Зачем в Питере проводили тесты велосипедов и трудности измерений в 1897 году
Читаем журнал 128-летней давности/imgs/2025/06/10/14/6845348/77d597b08f8e6331724befea15ec4d9b11d6e0b2.jpg)
В первую очередь, авторы задавались вопросом, как правильно рассчитывать расстояние: в километрах, милях или вёрстах. К слову, в то время в России расстояние измеряли как раз в вёрстах, саженях и вершках. Тем не менее, а заметке указано, что этот подход не может быть единственным верным.
«В области спорта нам необходимо, если мы желаем прогрессировать, постоянное общение с Западной Европой. Спорт мы вывезли из-за границы и, насадив его у себя, должны теперь следить за всеми усовершенствованиями его культивирований. Этим убеждением мы прониклись с самого начала и делаем всё возможное, чтобы меньше отставать от Европы», — говорится на первой полосе.
Уточняется, что эволюция спортивных процессов в нашей стране шла значительно медленнее, чем на западе. Тем не менее, в царской России появились спортивные трициклы, высокие велосипеды и «многоместки», не исключалось скорое появление первых автомобилей. Помимо этого, указывается на обсуждение разделения соревнований на любительские и профессиональные.
/imgs/2025/06/10/14/6845349/6acf7fe4dbc8fe8f008990b58cb64a2559787add.jpg)
© rusneb.ru
«И нет сомнений, что если у нас ещё нет всероссийского велосипедного общества, то учреждение его — дело более или менее близкого будущего, и что наше вступление в семью международной ассоциации неизбежно: нам для этого надо только немного подрасти», — уверен редактор.
Однако из-за разницы в системе измерений расстояния многие западные издания попросту не понимают достижений российских спортсменов и не пишут про их результаты. Уточняется, что за границей знают, что верста — это 1067 метров, а у нас известно, что километр — это 468 саженей. Тем не менее, для упрощения взаимодействия с иностранными спортсменами и прессой автор предлагает использовать европейскую систему измерения, которую сравнивают с техническим термином.
«Ничто, даже любовь к отечеству и национальная гордость, не мешает нам считать по-иностранному, потому что сам спорт — иностранное новшество, насаждённое на родной почве», — уточняется в заметке.
/imgs/2025/06/10/14/6845353/3ca9d42296305b2ca36c78e03753fed2513cdf03.jpg)
© rusneb.ru
Ориентироваться при этом рекомендовано на Британию, так как именно эта страна считалась родиной большинства популярных в то время видов спорта, также именно из Англии пошли практически все термины.
С другой стороны, метрическая система была более распространена в Европе, на неё уже перешли и некоторые отрасли российской промышленности. В итоге именно эту систему «Циклист» предлагал внедрить в качестве основной спортивной, и отказаться от привычных гражданам в то время вёрст и саженей.
Тем временем в Киеве прошли первые велогонки на обновлённом треке. В прошлом году на трассе произошёл пожар, и её пришлось серьёзно перестраивать.
/imgs/2025/06/10/14/6845354/62b9db8350554234249252574ac6e47a27a9989d.jpg)
© rusneb.ru
Однако уточняется, что изменения пошли сооружению на пользу: вместо прежнего «неизящного и неуютного» здания появилась «лёгкая, весёлая постройка с высокой беседкой и открытыми местами для публики по бокам».
На территории была обустроена комфортная оркестровая ложа, появился небольшой пруд, который сразу же облюбовали местные лягушки. Длина трека сократилась до 200 саженей, что, как заявлял корреспондент издания, было намного удобнее прежней 236-саженной дистанции.
Перед гонками прошли так называемые «экзаменационные» заезды для граждан, которые никогда прежде не принимали участия в таких мероприятиях. В первую очередь, речь шла о детях и подростках, которым было интересно попробовать свои силы в велоспорте.
/imgs/2025/06/10/14/6845356/87f1fc272f645bf486413a8a737baec17ef68e26.jpg)
© rusneb.ru
В Санкт-Петербурге же собралась целая комиссия для проведения испытаний всех доступных моделей велосипедов, кроме стандартных одноместных. Целью мероприятия была оценка безопасности педального транспорта и возможность разрешить водителям свободно передвигаться по городу.
Полностью ознакомиться с журналом «Циклист» от 14 июня 1897 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
«Поводом к этим испытаниям послужили поданные в городскую управу некоторыми известными местными велосипедистами просьбы о выдаче им разрешения на свободный проезд по городу на двух- и трёхместных велосипедах, причём ими были сделаны ссылки на то, что езда на таких велосипедах давно уже разрешена не только повсеместно за границей, по производится беспрепятственно почти во всех губернских и уездных городах российской империи», — говорится в заметке.
По результатам тестов оказалось, что езда на новых модификациях велосипедов, при соблюдении требований безопасности, не опасна для горожан и не несёт в себе «никаких дурных последствий для пешеходов и экипажей».
