quto.ru
Опубликовано 21 февраля 2017, 19:00

Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС. Первая часть

Вокруг ЭРА-ГЛОНАСС в последнее время ходит много слухов и мифов. Отвечаем на животрепещущие вопросы о работе системы.

Вокруг ЭРА-ГЛОНАСС в последнее время ходит много слухов и мифов. Отвечаем на животрепещущие вопросы о работе системы.

ЭРА-ГЛОНАСС окончательно пришла в нашу жизнь. Необратимый процесс запущен, и теперь официально импортировать в Россию автомобиль без системы экстренного реагирования больше невозможно.

На сегодняшний день сертифицировано больше 70 моделей с установленной ЭРА-ГЛОНАСС. По российским дорогам уже ездит больше 266 500 транспортных средств с этими терминалами. Изначально оператор рассчитывал, что к 2025-2027 годам большая часть автомобилей в России будет оборудована системой. Но, скорее всего, с учетом нынешних цифр продаж, более реальные сроки – к 2030 году.

Технология, как и все новое, вызвала массу вопросов у автолюбителей: что, как, зачем… Да и в целом доверия к ЭРА-ГЛОНАСС пока нет. С помощью непосредственно оператора системы постараемся доходчиво объяснить, что к чему.

Как работает?

Предположим, случилось ДТП. Установленный в автомобиле терминал автоматически делает вызов в ЭРА-ГЛОНАСС. Можно сделать это и в ручном режиме, нажав кнопку SOS, и поговорить с оператором. По спутникам определяются точные координаты автомобиля. Эти данные, а также время аварии, скорость и величины ударных перегрузок по сотовой связи передаются в оперативный центр. На это уходит до 20 секунд. Затем отсеиваются ложные вызовы и, в зависимости от ситуации, операторы подключают оперативные службы. А дальше все зависит от того, насколько отлажена в России и в конкретном регионе система 112.

К сожалению, пока люди не привыкли к системе и не осознают в полной мере всю ответственность, поступает очень много ложных вызовов. Например, проверяют работоспособность. Взгляните на статистику: с 1 января 2016 года по 21 февраля 2017 года системой ЭРА-ГЛОНАСС обработано 153 762 вызова. И только 597 случаев потребовали реагирования экстренных служб. В свою очередь, из них 158 вызовов были автоматическими при тяжелых авариях и ДТП средней тяжести, а 439 – в ручном режиме. За прошедший январь лишь 0,77% вызовов оказались истинными.

Все, что нужно знать об ЭРА-ГЛОНАСС. Первая часть

Причем помощь оказывали не только тем, кто попал в ДТП. Бывали случаи, когда подмогу вызывал владелец автомобиля, застрявшего на проселочной дороге. Или кнопку нажимал свидетель аварии. В январе-феврале зарегистрированы семь вызовов, когда водители замерзали на трассе, а со связью возникали проблемы. Но им помогли.

Что касается разработки и испытаний системы, то каждый автопроизводитель решает задачу по-своему. Есть определенные стандарты безопасности, а в остальном – вопрос индивидуальный.

"У одних может быть единая коробка, внутри которой располагается навигационный приемник, GSM-модем и акселерометр. Кто-то идет по другому пути, у кого есть штатные навигации. В качестве акселерометра используют датчики подушек безопасности. Но в любом случае автомобиль необходимо испытать краш-тестами. Как минимум проводятся три удара: фронтовой, боковой, переворот. Ответственность за работоспособность системы несет автопроизводитель", - объяснил руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев.

Место установки – тоже по усмотрению компаний. Есть лишь рекомендации по функциональности и эргономике. Звук должен быть слышен из любой точки в салоне, а кнопку можно было бы нажать из водительского сиденья.

Можно отключить?

Теоретически можно. В будущем проверять работоспособность системы будут во время технического осмотра. Планируется, что эта процедура станет обязательной. Также многие, хоть и не все производители заявили, что не забудут про ЭРА-ГЛОНАСС при обслуживании. Но все равно многое зависит от самого водителя. Тем более мы все знаем, как в нашей стране сейчас обстоят дела с техосмотром. Автомобили мало кто осматривает даже при всем желании водителя.

Ответственности же за отключение ЭРА-ГЛОНАСС пока не предусмотрено. Хотя зачем это делать, непонятно. Терминал не наносит вреда, а потенциально может помочь в экстренной ситуации. И не только. О том, какие перспективы открывает система, подробнее расскажем во второй части.

А что, если нет мобильной связи?

Один из самых больных вопросов в отечественных условиях. Штатный терминал без сотовой связи работать не будет. Там, где нет покрытия ни у одного из операторов, передача данных невозможна. Но изначально и не предусматривалась работоспособность системы вне дорог. Будем откровенны, пока и не на всех трассах обеспечена бесперебойная связь. Хотя ситуация постоянно улучшается. Впрочем, у ЭРА-ГЛОНАСС есть выход даже в абсолютно глухих местах.

"Для этих случаев мы предусмотрели опциональный спутниковый модем американской системы Globalstar и российской "Гонец". Если он установлен, данные можно будет передать практически из любой точки России, - рассказал руководитель проекта ЭРА-ГЛОНАСС Михаил Кораблев. - Связано это с регламентом безопасности транспортных средств. Когда проходили обсуждения ГОСТов на устройство, российская сторона предлагала в обязательном порядке включить использование спутниковой связи. Но другие страны Таможенного Союза не поддержали инициативу. В итоге опция так и не стала обязательной составляющей ЭРА-ГЛОНАСС".

Ничто не мешает установить модем самостоятельно. Устройство с установкой обойдется в районе 100 долларов. Правда, пользоваться бесплатно уже не выйдет. На штатном терминале передача данных по сотовой связи идет бесплатно. А за спутниковые данные придется раскошелиться. Причем абонентских платежей нет, а тарификация поминутная. То есть человек платит за конкретный вызов: от 15 центов за передачу одного сообщения.

Во второй части мы расскажем об отличиях ЭРА-ГЛОНАСС от других подобных систем, а также о перспективных сервисах, основанных на ней.

Алексей Дмитриев

Фото: Авторамблер / Алексей Дмитриев

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.

Автомобильные новости