На чём гонял Эль Команданте: автомобили Фиделя Кастро

При упоминании Кубы и Фиделя Кастро перед глазами возникают несколько ярких автомобильных образов: американские дредноуты «детройтского барокко», растянутые до пропорций сосиски «Жигули»-таксомоторы и, пожалуй, медицинский универсал ГАЗ-14 «Чайка». Единственный в мире — белого цвета.

Диктатор Фульхенсио Батиста был свергнут 1 января 1959-го, в год максимального расцвета стиля «детройтское барокко», когда американские машины отрастили себе огромнейшие хвостовые стабилизаторы, а автомобильная оптика напоминала сопла реактивных двигателей. Хрома для машин не жалели. Коренные жители Луны, если они когда-нибудь объявятся, наверняка, вспомнят конец 50-х — этот блеск хромированных бамперов, решеток радиатора, зеркал и молдингов можно было наблюдать и оттуда невооруженным глазом. Еще бы: дизайнеры в невероятном возбуждении ждали начала космической эры. И дождались!

А Куба обрела пламенных революционеров и... получила взамен полнейшую экономическую блокаду. С запретом для собственных граждан покупать и продавать автомобили. Термин «автомобильный заповедник» набил оскомину, но он абсолютно точен: лишь совсем ленивый турист не привозит с Острова свободы сотни фотографий «американцев» 40-50-х годов. Некоторые их них поддерживаются, по крайней мере внешне, в прекрасном состоянии. Некоторые — околхожены бамперами от «Волг», моторами и задними мостами от них же, колесами от «Жигулей». Собственно, за более чем полвека социализма автопарк Кубы обновлялся лишь за счет поставок автомобилей из СССР и стран Варшавского договора.

Личный гараж Фиделя Кастро в этом смысле жил точно в народном ритме «гуахира». Широко известны фотографии революционного Фиделя на борту военного Wyllys M38A. Тогда Кастро еще не поссорился с США, да и вообще, социалистический путь развития Кубы пока не просматривался. Хотя, как говорят, труды Маркса и Ленина всегда были у него настольными книгами. Сразу же после революции Фидель посещал США, выступал на трибуне ООН, по Нью-Йорку его возили на лимузине Cadillac Fleetwood.

Затем пришла эпоха ГАЗ-69 и «Чаек» с ЗИЛами. На армейском внедорожнике он катал многочисленных гостей — от Брежнева до везучих американских журналистов и своего приятеля Уго Чавеса, а советские членовозы принимал в качестве дружественных подарков. Впрочем, советская военная техника также пришлась Фиделю впору: по рассказам очевидцев, во время высадки американского морского десанта в 1961-м он лично управлял танком Т-34, а затем и самоходкой СУ-100.

Помимо стандартных лимузинов в автопарке Фиделя были уникальные вещи. Один из самых известных автомобилей — медицинская «Чайка» ГАЗ-14 белого цвета. Точнее, это уже и не «Чайка», а РАФ-3920. Таких машин было изготовлено на Рижской автомобильной фабрике всего пять штук (остальные — черные). Универсалы с носилками внутри делали из стандартных «Чаек». Еще в 70-х годах для таких автомобилей использовали базу «Чайки» ГАЗ-13 — автомобиля, нарисованного в стиле все того же «детройтского барокко». (Известна шикарная история о двух таких универсалах, построенных и оснащенных мощными кондиционерами специально для перевозки мумии вьетнамского лидера Хо Ши Мина.) Но для Кастро — тогда еще вполне себе живого — завод получил задание сделать медицинскую машину на базе нового ГАЗ-14. Причем требования включали в себя не только оснащение серьезным кондиционером, но и установку удлиненных носилок — 230 см вместо стандартных 210-ти, специально под рост Фиделя.

Раз уж мы упомянули кондиционер, будет справедливо вспомнить, что кубинский лидер прекрасно обходился без этого устройства, просто передвигаясь в кабриолетах и в фаэтонах. На множестве фотографий его визитов в СССР Фиделя возят по стране тоже в открытых машинах. Это ЗИС-110Б и жители Свердловска.

Вот он с Никитой Хрущевым едет, вероятно, по московским улицам на ЗИЛ-111В.

А здесь Кастро в специально подаренной шапке — холодно же! — на дорогах Иркутска на ГАЗ-13Б.

На следующем фото запечатлено посещение завода ЗИЛ. И подарок — кабриолет ЗИЛ-111Д.

Вполне возможно, именно на этом автомобиле Фидель встречает Михаила Горбачева у себя на Кубе.

Кастро говорил, что своими руками собирал на родине урожай сахарного тростника. Так что нечего удивляться этой фотографии: Фидель в Узбекистане на хлопковой плантации за рулем трактора.

Много лет — говорят, вплоть до момента, когда его здоровье уже серьезно ухудшилось — основной машиной Фиделя был бронированный Mercedes-Benz в кузове W126. А в последние годы жизни отставному кубинскому лидеру пришлось пересесть на минивэн той же марки.

Пару лет назад 14 машин из гаража Фиделя Кастро переехали на службу в таксопарк Гаваны — тоже весьма примечательный факт. Настоящий революционер, он вряд ли был рабом вещей, пусть и таких харизматичных как автомобили. Зато нетерпимо высказывался о популярной в Латинской Америке идее перевода машин на этанол и биодизель. Фидель был уверен, что в ситуации, когда миллионы людей на Земле голодают, пускать зерно, сою, рапс и сахарный тростник на биотопливо — занятие просто отвратительное. Впрочем, и миллионы несчастных, по мнению Кастро, — лишь вершина айсберга. Десять лет назад он поставил в вину биотопливу грядущую смерть половины населения Земли — 3,5 млрд человек!

Автомобиль на все случаи жизни: выбираем пикап.

28 ноября 2016 г. 18:45:00 /

Система Orphus

Еще по темам: американские




все →
Спецпредложения:

Hyundai Elantra седан 2.0 AT
в автосалоне Genser Hyundai Запад
1 435 729  Руб.
2017 г., пробег 0 км, polar white

Hyundai Santa Fe 2.2 CRDi AT 4WD
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Hyundai г. Балашиха
2 264 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, phantom black

Toyota Land Cruiser 200 4.6 AT
в автосалоне Тойота Центр Сокольники
5 088 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, серый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ утилизация Формула-1 шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»