Мечта за 300 тысяч: почему китайские мотобренды захватывают рынок
«Время перемен» – шепчут старые бренды, наблюдая, как их доля тает под натиском доступных и дерзких «китайцев».Рёв моторов и рост продаж
Всё больше людей видят в мотоцикле не просто транспорт, а символ свободы и стиля. Эксперты в первую очередь этим объясняют высокие продажи. Сначала аналитическое агентство «Автостат» зафиксировало рекорд 2024 года, отметив покупку россиянами 43 тысяч новых мотоциклов (+58% в годовом выражении).
Затем небывалый рост интереса к мототранспорту подтвердился и мартовскими подсчётами, которые выявили к середине месяца стремительный рост продаж на 150%. Для сравнения: за весь февраль было куплено чуть больше 200, за первую неделю марта – 354, а за вторую – уже 886 мотоциклов.
От пробок к свободе
Рост продаж наблюдается не только в крупных городах, но и в регионах. Мотоцикл всё чаще становится оптимальным транспортом, когда, например, жаль тратить драгоценное личное время на стояние в пробках в «миллионниках». Да и в целом двухколёсный друг – манёвренный, экономичный и не требует много места для парковки. К тому же, поездки на мотоцикле по живописным местам – прекрасный вариант отдыха от городской суеты, дающий возможность наслаждаться красотой природой не из окна.
/imgs/2025/03/21/08/6763603/0b37cff552bcf40ce99e8dc60626b0cbf797ee4b.jpg)
© Алексей Майшев / РИА Новости
Аксессуар для среднего класса
Всплеск продаж мотоциклов весной – это, конечно, и сезонная история. Солнце пригревает, зимы почти не было. Люди видят чистые дороги и думают: «Пора брать новый байк!». Другая причина – интерес к мотоциклам как к модному аксессуару, набирающему популярность у людей среднего возраста. Подогревают симпатию и мотоблогеры, набирающие миллионную аудиторию, делится своим наблюдением руководитель объединения МотоРоссия Андрей Иванов.
«"Мотоциклизм", как таковой, – это уже образ жизни, то есть не суровое байкерство с какими-нибудь хромированными рулями и крутой модификацией мотоциклов, нет. Покупка городского мотоцикла у человека, скажем так, среднего возраста уже стоит через запятую в списке каких-то новых модных аксессуаров. Например – как современный телефон, модная одежда, велосипед, абонемент в тренажерный зал и так далее. Поэтому сейчас мотоцикл становится неким must-have», – отмечает эксперт.
Любопытствующие взгляды
Как бы то ни было, продавцы в салонах потирают руки от удовольствия. А на дорогах всё чаще стали встречаться гордые мотоциклисты. Интересно наблюдать за реакцией автолюбителей. Кто-то хмурится, недовольно сигналя, кто-то, наоборот, с любопытством разглядывает. А кто-то, возможно, даже немного завидует их свободе и подумывает наведаться в ближайший шоурум. Кстати, тренды на моторынке те же, что и на автомобильном, отмечает редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин.
«Лидируют "китайцы": отечественные разработки отсутствуют, а новые японские, американские и европейские мотоциклы стоят серьёзных денег. Вторичный рынок существенно крупнее сегмента новых байков. Сугубо летняя эксплуатация и, как правило, небольшие пробеги способствуют тому, что даже в почтенном возрасте мотоциклы остаются вполне "живыми"», – констатирует эксперт.
/imgs/2025/03/21/08/6763617/75239d7fc590f97ca777344429d8d5bb551d8ea9.jpg)
© Рамиль Ситдиков / РИА Новости
Мото-бум
Ажиотаж на рынке может быть связан и с тем, что в Россию потоком хлынули мотобренды из Поднебесной, рассказали Quto в агентстве «Автостат».
«Рост продаж новых мотоциклов в России во многом связан с появлением на отечественном рынке, взамен ушедших европейских, японских и американских, многих брендов из Китая, которые при этом имеют и более низкую цену. Согласно данным агентства, по итогам продаж двух месяцев 2025 года на российском рынке новых мотоциклов в лидерах такие бренды, как Regulmoto (245 штук), Kayo (126 штук), Racer (111 штук), Voge (90 штук) и Motoland (87 штук). На долю этих пяти марок приходится 43% всех продаж», – уточнил руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Бай-бай, BMW?
Если раньше самыми популярными были "баварцы" и индийские Bajaj, то сейчас в топе у покупателей стали «китайцы» по цене до от 100 до 300 тысяч рублей. Их ввозят в Россию массово и, благодаря своей доступности, а также широкому ассортименту, они захватывают рынок. К слову, это не какой-нибудь ширпотреб.
Специалисты отмечают существенный прогресс в качестве. Конечно, хватает среди потенциальных покупателей и хейтеров, которые не готовы отказываться от любимых брендов. Но это – вопрос личных предпочтений, однозначного совета в выборе бренда по прописке нет. Ну а если кто-то задумывается с автомобиля пересесть на мотоцикл, то неплохо было бы учесть несколько нюансов, советует Иванов.
«При покупке мотоцикла в первую очередь нужно разобраться, берёте вы подержанный или новый. Если это покупка на вторичке, то лучше обратиться к услугам подборщиков – профессионалов, которые обладают специальным оборудованием, знаниями, навыками и могут подобрать из всего многообразия предложений подходящий вариант. В любом случае предпочтительнее всего брать проверенные бренды – японские, немецкие и американские», – рекомендует эксперт.
/imgs/2025/03/21/08/6763623/6d93f4ff4c27e25906a32362f79ab61a5ea938b7.jpg)
© Михаил Терещенко / ТАСС
Секреты от опытных
Не лишним будет обратить внимание и на ликвидность мотоцикла на вторичном рынке. Также заранее имеет смысл поинтересоваться о наличии запчастей и хорошей базы техобслуживания: вряд ли в 500 километрах от города можно будет найти достойный сервис.
Например, продолжает Иванов, перед покупкой можно позвонить дилеру в соседний город и спросить, сколько будет стоить боковой пластик, зеркало, бак, или та же фара. Обязательно следует уточнить сроки ожидания, ремонта и его стоимость. А у дилера перед покупкой надо уточнить, сколько будет стоить сезонное ТО, все ли для него есть – расходники, цепи, звезды и так далее. Надо ли искать всё самому и привозить с собой.
«Китайцы» бросают вызов
Очевидно, что в ближайшие годы и в России, и в мире можно смело ожидать расширения ассортимента «китайцев». Особенно интересно понаблюдать за тем, как производители из Поднебесной осваивают новые сегменты, не только малокубатурные бюджетные модели, но и весьма серьёзные модели.
Самый наглядный пример, по мнению Милешкина – представленный осенью байк Great Wall – Suou S2000. Это – единственный в мире мотоцикл, который имеет серийный оппозитный 8-целиндровый мотор. По пафосу, оснащению и характеристикам – ровня признанным лидерам сегмента дорогих «туристов».
/imgs/2025/03/21/08/6763626/57e11c7c9feeec4531174279ce418bc5b9851250.jpg)
© Souo
Больше чем транспорт
Кстати, на росте продаж сказывается и развитие мотокультуры в России. Новые клубы, тематические фестивали объединяют любителей двухколёсной техники. Это создает целое сообщество, где любители мотоциклов обмениваются опытом, помогают друг другу в ремонте и просто приятно проводят вместе время. И, конечно, такой ажиотаж вокруг мотоциклов подогревает интерес у тех, кто раньше даже не задумывался о покупке.