Дороги только для своих: гастарбайтерам запретят садиться за руль в России?
Идея запрета для иностранцев, не сдавших экзамен по российским правилам, работать в сфере перевозок, вовсе не нова. "Вето" для юридических лиц на наем водителей без российских удостоверений действует еще с 2013 года, но срок его вступления в силу переносился несколько раз. Сначала в 2014 году к России был присоединен Крым, где почти все водители имели украинские права, а затем в 2015 году парламентарии решили дать иностранным водителям отсрочку еще на два года.
Запрет должен был действовать с 1 июня 2017 года. Однако непосредственно перед самой датой вступления меры в силу в СМИ появилась информация, что ужесточение правил могут отложить на год. И 17 мая такой законопроект даже приняли в первом чтении.
Но никакой отсрочки так и не случилось, на второе чтение законопроект так и не был вынесен. И с 1 июня 2017 года все водители-профессионалы будут обязаны иметь удостоверение российского образца. К чему может привести такая мера?
В первое время пассажиры такси и общественного транспорта могут столкнуться с рядом проблем, считает координатор движения "Синие Ведерки" Петр Шкуматов. "В начале этого года ГИБДД проводила рейд, во время которого звучали цифры: порядка 40% работающих в такси – трудовые мигранты. Поэтому от этого правила в первую очередь может пострадать именно такси. Первое время пассажиры могут столкнуться с тем, что машин станет меньше. И такси станет первым местом, куда "придут" гаишники с проверкой", - рассказал Шкуматов корреспонденту "Авторамблера". Эксперт также отмечает, что аналогичная ситуация может сложиться и с общественным транспортом. При этом Шкуматов оговаривается, что, несмотря на возможные трудности, требование для водителей иметь права российского образца абсолютно правильное. "Его давно пора было ввести! Потому что иногда такси и автобусами управляют на основании каких-то бумажек, это даже документами трудно назвать! Люди ездят с сомнительными документами, проверить подлинность которых гаишник никак не может. А работодатели охотно брали трудовых мигрантов, поскольку в случае лишения их прав, они выкидывали одну такую "бумажку", и "доставали" следующую. Причем, например, поддельное водительское удостоверение Таджикистана стоит на черном рынке около 100 долларов. О каком лишении водительских прав как мере может идти речь? То есть трудовые мигранты имели полное преимущество по сравнению с российскими водителями", - отмечает Шкуматов.
Поддержали данную инициативу и представители автошкол. По словам председателя правления НП "Гильдия автошкол России" Сергея Лобарева, речь идет о социальном важном вопросе. " По статистике ГИБДД, начинающие водители виноваты в 8,5% всех аварий, в то время как из-за водителей-иностранцев происходит свыше 30% ДТП! А в некоторых регионах, как, например, в Ростове – до 50%", - приводит данные Лобарев. По его словам, от водителей-иностранцев не требуют слишком многого – предъявить национальное удостоверение, медицинскую справку, и пересдать экзамены. Причем, по мнению эксперта, проблемы во время сдачи у большинства водителей могут возникнуть только с теоретической частью экзамена, а вот практическую способны сдать 90% водителей-иностранцев.
При этом Лобарев отмечает, что от незнания ПДД иностранцами страдают в первую очередь россияне. "В Москве водителями работает 70 тысяч гастарбайтеров, а по стране – около трех миллионов. Причем в столице около 50 000 человек задействованы в такси, особенно в различных агрегаторах. Кризис будет, если решение этого вопроса постоянно откладывать!", - отмечает эксперт, добавляя, что в автошколах с самого начала были готовы оказать содействие водителям-иностранцам: дать им консультации по сдаче экзаменов, а при необходимости – переучить.
Между тем, до недавнего времени водители-иностранцы не спешили менять свои водительские удостоверения национального образца на российские. По статистике ГИБДД, в 2015 году такой возможностью воспользовался лишь 41 801 человек, из них лишь 248 человек – в Москве. Учитывая общее число иностранцев, задействованных в сфере перевозок, это – крайне мало. Сколько иностранных граждан пересдало экзамен и получило российское удостоверение в 2016-2017 году, неизвестно. На запрос корреспондента "Авторамблера" в ГИБДД пообещали ответить "в течение двух недель". Однако если представить, что речь идет действительно о трех миллионах водителей, занимающихся перевозками, но не имеющих российских водительских прав, станет очевидным, что решать эту проблему нужно было давно, а новый запрет – необходимая мера. Теперь главное, чтобы новое требование не привело к коллапсу общественного транспорта из-за "внезапных сокращений" уже работающих водителей.
Тимофей Исаев