quto.ru
Опубликовано 06 июля 2017, 18:52

Выспаться за рулем: тест-драйв самой умной Audi A7

Думаете, беспилотники – это картинка далекого будущего? Ошибаетесь! Такие автомобили уже существуют, ездят, и вот-вот изменят мир транспорта.

Вот только оставьте, пожалуйста, шутки про „Запорожец”, который едет по деревенской колее без водителя благодаря кирпичу на педали газа. В конце концов, уже давно стало понятно, что беспилотные автомобили пришли всерьез и надолго. Сейчас разработками автономных транспортных средств занимается практически каждый уважающий себя автопроизводетель. Подключился даже российский КамАЗ и такие не совсем профильные корпорации, как Uber и Lyft. Поэтому данные технологии действительно прокладывают путь в будущее.

О потенциальных плюсах беспилотных автомобилей для человечества известно немало. Это – и меньший расход топлива, и комфорт для пассажиров, и более грамотное использование дорожной инфраструктуры, и, самое главное – безопасность. Но как себя будет чувствовать водитель такого автомобиля, если он по большому счету будет не нужен? Чтобы узнать это мы отправились в Мюнхен, где познакомились с очень интересными автомобилем — беспилотной Audi A7.

Джек, но не воробей

Да, у автомобиля может быть вполне человеческое имя. Например, наш беспилотник зовут "Джеком" (Jack). Его разработкой компания Audi занимается аж с 2013 года. За это время в беспилотном режиме Jack проехал более 100 000 километров, в ходе которых разработчики вносили различные технические изменения. Проект получил поддержку на самом высоком уровне – к примеру, в 2015 году за рулем беспилотного автомобиля проехался министр транспорта ФРГ Александр Добриндт. А сегодня проехаться на "Джеке" сможем и мы.

Если вы представили, что беспилотный автомобиль должен обязательно напоминать пришельца из будущего, спешим разочаровать. На вид – ничего необычного. Jack – это совершенно стандартная Audi A7, которая отличается лишь небольшими квадратиками лазерных сканеров в передней и задней части, да специальной раскраской, рассказывающей, что автомобиль умеет ездить без водителя. В салоне изменений уже больше. Прежде всего — другое рулевое колесо со специальными кнопками, предназначенными для активации автопилота, а на передней консоли под «мультимедийкой» - небольшой экранчик, рассказывающий о выбранном режиме автопилота. О нем же информируют приборная панель, и светодиодная подсветка по нижней кромке лобового стекла.

Салон Audi A7 Jack практически не отличается от стандартного. Если не обратить внимание на кнопки на руле, небольшой экран на передней консоли и реле возле рычага селектора КПП, ни за что не догадаешься, что это – беспилотный автомобиль.

Салон Audi A7 Jack практически не отличается от стандартного. Если не обратить внимание на кнопки на руле, небольшой экран на передней консоли и реле возле рычага селектора КПП, ни за что не догадаешься, что это – беспилотный автомобиль.

Под центральным боксом и в передней нише – специальные реле, отвечающие за выбор той или иной функции. Разумеется, это – переходное решение, ведь мы ездим на прототипе, а на серийных автомобилях будущего такого не будет. Ну, а главный «командный центр» беспилотной Audi A7 расположен в багажнике – там размещены компьютеры, отвечающие за работу системы. Увы, снимать их нам строго-настрого запретили. Но можете поверить на слово, они занимают почти все свободное пространство. Правда, пока. Ведь, по словам представителей Audi, уже готово решение, благодаря которому весь блок управления автопилотом будет умещаться в один небольшой компьютер толщиной с ноутбук.

Едва заметные лазерные сканеры спереди и сзади – вот и все внешние отличия беспилотного "Джека" от стандартной Audi A7

Едва заметные лазерные сканеры спереди и сзади – вот и все внешние отличия беспилотного "Джека" от стандартной Audi A7

А что же этот Audi может? Оказывается, довольно много. Отъезжаю от аэропорта Мюнхена и беру курс на автобан А9, где в Германии официально разрешено испытывать беспилотные автомобили. Поначалу управлять машиной приходится самостоятельно, но с каждой секундой тестовый участок все ближе. Вот, световая индикация под ветровым стеклом меняет цвет на приятно бирюзовый, на передней панели загорается соответствующее табло, а из динамиков звучит сообщение: «Активировать автопилот разрешено». Я нажимаю на две небольшие кнопки на рулевом колесе, рулевое колесо отъезжает, и… ничего не происходит! Машина продолжает катиться с заданными 80 км/ч, как ни в чем не бывало. «Не бойтесь, посмотрите назад!», - подбадривает меня наш сопровождающий от Audi. Я отвожу глаза от дороги, оборачиваюсь и… вновь ничего! Мы едем так, будто я сижу не за рулем, а на заднем ряду. Ощущения – очень странные, и поначалу даже некомфортные: ведь так и хочется проконтролировать, что там происходит на дороге! Но потом к ним привыкаешь, ведь Jack едет аккуратно, и поддерживает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, а также боковые интервалы.

Неожиданно наш Audi A7 начинает ускоряться и набирает довольно приличную скорость – 130 км/ч! В чем тут дело? Оказывается, все в порядке. Просто Jack адаптировался под окружающие условия и ритм движения – на это ему требуется примерно полторы минуты. Теперь система работает на полную катушку, и едет в боевом режиме. А вот и первый обгон! Наш автомобиль сам включает поворотник, перестраивается в левый ряд, обходит слегка медлительного бюргера на Volkswagen, и возвращается в свою полосу. Быстро и безопасно! Вот бы живые водители в России тоже ездили так же, как Jack!

А я тем временем ловлю себя на мысли, что "Джеку" было бы очень здорово работать в такси. Представьте себе: машина, которая поддерживает хорошую скорость, не слушает в поездке "Шансон", не курит и не досаждает навязчивыми разговорами. Да еще и не требует отдельной зарплаты. В общем, если и не полноценный автомобиль-робот, то уже этакий Голем, который на дороге способен избавить водителя от самой утомляющей и скучной работы.

Правда, в дальнейшем система беспилотника несколько раз допустила небольшие помарки. В одном случае беспилотник включил сигнал поворота, видимо, сначала решив, что можно обогнать, но вовремя одумавшись. В другом – после перестроения автомобиль слегка сместился к границе занимаемой полосы. Но придираться не будем: такие действия никак не назовешь грубыми ошибками. К тому же, повторимся, едет беспилотная Audi A7 очень и очень безопасно. Ну, а реакция окружающих водителей так вообще говорит сама за себя: когда их приветствуешь сразу обеими руками, на их лицах отражается смесь удивления и восхищения.

Вы здесь не одни!

Во время поездки мы не могли не затронуть тему конкурентов. Ведь известно, что беспилотные автомобили разрабатывают не только в Audi. Приятно, что представители ингольштадтской компании не боятся подобных вопросов, и с радостью на них отвечают. Впрочем, не сказать, что стало ясно, в чем именно преимущество «Джека». Да, автомобиль прекрасно ездит по автомагистрали, ускоряется, тормозит, обгоняет и т.д. Но нельзя не отметить, что все это уже умеют и конкуренты – например, Volvo, Lexus и Nissan. К тому же, не стоит забывать, что данный Audi A7 – не самый новый проект. Например, министр транспорта ФРГ Александр Добриндт совершил точно такую же поездку на „Джеке”, как и мы, еще в 2015 году. А два года в мире высоких технологий – это существенный срок. С другой стороны, Audi A7 Jack – это самый настоящий беспилотный автомобиль, а не просто машина с очень продвинутым круиз-контролем, как, скажем у Tesla. Это значит, что во время работы данной функции водитель действительно имеет право не контролировать происходящее на дороге, а это – согласитесь, большой шаг вперед.

Выспаться за рулем: тест-драйв самой умной Audi A7

Через примерно 40 минут катания по автобану в беспилотном режиме, наше знакомство с «Джеком» подошло к концу. Как, неужели все?! Увы, но это так. Да, и собственно говоря, мы увидели львиную долю того, что может эта машина.

А как же поездки в беспилотном режиме по городу, которых мы так ждали? Увы, Audi A7 Jack относится к так называемому третьему классу на шкале автономности. Это означает, что пока что автомобиль может беспрепятственно двигаться по автомагистралям, выполняя те же действия, что и обычный водитель. Справляться с городскими условиями – то есть наличием большого количества перекрестков, пешеходов, велосипедистов и т.д. – будет уже машина четвертого класса автономности. Ну, а когда-нибудь дело обязательно дойдет до пятого класса – то есть полностью беспилотного автомобиля, в котором даже не будет привычного нам рулевого колеса.

Впрочем, до этого момента еще пройдет немало времени. Ведь нужно не только довести до совершенства технику, но и разобраться с законодательством, из-за которого и возникает больше всего проблем. Так что всем, кто считает, что беспилотники лишат нас всяческого драйва от вождения автомобиля, можно выдохнуть. Революций в ближайшем будущем не случится. Зато возможность перевести дух прямо за рулем машины во время движения по трассам может появиться уже очень и очень скоро.

Тимофей Исаев

Автомобильные новости