quto.ru
Опубликовано 29 января 2018, 23:49
5 мин.

Очевидное невероятное: когда полный привод бесполезен?

Полный привод может помочь в разных ситуациях. Главное — не думать, что машина всё сделает за вас
Полный привод может помочь в разных ситуациях. Главное – не думать, что машина всё сделает за вас. Принято считать, что водитель автоматически становится царём и богом, если механизмы в его машине вращают все четыре колеса. Суровая реальность несколько отличается от ожиданий. Если сильно полагаться на всемогущую технику, то можно угодить в разные неприятные ситуации. Кого-то это удивит, но полноприводники застревают, исполняют неконтролируемые пируэты по заснеженным дорогам и вообще ведут себя «непредсказуемо». Как избежать проблем? Сейчас расскажем!

Одна из первопричин нелицеприятных ситуаций на дорогах и за их пределами — в непонимании того, что полноприводные трансмиссии бывают разные и поведение машин значительно отличается в зависимости от их типа. Так, схема парт-тайм без межосевого дифференциала — наиболее простая и применяемая разве что на серьезных внедорожниках. Она обеспечивает жесткую связь передней и задней оси и передачу крутящего момента в пропорции 50:50. При этом подключать переднюю ось на ровной поверхности крайне нежелательно, в противном случае ускоренный износ и повреждение трансмиссии обеспечено. Схема full-time с межосевым дифференциалом куда более распространенная. Но самая массовая компоновка трансмиссии – отбор тяги на заднюю ось многодисковой муфтой. При этом величина крутящего момента варьируется в определенных пределах и в зависимости от ситуации автомобиль поведет себя так, а не иначе. Грубо говоря, последняя схема — наиболее легковая и наверняка применяется в вашем кроссовере.

Мчать во весь опор по зимней дороге, теша себя мыслью о благословенном полном приводе, который в непредвиденной ситуации что-то сделает и всё будет отлично, очень плохая идея. Налицо работа маркетологов, которые убедили неокрепшее сознание в «полном контроле в любых обстоятельствах». Как бы странно ни казалось, но схема со всеми ведущими колесами – штука довольно опасная. Она сродни змеиному яду, который может стать лекарством или причиной смерти в зависимости от концентрации.

Во-первых, полноприводник обладает методами психологического воздействия на пользователя, вселяя ложное чувство уверенности и делая момент перехода через грань очень вероятным. Во-вторых, очень пагубным является мнение, что машина, украшенная шильдиком AWD может всё. Уверены, что сможете вернуть контроль над автомобилем, который вышел из-под вашей власти на скорости 140 км/ч? Там, за чертой здравого смысла и за пределами разрешенного скоростного лимита вам, скорее всего, не поможет ни очень быстродействующая муфта отбора тяги, ни система курсовой устойчивости. Если вас начало крутить волчком, полный привод закончился, началась физика. Придёт ли на помощь волшебный AWD?

«Полный привод из любого заноса вытянет», слыхали такое? Сделаем небольшую оговорку — вы пройдете поворот в стиле Колина МакРея, если имеете понимание о работе полноприводной трансмиссии в вашем автомобиле, а также устойчивые навыки езды в силовых скольжениях. Иначе неожиданно возникнет вопрос, как вести себя в ситуации, когда чувство безопасности и вседозволенности логичным образом сперва спровоцировало недостаточную поворачиваемость, а затем избыточную. Кстати, некоторые полноприводные автомобили могут удивить практически заднеприводной «заносчивостью» в ситуации, когда загипнотизированный маркетологами водитель не ждёт подвоха и уверен в движении «как по рельсам».

Разочарование может подстерегать не только при высоком темпе движении. Когда ваш кроссовер крепко висит на «брюхе», а колеса почти свободно вращаются, полный привод точно поможет — придёт на помощь, ещё и отогреет, а заодно угостит чаем с печеньем!

Очевидное невероятное: когда полный привод бесполезен?

Любая трансмиссия обеспечивает проходимость, но до определенного момента и кроме неё огромную роль играют такие факторы как выбор шин для соответствующих условий эксплуатации, масса автомобиля, тяговые возможности двигателя, электронные системы — учитывать их приходится в свете «оцифровки» современных машин — и, наконец, такой важный параметр как геометрическая проходимость. Прежде, чем с геройской мыслью «у меня полный привод» окунаться в снега и болота, трезво оцените дорожные просветы (именно так, во множественном числе!), свесы, углы въезда, съезда и рампы. Нелишним будет заглянуть под днище и оценить компоновку агрегатов – не исключено, что после открывшейся картины вы раз и навсегда забудете о съезде на рельеф, где не только повредите «подбрюшье», но и застопорите машину банально из-за нехватки ходов подвески. Если вы накрепко обездвижены, то рассчитывать на полный привод не приходится – тут нужно откапываться или использовать рывковую (динамическую) стропу.

Вот мы плавно и подошли к такому понятию как «диагоналка» — когда автомобиль, двигающийся по рельефу, разгружает по одному колесу на каждой оси по диагонали (из-за того, что подвеска сжата) и останавливается. Вывесить среднестатистический кроссовер с короткоходной подвеской довольно просто. Если нелегкая занесла вас туда, где бронепоезд не промчится, старайтесь двигаться на невысокой скорости: так вы снизите поперечную раскачку и обеспечите колесам какой-никакой контакт с поверхностью. Момент, когда автомобиль вот-вот обездвижится вы почувствуете — здесь главное вовремя остановиться и сдать назад.

Очевидное невероятное: когда полный привод бесполезен?

Если «диагональ» все-таки произошла, то, при наличии имитации межколёсных блокировок тормозными механизмами, вы можете выбраться. Здесь надо нажать на газ и дождаться, когда скорость вращения разгруженных колёс достигнет необходимого значения, чтобы колодки начали их «подкусывать», и нагруженные колёса вступили в действие. А теперь вопрос: вы уверены, что на вашем автомобиле есть подобный ассистент и при этом он достаточно эффективен?

Не следует считать, что полноприводник по умолчанию возьмёт любой уклон. Конечно, шансов у него больше, чем у моноприводного автомобиля. Но трансмиссия со всеми ведущими колесами не способна компенсировать сцепные свойства шин или длинную колесную базу в сочетании с «провисающим» выпускным трактом, который обязательно издаст скрежет во время преодоления перегиба и выезда на горизонтальную поверхность. Наконец, полный привод не разгладит рельеф горки. Даже если взять идеальные условия, то есть, гладкую поверхность подъёма, осилить это сможет не каждый полный привод.

Мы ни в коем случае не пытаемся высмеять или выставить глупцами тех, кто попадал в вышеописанные ситуации. Но понять совершенно клиническое проявление слепой веры в полный привод мы не можем. Речь о прослойке водителей, свято верующих в то, что благословенный полный привод не только позволяет в снегопад показывать «соперникам» на светофоре задние фонари и выписывать на дороге самые невероятные пируэты в любых погодных условиях, но еще и… останавливаться.

Очевидное невероятное: когда полный привод бесполезен?

Маленький социологический опрос и разъяснительная работа с некоторым количеством «пациентов» говорит о том, что корни этого явления находятся… нет, не в детской травме, а непосредственно в голове. Объяснять, что земля круглая, а солнце встает на востоке, мы не будем, а только напомним, что за замедление автомобиля отвечает тормозная система и шины, а не механизмы полного привода.

Полный привод — не панацея, но серьёзное оружие при правильном отношении и верном подходе. Делайте выводы и да не сорвут вас с траектории никакие боковые силы.

Автомобильные новости