Интеллектуальные транспортные системы помогут предотвратить заторы

С момента принятия программы обеспечения безопасности дорожного движения удалось сохранить более 11 тысяч жизней. И это несмотря на колоссальный прирост автотранспорта, на безобразные дороги и не менее страшную организацию дорожного движения.
Уже это достойный результат, который был оценен на международном уровне.

Однако дороги, их пропускная способность, отсутствие парковок и пешеходных переходов, нехватка предупреждающей информации - это наши реалии. И хочется все это изменить, но как - непонятно.
Своими рецептами делится руководитель Дирекции Федеральной целевой программы "Повышения безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 г." Борис Циклис.

Российская газета: Борис Евгеньевич, интеллектуальные транспортные системы - что это такое и как они могут повлиять на то, что творится у нас на дорогах?

Борис Циклис: Давайте начнем с оценки сегодняшней ситуации. Перегруженная улично-дорожная сеть, все увеличивающиеся затраты времени на поездки массовым пассажирским транспортом при низком уровне комфорта, отсутствие необходимого количества машиномест для хранения и парковки - все эти факторы не позволяют сформировать в городах систему качественного транспортного обслуживания населения.

По имеющимся оценкам, убытки от транспортных заторов составляют 7-9 процентов от ВВП. Снижение скоростей движения ведет к увеличению себестоимости перевозок на 20-30 процентов, росту транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и услуг, которая в конечной цене российской продукции достигает 15-20 процентов.
Кстати, в США и Европе этот показатель не превышает 7-10 процентов.

РГ: Такой экономический эффект дают пробки?

Циклис: Конечно. При небольшом росте общей протяженности улично-дорожной сети и ее пропускной способности численность парка транспортных средств за последние 15 лет в Москве возросла в четыре раза. В результате удельный показатель протяженности улично-дорожной сети на 1000 автомобилей уменьшился в 3,5 раза. Если в 2000 году в среднем по городу были перегружены транспортными потоками чуть более 40 процентов магистралей, то в настоящее время их 74 процента.

Затраты населения на передвижения по городу составляют в среднем 65 минут при рекомендованных 45-55. Интервалы движения наземного общественного пассажирского транспорта в часы "пик" из-за заторов превышают 15 мин на 65 процентах маршрутов.

РГ: О пробках и ущербе ими наносимом говорится давно. Но никто не предлагает конкретных решений. Есть ли они?

Циклис: Сегодня необходимо внедрять интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Именно на их базе можно реализовать накопленный зарубежными странами опыт и самые передовые технологии. Это позволит как минимум на десятилетие купировать основные процессы транспортного кризиса и обеспечить нормальные условия жизни населения страны. Ведь цель создания ИТС - снижение транспортных потерь и транспортных издержек в сфере экономики, бизнеса и услуг, интенсификация экономических и социальных процессов, повышение безопасности дорожного движения, улучшение экологической обстановки.

РГ: Так что же это за зверь такой "Интеллектуальные транспортные системы"? Камеры на каждом столбе? Светофоры, самостоятельно реагирующие на плотность потока?

Циклис: И это тоже. Ключевые компоненты ИТС во всем мире одинаковы. Отличаются лишь механизмы реализации в зависимости от конкретных условий. В некоторых городах даже есть единые расписания и графики движения. Большое распространение получают специальные центры управления дорожным движением - эдакие крупные межведомственные диспетчерские, которые в штатном режиме обмениваются информацией с различными службами и обеспечивают выполнение контрольно-надзорных функций за перевозками.

Наращивание элементов ИТС идет, как правило, постепенно, с учетом требований условий дорожного движения и реальных экономических возможностей. Мы полагаем, что оптимальной является стратегия внедрения ИТС, основанная на поэтапном наращивании функциональных возможностей и зоны действия существующих систем. Видеонаблюдение, мониторинг и фотовидеофиксация нарушений правил - наиболее капиталоемкая составляющая любой Интеллектуальной транспортной системы.

РГ: Возможно ли транспортные проблемы решить только за счет электронного контроля? Может, правильнее строить дороги и развязки?

Циклис: Строительство новых и реконструкция существующих объектов дорожной инфраструктуры - наиболее очевидный и кардинальный способ решения проблемы перегруженности улично-дорожной сети любого города. Конечно, для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходимы реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей, строительство обходов наиболее насыщенных городских зон в целях отвода из них транзитных потоков.

В то же время очевидно, что строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат времени. При этом надо учитывать, что при постоянном росте количества транспортных средств даже эти меры не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью и уровнем спроса на автомобильные перевозки. Ввод какой-либо одной новой магистрали часто не дает желаемого эффекта, так как происходит резкий рост осуществляемых по ней перевозок, вызванный отложенным спросом. Конкретный пример - Третье транспортное кольцо в Москве.

РГ: Там много огрехов именно проектировочного характера. Плохо организованные съезды-выезды, развороты... Плюс к этому выезды на забитые транспортом магистрали.

Циклис: Да, эффективное управление должно обеспечивать загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности. Ее превышение всего на 20-30 процентов снижает реальную пропускную способность в 2-3 раза, вплоть до полной остановки транспортного потока.

РГ: Не последнюю роль в создании заторов играет и строительство. Парковок не хватает ни торговым комплексам, ни жилым домам.

Циклис: Конечно же, требуется исключить существующую практику необоснованного принятия частных решений по архитектуре, внести соответствующие поправки в градостроительный кодекс.

Кстати

На всех автомобилях, используемых концерном "Шелл" и его совместными предприятиями, обязательно должны быть установлены бортовые системы мониторинга.
В частности, на объектах компании "Салым Петролеум Девелопмент" действует специальная система контроля скорости машин. Группа мониторинга существует и в "Сахалин Энерджи" (один из акционеров - концерн "Шелл"): скорость передвижения машин компании постоянно фиксируется, а к нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.

Scriptio: Владимир Баршев.

14 октября 2010 г. 08:32:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus

Еще по темам: безопасностьдорогипробки




все →
Спецпредложения:

Toyota Land Cruiser Prado 2.8 TD AT
в автосалоне Тойота Центр Шереметьево
3 194 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

Toyota Camry 3.5 AT
в автосалоне Тойота Центр Шереметьево
1 954 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

Hyundai Creta 1.6 AT
в автосалоне АГ-Моторс
1 049 900  Руб.
2017 г., пробег 0 км, mystic blue

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»