Какие особенности царской России остались в силе по сей день
Изучаем номер «Автомобильной жизни и спорта» 115-летней давностиОдним из основных преимуществ автомобиля уже в начале прошлого века считалась возможность путешествий. И в каждом уважающем себя издании регулярно публиковались путевые записки автотуристов.
«Один за другим подкатывают автомобили. Их гудки, шум газа, с треском вылетающего из открытых трубок, возгласы толпы — всё это смешалось, слилось в какой-то гул, в какую-то странную автомобильную мелодию, подобную которой в Петербургу слышать не часто доводится», — пишет автор о старте пробега из Санкт-Петербурга в Псков.
Отмечается, что сам заезд состоялся утром 14 августа, когда воздух был настолько свежим, что напоминал «о начале петербургской осени».
В мероприятии приняли участие около десятка автомобилистов. Известные в городе путешественники, машины военного министерства и других ведомств. Сам автор отмечает, что должен был отправиться в путь на Fiat, экипаж которого состоял из водителя Фокина и его механика Слупсима.
«Эта машина должна везти меня до Риги, но не довезла, и это не её вина. Взбираюсь. Встаю и с высоты автомобиля осматриваю выстроившиеся в ряд коляски. Все они приготовлены к длинному пути. Всюду запасные шины, бидоны бензина и масла. У меня под ногами тоже бензин», — говорится в заметке.
После официального старта пробега вереница автомобилей объезжает Исаакиевский собор и, вытягиваясь в линию, выезжает по улице Гоголя, далее по Гороховой до Загородного проспекта, и по Забалканскому (сегодня — Московское шоссе) выезжает за городскую заставу на «грязное, скверное шоссе».
Редактор отмечает, что на многих машинах не было грязевых щитков, так что вся грязь с дороги летит в салон или, как говорили в то время, в коляску.
Участников пробега было так много, что они растянулись «на 2-3 версты» (от 2,1 до 3,2 км). Кроме того, многие местные автомобилисты решили проводить путешественников до Александровки и присоединились к колонне.
Ближе к полудню солнце начало припекать и установилась летняя погода. Так что до стартовой линии путешественники и сопровождающие добрались буквально за полчаса.
«Картина представившаяся моему взору, когда я сошёл с автомобиля, была поистине великолепна: 23 коляски, вытянутые в линию по правую сторону шоссе, через которое протянута полоса полотна с надписью „Старт“, а вокруг десятки автомобилей самых разнообразных типов и окрасок. У старта раскинут буфет, дравший, кстати сказать, невероятные цены за свои продукты», — пишет автор.
К слову, не меньший фурор вызвали и соревнования по кросс-коунтри, то есть забегам на скорость, в котором приняли участие несколько десятков бегунов. Протяжённость трассы составила 13 вёрст и 350 саженей (14,5 км).
Абсолютный рекорд на этом соревновании поставил спортсмен П. Шубин, который сумел разогнаться до 17,39 км/ч.
«Это отличная скорость, скажет всякий с первого же взгляда. Но на самом деле слова „отличная“ здесь мало. Следует сказать — невероятная для Петербурга», — говорится в журнале.
Отмечается, что лидеры бежали так быстро, что даже «приличные извозчики, нахлёстывая своих лошадей в хвост и в гриву, едва успевали» за ними.
Впрочем, не обошлось во время чемпионата без курьёзных происшествий. Так, организаторы кросс-коунтри усиленно занимались подготовкой бегунов, заранее показали им маршрут гонки. Но забыли предупредить блюстителей порядка. Например, один из местных полицейских решил, что лидера забега Шубина следует «держать и не пущать».
Полностью ознакомиться с журналом «Автомобильная жизнь и спорт» от 26 сентября 1909 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
От сильной задержки участника состязания спас один из организаторов, следовавший следом на автомобиле. Он смог объяснить излишне ретивому городовому, что бегущие по Петербургу люди — не беглецы, а спортсмены.