Названы удручающие подробности применения реагентов в Москве

Фото Петра Магеры (Quto.ru), таблицы BFM.ru

Новая команда управленцев в Москве — новая мода в уборке улиц города в зимний период. Если при Лужкове на закупку реагентов тратили порядка 1,2 млрд рублей, то сейчас эта сумма увеличилась почти в четыре раза. Отменен запрет на обработку реагентами пешеходных зон, дворовых и озелененных территорий. Кроме того, улицы столицы опять стали посыпать солью. Любопытно и то, что в тендере на поставку модного в этом сезоне набора реагентов принимала участие одна компания.

Новый план по уборке дорог и улиц Москвы зимой, рассчитанный на 10 лет, был принят в прошлом году.

«Технология уборки снега в Москве, предполагающая использование противогололедных реагентов нового вида, будет использоваться в столице в течение следующих десяти лет», — сообщил 17 сентября 2011 года руководитель столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин.

Детали документа Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ЖКХиБ) города засекретил. Но, как стало известно из регламента, зимний период в Москве «длится с 1 ноября по 15 апреля».

Новый тренд в обработке улиц города: снижать объемы жидких противогололедных реагентов (ПГР) и наращивать объемы твердых. По словам руководителя пресс-службы департамента ЖКХ и благоустройства Марины Орловой, зимой 2011-2012 года используются комбинированные материалы, многокомпонентные. «Речь идет о том, чтобы каждая единица в составе этого реагента выполняла свои задачи», — пояснила она после первого в сезоне снегопада 9 ноября 2011 года.

По официальным данным, власти города закупили на зиму 116 тысяч тонн твердых реагентов и 110 тысяч тонн жидких.

Коммунальщики вернули моду на твердые реагенты

В состав актуального в этом зимнем сезоне комбинированного реагента входят мраморная крошка (это основа), а также хлорид натрия (поваренная соль), хлориды кальция и калия, формиат натрия (соль муравьиной кислоты).

Что и говорить, мода переменчива. Ведь еще зимой 2010-2011 года симпатии дорожников были на стороне жидких реагентов, и все порицали пескосоляную смесь как низкоэффективную и даже опасную. Та же Марина Орлова рассказывала, что смесь эта плохо себя зарекомендовала, поскольку песок забивал коммуникации, а соляные испарения поднимались на высоту 15 метров и вредили деревьям.

Об отказе от песка и соли в пользу «более эффективных» жидких реагентов писали и в обзоре «Подготовка российских регионов к зимнему сезону 2010-2011 гг.», опубликованном межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог».

Тогда же в отставку отправили и щебенку, которой вполне успешно обрабатывали тротуары в течение пяти лет: ее обвинили в том, что она забивает водостоки, стирает дорожную разметку и портит покрытие автомобилей.

Директор общественного фонда «Гражданин», эколог, эксперт в области экологической и промышленной безопасности Максим Шингаркин одобрил отказ от применения соли. «Мы заменяем соль, вводим новые элементы, более совершенные, потому что нам нужно еще соблюсти баланс цены. Нам не только эффект нужен, но еще и цена. Есть реагенты, которые в авиации применяются, они совершенные, но их применение невозможно в силу их дороговизны», — говорит он.

Он приветствует и уход от песка. «Песок сам по себе страшен. Когда мы используем именно песок, он забивает ливневую канализацию, откладывается там десятками тонн, а потом летом у нас катастрофа. 10 лет назад в сильные ливни Москва заливалась водой, потому что пропускная способность ливневки падала в разы».

В столице прошлой зимой (2010-2011) было закуплено 264,6 тысячи тонн жидких ПГР и 83,3 тысячи тонн твердых. Для сравнения: для зимы сезона 2009/2010 было припасено в общей сложности 344 тысяч тонн жидких и твердых реагентов, из них не «пригодилось» 108 тысяч тонн.

Завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ Дмитрий Хомяков сообщил: «На следующий год нас ожидает уменьшение доли жидких продуктов до 135 тысяч тонн (абсолютно не оправданное, ни с точки зрения технологической, ни с точки зрения экологической) и увеличение применения твердых продуктов до 200 тысяч тонн».

При этом, отмечает эксперт, новая технология содержания объектов дорожного хозяйства города — площадь объектов дорожного хозяйства у нас 88 млн кв. метров, а проезжей части — 66 млн кв.метров — предусматривает «использование порядка 260 тысяч тонн жидких противогололедных материалов (это соли 28-процентной концентрации) и до 200 тысяч тонн твердых противогололедных материалов.

По данным Дмитрия Хомякова, с учетом переходящих запасов было закуплено примерно 250 тысяч тонн жидких продуктов и 120 тысяч тонн твердых противогололедных материалов для использования в текущий зимний период.

У него есть и другие вопросы к властям: «Каким образом, по каким соображениям, вдруг в объекты дорожного хозяйства попали все дворовые территории города? Для них предполагается использовать до 150 тысяч тонн комбинированных реагентов, в основном это обычная поваренная соль в сочетании с мраморной крошкой».

Вкус противогололедного коктейля

Комментируя состав нового противоголедного коктейля, эколог Максим Шингаркин пояснил: «Натрий хлор [поваренная соль — прим. редакции] всегда в базисе лежит, просто его нужно замещать. Сначала его пытались замещать кальцием, кальций портит обувь. Потом кальций остался в небольшом количестве. Потом его замещают калием. Калий хлор — по сути, минеральное удобрение. А муравьиная кислота дает очень интересный эффект, если смотреть на малом масштабе, она позволяет остальным реагентам более эффективно действовать, она как химический катализатор. Кроме того, она является стабилизатором хлорида натрия по отношению к растительности. Если хлорид натрия попадает на газон с муравьиной кислотой, засорение почв существенно уменьшается».

Об основе этой смеси, мраморной крошке, эколог отозвался лестно: «Мрамор — это минерал органического происхождения. Это кальций, но в органических формах. Это особый вид удобрения. Он деформируется при нагрузке чешуйками. Когда вы высыпаете мрамор, он обладает хорошей сцепкой с подошвой. Мрамор налипает к вам на подошву, и вы перемещаетесь с налепленным на подошву мрамором, постепенно стирая его о поверхность. Подходя к дому, вы о коврик — и он соскакивает».

Глава департамента ЖКХиБ Андрей Цыбин сообщил, что такой «щадящий для городской среды» состав был рекомендован городским службам коллегами из Департамента природопользования. «Формиат натрия — это безопасная муравьиная кислота. А мраморная крошка лучше, чем щебенка, обеспечивает сцепку с асфальтом», — объяснил он необходимость перехода к новой рецептуре ПГР.

«Самое интересное, что они стали сыпать реагент в два раза более агрессивный, — заявил Дмитрий Леонтьев, руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог». — Если при Лужкове во дворе вообще было запрещено применение соли, сыпали только щебень, гранитную крошку, то сегодня это чистая соль, с которой мы столько времени боролись, от которой появляются разводы на обуви. Здесь какая-то нестыковочка в заявлении правительства Москвы, департамента ЖКХ, реально мы вернулись в прошлое, на 10 лет назад, в этом году».

«Отсроченный яд»

Впрочем, москвичи не разделяют мнения о «щадящем» режиме обработки тротуаров. В конце января—начале февраля участились жалобы владельцев собак на то, что реагенты разъедают лапы животных. Десятки обращений о пагубном влиянии реагентов на обувь получили в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). Председатель ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков предположил, что к концу марта «количество жалоб от людей, у которых реально разъело обувь, достигнет сотни». Он сообщил, что в феврале его организация планирует устроить «флэш-моб против реагентов-вредителей».

«Хватит солить Москву, она не вобла», — сформулировал в Facebook мнение рассерженных горожан писатель, продюсер, музыкант, лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров.

Дмитрий Хомяков считает, что наибольшую опасность представляет возвращение на дороги и улицы технической соли: по его подсчетам, соляная нагрузка на Москву увеличилась в три раза.

«Мраморная крошка плавится в талом снеге и воде, покрывая улицы плотным беловатым налетом», — добавляет он.

«В Москве в достаточно морозную погоду начинают течь реки из соли, — говорит координатор токсических программ «Гринпис России» Алексей Киселев. — Это приводит к тому, что страдают астматики, животные, страдает имущество людей, одежда и обувь. Это приводит к тому, что в систему водоотведения города во много больших концентрациях, чем положено, идут те самые хлориды, которые попадают в Москву-реку, и дальше вниз по течению это поступает в другие регионы. Это отсроченный яд. Это все очень нехорошая история, притом видно, что с каждым годом ситуация становится хуже и хуже».

Все должно быть в меру

Эксперты отмечают, что сами реагенты могут быть и не опасны, но стоит им смешаться со снегом, частицами асфальта и выхлопами автомобилей, как образуется ядовитая эмульсия, которая негативно влияет не только на безопасность передвижения пешеходов и автомобилей, но и подрывает здоровье горожан.

При обработке улиц и дорог реагентами необходимо соблюдать технологию: важно следить за дозировкой, учитывать температуру воздуха, атмосферное давление, силу и интенсивность ветра, угол наклона обрабатываемой поверхности, качество дорожного покрытия. С соблюдением технологии в Москве — большие проблемы.

«Формиат натрия в небольших дозах применяется в пищевой промышленности и парфюмерии. Но вопрос в том, сколько его попадает на улицы Москвы. Судя по данным жителей, никакие нормативы обработки тротуаров никем не соблюдаются. Бесконтрольное использование этого препарата может обернуться ростом легочных заболеваний, в первую очередь среди детей и стариков», — комментирует Алексей Киселев.

В интервью Алексей Киселев отмечает, что правила благоустройства территорий Москвы запрещают использование противогололедных реагентов для придомовых территорий. «При последних годах правления Лужкова этот запрет соблюдался. Использовалась просто гранитная крошка, которую собирали в меру сил, пытались чистить дворы, еще что-то делали, как-то справлялись. Как мы помним, год прихода Собянина к власти был весьма морозный, снежный. И в каких-то частях города не очень хорошо справлялись с уборками улиц, придомовых дорожек. Это все удивило нашего нового мэра, и он волевым решением дал команду соль использовать. И тогда распечатали эти резервы модифицированного хлористого кальция и начали его сыпать, — рассказывает эксперт. — Не соблюдается его норма внесения. Мы точно знаем, что сплошь и рядом в Москве единственный дозатор основной, который используется, — это бутылка двухлитровая пластиковая, сложенная пополам, из которой сыпят активно в разные стороны, не взирая ни на что.

Я сам видел, как по Варшавскому шоссе ехала грузовая машина, в кузове была огромная гора реагента, там сидело еще два дворника, которые просто вне зависимости, тротуар это, газон, еще что-то, начиная от остановки «Торговый комплекс» до остановки метро «Аннино» просто сыпали, взяли пригоршню и сыпали. Я могу с трудом себе представить, что такой регламент — наличие двух дворников — проходил экспертизу».

Не понравятся — купим новые

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский еще в прошлом году сообщал, что столичные власти ужесточат требования в противогололедным реагентам с точки зрения их безопасности для экологии города.

Однако эти намерения не помешали департаменту ЖКХиБ, изменив набор реагентов, закупить их сразу на два года вперед и только потом отправить их на экологическую экспертизу.

«В прошлом году, они попытались (правительство Москвы и департамент, который это все обслуживает) придать хоть какой-то флер законности, легальности и запустили процедуру общественного мнения на оценку воздействия на окружающую среду вот этого регламента внесения противогололедного реагента, —.возмущается Алексей Киселев. — Процедура была полностью поставлена с ног на голову: то есть они сначала обсудили регламент, после этого только решили с народом обсудить техническое задание на разработку проекта регламента, в обратном порядке, что автоматически должно было это дело отменять. Они его не отменяли».

Отменять регламент не пришлось, так как в документе оставлена «лазейка»: если, скажем, экологическая экспертиза не будет пройдена каким-либо из реагентов (или всеми сразу), появится вполне законный повод закупить другую партию. За бюджетные деньги, естественно.

14 февраля 2012 г. 09:37:00 / BFM.RU

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

Toyota Highlander 3.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Новорижский
3 524 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, серебристый

Toyota Land Cruiser Prado 2.8 TD AT
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
3 508 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

Toyota Camry 2.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
1 808 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»