Когда Москва остановится в пробках

Фото Анны Прохоровой, quto.ru

Пробки, стремящиеся к бесконечности — пожалуй, самый главный минус жизни в столице и источник ежедневных мучений как водителей, томящихся в заторах, так и пассажиров, которые задыхаются в давке в метро. Резиновая ли Москва, куда пересаживаться автомобилисту, что хорошего в выделенках и платных парковках, и спасут ли они столицу от транспортного коллапса — об этом спорили эксперты и чиновники в рамках проекта Debate Night.

Пробочный предел

Транспортным коллапсом называют такое состояние улиц, когда утренний и вечерний часы пик смыкаются по времени, и город останавливается в одной многосуточной пробке. Это чревато, как минимум, разрушением экономических связей, потому что люди не могут попасть на работу, а товары — в магазины.

По некоторым прогнозам, этот сценарий может стать реальностью для Москвы уже к 2018 году: если десять лет назад час пик длился примерно 40 минут, то сейчас город стоит по четыре часа утром и вечером. А число автомобилей в столице растет примерно на 300 тысяч в год. Насколько же все-таки реальна угроза?

Куда деваться автомобилисту

На цифрах решение транспортной проблемы Москвы выглядит просто: подсчитано, что пробки создают 500 тысяч машин — именно такому количеству не хватает места на дорогах. А общественный транспорт перевозит в день 16 миллионов человек, и вот если «лишние» полмиллиона автомобилистов «поедут пешком» — дороги освободятся, а общественной транспорт выдержит.

Но на практике выходит сложнее — взять хотя бы многострадальную Таганско-Краснопресненскую линию метро, которая работает на пределе возможностей, интервалы движения минимальные — и все равно ветка перегружена сверх меры. Утром люди заходят в третий-четвертый поезд, заполняя мельчайшие пустоты в вагоне. Бывает, что даже один дополнительный человек не может втиснуться, не то что пятьсот тысяч!

— Проблема Выхино возникла не вчера. В Москве в течение 20 лет не проводилось транспортной политики, и за 1-2 года изменить в корне ситуацию во всем городе невозможно чисто физически. Любая система, особенно большая — инерционна. Но какими темпами все совершается — невозможно не заметить, — говорит замглавы Центра организации дорожного движения правительства Москвы Александр Поляков.

Есть повод для оптимизма

Чтобы не дать столице остановиться, разработана единая транспортная стратегия, главный пункт которой — развитие общественного транспорта, в первую очередь рекордное по темпам строительство метро (примерно 15 километров в год), строительство малого кольца железной дороги (должны запустить к 2015 году), возрождение трамваев, закупка новых вагонов, автобусов и троллейбусов.

Для разгрузки центра придуман проект платных стоянок, строятся перехватывающие парковки, на магистралях вводят выделенные полосы.

— Мы не хотим выдавливать автомобилиста в общественный транспорт: нужно, чтобы он сам его выбрал. Мы должны позволить людям комфортно изменить некоторые привычки. Власти Москвы делают все, чтобы транспортного коллапса не было, — говорит замруководителя департамента транспорта столице Сергей Андрейкин.

Хорошо, но мало

Все это нужно и полезно — но недостаточно, считают эксперты. Транспортной стратегии приходится «залатывать дыры» — но это и понятно, потому что предыдущие десятилетия город закрывал глаза на многие проблемы. По мнению главы градостроительной компании Ильи Заливухина, необходимо принципиально новое решение — отделить скоростные магистрали от улиц и проспектов. По первым москвичи будут только ездить, а на вторых — жить, работать и гулять.

— Система двухконтурных дорог, которая уже существует в мегаполисах мира — решение более дорогое, но оно работает на всю агломерацию, — считает эксперт.

Кроме того, необходимо задуматься не только о том, куда девать существующие машины и пассажиропотоки, но и о том, собственно, куда и зачем эти люди едут.

— Отрадно, что внятная стратегия наконец-то появилась, — говорит директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. — Но имеет смысл добавить в виде отдельных документов и другие меры: расселение из центра офисов, развитие удаленной работы.

Стратегия должна учитывать и градостроительную политику: в Новой Москве и Подмосковье небывалыми темпами строятся миллионы квадратных метров жилья, а рабочие места сосредоточены в Москве, 40 процентов — в пределах Садового кольца. Значит, все эти люди правдами и неправдами будут ехать в центр...

«Лекарства» местного действия

Свою лепту в решение транспортной проблемы вносят и платные парковки. Несмотря на некоторую болезненность для жителей центра, эксперты проект поддерживают:

— Платные парковки нужно вводить до пределов Садового кольца и ни сантиметром дальше, — заявил «РГ» Константин Трофименко. — А жители центра должны понимать, что земля на улично-дорожной сети — не их частная собственность, а принадлежит городу.

Кроме того, власти рассматривают возможность сужения полос на дорогах — за счет этого вырастет их число.

— Мы имеем дело с нормативами, которые действуют с 70-80 года. Сейчас можно пойти на определенные уступки, где это необходимо, — говорит замглавы ЦОДД Александр Поляков. — Например, на Дмитровском шоссе была изменена ширина и увеличено число полос — но это конкретная мера на данном участке, а не панацея от всех бед.

Эксперты соглашаются, что сужение полос где-то может помочь, но в целом проблему не решит:

— Мера не очень эффективная, потому что автомобилей слишком много, и суженные полосы все равно будут утыкаться в «бутылочные горлышки». Ситуация в городе от этого сильно не поменяется, — считает Константин Трофименко.

Сейчас ширина полосы в Москве составляет 3,5-3,75 метра, в то время как нормативы допускают ширину от 2,75 до 4 метров.

Как успеть за временем

По мнению экспертов, помимо решения сиюминутных проблем нужно задуматься над тем, как будет выглядеть город после горизонта планирования — 2020 года. Те станции метро, которые наконец-то строятся сейчас, были нужны Москве давно — лет 10 назад. И к тому времени, как нынешние амбициозные планы будут выполнены — городу этого будет мало.

— Мы оптимисты — надеемся, что завтра будет лучше, и прилагаем все усилия, чтобы это «завтра» наступило поскорее, — говорит Михаил Крейстман, главный инженер «НИ и ПИ Генплана Москвы».

— Транспортная стратегия состоит не только из далеко идущих планов масштаба 20-50 лет, но и из решения сиюминутных проблем конкретного человека. Мы будем продолжать увеличивать количество маршрутов общественного транспорта и строить новые линии — без этого не решить проблему перевозки существующего количества пассажиров, — заключил замглавы дептранса Сергей Андрейкин.

Scriptio: Елена Петешова.

7 декабря 2013 г. 10:23:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus

Еще по темам: дорогипробки




все →
Спецпредложения:

УАЗ Patriot 2.7 MT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС Варшавское ш.
979 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

LADA Vesta SW Cross 1.8 MT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС Варшавское ш.
830 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

LADA Largus Cross 1.6 MT
в автосалоне Орехово-АвтоЦентр
692 400  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»