвратительное. Впрочем, и миллионы несчастных, по мнению Кастро, — лишь вершина айсберга. Десять лет назад он поставил в вину биотопливу грядущую смерть половины населения Земли — 3,5 млрд человек!

Автомобиль на все случаи жизни: выбираем пикап.

28 ноября 2016 г. 18:45:00 /

Система Orphus

Еще по темам: американские





все →
Спецпредложения:

LADA XRAY 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
654 000  Руб.
2016 г., пробег 0 км, черный

Ravon R2 1.2 AT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Варшавское ш.
479 000  Руб.
2016 г., пробег 0 км, черный

LADA XRAY 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
599 000  Руб.
2016 г., пробег 0 км, красный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Brilliance Bugatti BYD Cadillac Cadillac Chery Chevrolet Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Marussia Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Peugeot Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование Автосалон в Париже (Paris Motor Show) Автосалон в Чикаго автоспорт автострахование Автоэкзотика 2011 азиатские АЗС американские безопасность бюджетные вездеходы ГАЗ ГИБДД гибрид/электрокар городские дороги ё-мобиль европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) МОТО немецкие отечественные отзыв Парижский автосалон парковка популярные правый руль представительские пробки производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ техосмотр топливо тюнинг УАЗ утилизация Формула-1 шины шпионские фото штрафы экономика и финансы юридическая консультация японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»