quto.ru
Опубликовано 22 июня 2016, 18:00

Техосмотр по-новому: диагностическая карта как электронный талон ТО

О сути предложений по реформе техосмотра и о том, чего эта реформа призвана достичь, рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов

В 2012 году контроль за системой техосмотра был передан от ГИБДД к Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Талоны техосмотра упразднили, их частично заменили диагностические карты – сейчас иметь диагностическую карту постоянно, как талон, не нужно, но без нее не получить полис ОСАГО, без которого уже ездить нельзя. Причин для передачи функции надзора за техосмотром было две: очереди на СТО и коррупция – за определенную сумму талон выдавался любому автомобилисту.

Проблему очередей данная мера решила, а вот выдача талонов за деньги (теперь диагностических карт) так и осталась нерешенной. Буквально сразу же появилась масса посредников, готовых за вознаграждение привезти готовую диагностическую карту в любое место и время, причем, она даже будет занесена в официальную базу, которую из-за слабой защищенности взламывают все, кому не лень. В результате, назрел вопрос борьбы с этой историей путем новых реформ.

Штрафовать за езду без ОСАГО будут камеры

Первым свою версию реформирорования системы техосмотра предложило МВД. Следом предложения поступили и от страховщиков. О сути предложений и о том, чего они призваны достичь, рассказал заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.

Первая задача – купировать схему продажи диагностических карт без фактического осмотра машин, вне специализированных станций техосмотра.

Сергей Ефремов: Появилась другая проблема – диагностические карты стали продаваться, а не выдаваться на пунктах технического осмотра, что предусмотрено законом об ОСАГО (закон о техническом осмотре 170). Сейчас это проблема, в первую очередь она связана с тем, что не защищена и не персонифицирована база Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИС ТО), с ней надо поработать. Сегодня эта система принадлежит МВД, происходит достаточно большое количество различных фишинговых операций по краже паролей. Воруются пароли у операторов технического осмотра и дальше через эти пароли, которые были украдены, вводится информация о диагностических картах от различных агентов. В результате, сегодня предлагается большое количество услуг, когда вам привезут диагностическую карту. Это будет какой-то посредник, который либо украл пароль, либо оператор продал ему этот пароль.

В результате, сегодня стоит основная задача – вернуть владельцев транспортных средств на пункты технического осмотра. Чтобы диагностическая карта выписывалась только там. Это можно сделать, не потребуется даже никакой большой трансформации, нужно привести в соответствие систему ЕАИС ТО, которая сегодня находится пока еще в тестовом режиме. Мы предлагаем МВД либо самим усовершенствовать эту систему, либо если они не могут или не хотят этого делать, то сделать это самим. Это как раз приведет к тому, что технический осмотр, выписывание диагностической карты будет производиться только на пунктах ТО. Мы бы убрали этих посредников, если бы ввели, например, электронную цифровую подпись оператора технического осмотра и технического эксперта. Сегодня этого нет, и каждый говорит, «у меня украли, я не знаю как что происходило». Когда это (цифровая подпись) будет введено, сказать о том, что что-то украли, будет уже сложно.

Что делать, если приходят штрафы с проданной машины

Вторая задача – усилить контроль за безопасностью транспортных средств, обязав всех автовладельцев ездить только при наличии действующей диагностической карты, фактически, вернув ей все функции действовавшего ранее талона техосмотра. Правда, особенно подчеркивается, что возить с собой еще одну бумажку водителям не придется, все будет в электронном виде.

Сергей Ефремов: Другое наше предложение – ответственность для водителя за то, что он управляет транспортным средством без диагностической карты. Мы предлагаем вводить за это штрафы. Сегодня такие штрафы предусмотрены только для такси и общественного транспорта, а это только около 15% от всех транспортных средств, остальные 85% такого наказания не имеют. Это повысило бы дисциплину среди водителей. Сегодня диагностическая карта не проверяется, а проверяется только полис ОСАГО, при этом автоматически считается, что диагностическая карта есть. Но срок действия диагностической карты и срок действия полиса ОСАГО могут не совпадать. Как проверять – мы тоже предлагаем, не путем, когда работник ГИБДД останавливает транспортное средство и спрашивает диагностическую карту, а путем видеофиксации через видеокамеры, также, как сегодня контролируются нарушения ПДД. В МВД сами, через свою систему могут проверить, есть диагностическая карта или нет ее, и послать «письмо счастья» в этом случае.

Также в РСА пояснили, почему необходимо оставить контроль за техническим состоянием автомобилей страховщикам. По сути, именно они реально, а конкретно финансово, заинтересованы в снижении количества ДТП, потому что им за эти аварии приходится платить. Тем не менее, если реформа будет одобрена, это приведет к дополнительной нагрузке для водителей.

 Фото: соцсети

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.

Автомобильные новости