Чистое воплощение скорости: основное преимущество машин в 1909 году
Знакомимся с номером еженедельника 116-летней давности/imgs/2025/06/06/22/6842420/c1c1fe57ca4e9ad3c0d07451ca4e9d39b0a0dec7.jpg)
«Среди всех божков современного человечества божество скорости, несомненно, одно из наиболее красивых, привлекательных и близких людскому сердцу. Скорость является одной из величайших побед человека над миром: то, в чём ему отказано природой, чем он не может воспользоваться у других живых тварей, то он приобретает с помощью собственного творчества», — говорится на первой полосе журнала.
И «чистейшим воплощением скорости» автор называет автомобиль, так как «маленькие машины мчатся по воле человека с быстротой мысли». При этом уточняется, что все «истовые автомобилисты» поклоняются богу скорости, а время от времени устраивают соревнования, приносят жертвы, совершают своеобразное служение.
/imgs/2025/06/06/22/6842423/df8f2905c08faf79facd7758834b7cb03e4df6f0.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842422/9af8a214ca751dc50ebacdf635d90bcd9b4ed2a0.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842421/1bbc0bdf177363400f34f38c0e5fa7b206b38c21.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842423/df8f2905c08faf79facd7758834b7cb03e4df6f0.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842422/9af8a214ca751dc50ebacdf635d90bcd9b4ed2a0.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842421/1bbc0bdf177363400f34f38c0e5fa7b206b38c21.jpg)
© rusneb.ru
В царской России подобных служителей культа скорости было немного, а различные гоночные соревнования устраивались крайне редко. Но одним из таких мероприятий стали гонки, которые проходили 24 мая на Волхонском шоссе в Санкт-Петербурге и привлекли сотни гонщиков.
«Сотни автомобилистов съехались туда. Длинная вереница всевозможных колясок, красивых и сверкающих на солнце, стояла вдоль дороги и, казалось, так же внимательно, как и их владельцы, следила за бегом своих сотоварищей», — говорится в заметке.
Отдельно автор отмечает, что всю трассу должны были отремонтировать, но «наши шоссе настолько плохи», что под конец состязания вся дорогы была усыпана щебнем, вырванным из полотна колёсами «мчавшихся левиафанов».
/imgs/2025/06/06/22/6842425/4e71a8c5a412d030f0548643ee48e290ac21c951.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842424/5620d490d58f7ad30b39de42f78ffcabbcf09db6.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842426/9ec08119352792008e7171e9d8edfb52da3040ca.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842425/4e71a8c5a412d030f0548643ee48e290ac21c951.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842424/5620d490d58f7ad30b39de42f78ffcabbcf09db6.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842426/9ec08119352792008e7171e9d8edfb52da3040ca.jpg)
© rusneb.ru
В еженедельнике также отмечается, что наиболее активно в стране популяризацией моторного транспорта занимался журнал «Автомобиль». Причём редакторы занимаются не только печатным словом, но также регулярно устраивали всевозможные выставки, гонки, испытания и общие поездки для членов клуба. К этому привлекались клубы, продавцы, различные предприятия, видные деятели со всей страны и просто энтузиасты.
«Для России, где собственной автомобильной промышленности почти нет, приходится иметь дело с привозимыми из-за границы автомобилями, качества которых и особенности каждой данной фирмы публике известны лишь понаслышке, и каждому лицу приходится проверять личным опытом те данные, которые ему обещает продавец», — пишут в еженедельнике.
Одновременно автор пишет, что каждый из производителей из разных стран в то время имел слишком малый автопарк в нашей стране, так что прочной репутации применительно к русским дорогам не удалось заработать ни одному из них. Так что проводимые время от времени заезды прекрасно показывают лучшие качества каждой машины.
/imgs/2025/06/06/22/6842427/f7c865b8981174b4e0a98d77d42c43f31a9bb7f9.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842428/41e5c1d5cebff2e50eaf430cff084d0e484ac1b7.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842429/f590604ab6806c56f258ae608207c8c0eb8d9967.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842430/a89aaee6491cdc1ad3ef09d071106905c1359eb8.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842427/f7c865b8981174b4e0a98d77d42c43f31a9bb7f9.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842428/41e5c1d5cebff2e50eaf430cff084d0e484ac1b7.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842429/f590604ab6806c56f258ae608207c8c0eb8d9967.jpg)
/imgs/2025/06/06/22/6842430/a89aaee6491cdc1ad3ef09d071106905c1359eb8.jpg)
© rusneb.ru
Отдельно уточняется, что лучшее, что может дать автомобиль своему владельцу — это не повседневные поездки по городам, а практически неограниченные возможности туризма.
Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 06 июня 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«Автомобильный путешественник не представляет из себя живого груза, перевозимого на определённый пункт согласно маршрутам и тарифам, он свободное самоуправляющееся существо, пробегающее города, сёла, поля и леса, по собственной воле выбирая и дорогу и расписание своего движения», — напоминает автор.
