Когда машины были широкими

Иллюстрации Артура Фицпатрика и Вэна Кауфмана

Иллюстрации Артура Фицпатрика и Вэна Кауфмана

Все мальчишки в детстве рисовали автомобили. У большинства из них дальше каракулей на тетрадных полях дело не зашло, но есть люди, которые провели всю свою жизнь, «рисуя машинки» и заработав на этом не только деньги, но и славу. Об одном из них — классике автомобильной рекламы пятидесятых-семидесятых Артуре Фитцпатрике рассказал «Мотор».

Pontiac Bonneville Vista, 1960 год

Pontiac Bonneville Vista, 1960 год

Артур Фитцпатрик (друзья часто называли его Арт или Фитц) начал свою карьеру в 1937 году, когда ему было всего 18 лет: он работал дизайнером в детройтском кузовном ателье Briggs. Уже через год он перешел в компанию Darrin, где создавал кабриолеты, седаны и хардтопы на базе шасси Packard. Позже ателье было выкуплено самой компанией Packard: Фитц остался в компании и разработал дизайн модели Packard Clipper 1942 года.

Buick Roadmaster, 1955 год

Buick Roadmaster, 1955 год

Buick Century, 1957 год

Buick Century, 1957 год

Buick Roadmaster, 1956 год

Buick Roadmaster, 1956 год

Однако именно в этот момент США ввязались во Вторую мировую войну. Стране стало не до автомобилей, и Фитцпатрик поступил на службу в Военно-морские силы. Возвращение в профессию произошло быстро — не успев уволиться из ВМС, в 1945 году Фитцпатрик подписал контракт на создание автомобильной рекламы для марки Mercury — уже тогда он был известен как первоклассный художник и иллюстратор.

Pontiac Firebird, 1968 год

Pontiac Firebird, 1968 год

Pontiac Grand Prix, 1964 год

Pontiac Grand Prix, 1964 год

Pontiac Bonneville, 1964 год

Pontiac Bonneville, 1964 год

Pontiac Bonneville, 1964 год

Pontiac Bonneville, 1964 год

Pontiac Grand Prix, 1964 год

Pontiac Grand Prix, 1964 год

Настоящий успех пришел к Фитцпатрику после того, как в 1949 году он начал работать вместе с Вэном Кауфманом, бывшим художником Disney. Артур рисовал сами автомобили, а Вэн — красивые фоны для них. Пара быстро нашла свой уникальный стиль: рекламные материалы от Фитцпатрика и Кауфмана выглядели гламурно, дорого и по-новому.

В 1959 году тандем иллюстраторов получил эксклюзивный контракт от Pontiac. Компания в этот момент как раз решила найти свежий подход к рекламе своей новой модельной гаммы Wide Track — и тогдашний шеф Pontiac Джон Делориан распорядился, чтобы всю «принтовую» рекламу для марки делали Фитцпатрик и Кауфман. Аналогично, кстати, затем поступил и вице-президент General Motors Боб Лутц — в 1970-х он подрядил Арта и Вэда на создание рекламных материалов марки Opel.

Pontiac Bonneville, 1969 год

Pontiac Bonneville, 1969 год

Pontiac Bonneville, 1968 год

Pontiac Bonneville, 1968 год

Pontiac Bonneville, 1968 год

Pontiac Bonneville, 1968 год

Pontiac GTO, 1968 год

Pontiac GTO, 1968 год

Pontiac GTO, 1966 год

Pontiac GTO, 1966 год

Pontiac GTO, 1968 год

Pontiac GTO, 1968 год

За вдохновением и зарисовками, вооружившись фотоаппаратами и этюдниками, художники ездили по всему миру. Рим, Париж, Монте-Карло, Акапулько, Гавайи, Пуэрто-Рико — каждый год Арт и Вэн садились в самолет и отправлялись в затяжное путешествие. При этом, по словам Фитцпатрика, одно и то же место для разных рекламных иллюстраций использовалось не больше пары раз.

Кажется, что Фитцпатрик и Кауфман работали в жанре реализма, но это не так. Во-первых, автомобили на иллюстрациях получались такими привлекательными еще и потому, что Артур сознательно искривлял им пропорции, изображая их шире, чем они были на самом деле. Во-вторых, желая подчеркнуть пропорции и чистоту линий кузова, Фитц намеренно «забывал» о таких деталях, как дворники или антенны — на иллюстрации они, по мнению художника, только отвлекали зрителя от красоты автомобиля. Наконец, машины на иллюстрациях были больше, чем нужно: они доминировали в общей композиции, а иногда едва влезали в «кадр» — и это тоже было сделано абсолютно намеренно.

Pontiac Bonneville Convertible, 1960 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1960 год

Pontiac Bonneville, 1968 год

Pontiac Bonneville, 1968 год

Pontiac Bonneville, 1966 год

Pontiac Bonneville, 1966 год

Pontiac Grand Prix, 1963 год

Pontiac Grand Prix, 1963 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1960 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1960 год

В какой-то момент руководство даже решило, что дуэт «перегламурил»: Арта и Вэна вызвали на ковер и ткнули пальцем на две иллюстрации, фон на которых выглядел «слишком иностранным». К счастью для иллюстраторов, руководство указало на рекламные постеры, фоном для которых выступали Нью-Йорк и Вашингтон.

На первых порах пропорции автомобилей на иллюстрациях тоже вызывали недовольство «в верхах». Узнав, что Фитцпатрик искажает размеры автомобилей по собственной воле, руководство едва не сделало ему нагоняй за «художественную самодеятельность». Из ситуации Артур выкрутился изящно: он взял фотоаппарат, сфотографировал автомобиль с разных ракурсов, получившиеся снимки обвел по контуру — а в довесок к таким «скетчам» нарисовал аналогичный автомобиль, но с искривленными пропорциями. После чего принес свои работы начальству и предложил выбрать «неправильную» машину. Рисунок с «самодеятельностью» угадали только с третьего раза, и больше вопросов к художнику не возникало.

Pontiac Bonneville, 1959 год

Pontiac Bonneville, 1959 год

По результатам опросов, на протяжении десяти лет подряд работы Фитцпатрика и Кауфмана признавались самой лучшей журнальной рекламой — причем за Pontiac голосовало до 47 процентов респондентов! Да и результаты продаж не без помощи Арта и Вэна выросли: уже к 1962 году марка переместилась с седьмого на третье место на рынке США. Популярнее были только совсем уж массовые Chevrolet и Ford.

Брали иллюстраторы, кстати, безумные деньги. Мало того, что им оплачивали саму работу и постоянные путешествия по миру — в контракте Фитцпатрика было прописано, что каждые три месяца Pontiac должен предоставлять ему три новеньких автомобиля: обычно это были топ-модели Bonneville, GTO, Grand Prix или Le Mans.

Opel Manta, 1973 год

Opel Manta, 1973 год

Всего для компании Pontiac Фитцпатрик и Кауфман сделали 285 изображений. Вместе Фитцпатрик и Кауфман проработали 24 года — причем после ухода из компании Opel в конце 1970-х автомобильной рекламой ни Артур, ни Вэн больше не занимались. Кауфман умер в 1995 году, а Фитцпатрик жив-здоров и до сих пор живет на юге Калифорнии. Сейчас ему 94 года.

Pontiac Bonneville, 1959 год

Pontiac Bonneville, 1959 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1959 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1959 год

Pontiac Catalina, 1960 год

Pontiac Catalina, 1960 год

Pontiac Bonneville, 1963 год

Pontiac Bonneville, 1963 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1963 год

Pontiac Bonneville Convertible, 1963 год

Впрочем, он не отошел от дел. Коллекционные почтовые марки Фитцпатрика с американскими спортивными автомобилями пятидесятых, изданные семь лет назад, разошлись тиражом 38 миллионов экземпляров, и по продажам вдвое обогнали аналогичную продукцию с диснеевскими персонажами. Кстати, сама студия Disney-Pixar в середине двухтысячных наняла Фитцпатрика в качестве консультанта при создании своего мультфильма «Тачки». Ведь кто, если не он, мог рассказать о том, как должны выглядеть автомобили — пусть даже и мультяшные.

Scriptio: Влад Клепач.

6 января 2014 г. 15:28:00 / Motor

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

Toyota RAV4 5-дв. 2.0 CVT 4WD
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
1 757 000  Руб.
2017 г., пробег 10 км, белый

Toyota Camry 3.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
2 041 000  Руб.
2017 г., пробег 10 км, белый

Toyota RAV4 5-дв. 2.0 CVT 4WD
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
1 639 000  Руб.
2017 г., пробег 10 км, белый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»