Горе от ума: топ самых технически сложных моторов

Иногда стандартной конструкции двигателей внутреннего сгорания бывает недостаточно для достижения поставленных целей. Когда-то турбины и компрессоры перевернули представление о том, какой может быть производительность малообъемных моторов. Инженеры создавали и причудливые конструкции в поисках священного грааля. Тут вам и VR5 с VR6, и W-образные моторы.

Все это невероятно сложные конструкции, которые сначала сложно придумать, а потом еще и реализовать, заставив корректно работать. Жаль только, что все это ради гибридного будущего, которое во главу угла поставило экономичность, а не производительность.

Мы собрали самые технически сложные моторы в нашем обзоре.

Lancia Abarth TriFlux

Внешний вид этого двигателя сильно напоминает один мультфильм про робота-стесняшку. Этот миниатюрный гоночный «итальянец» должен был стать сердцем болида Lancia для участия в раллийной группе S. Группа так и не получила права на жизнь, но разработка осталась навсегда.

Объем моторчика составляет всего 1 759 «кубиков», что не так уж мало по современным меркам. Но в 1980-х годах сложно было поверить, что такой двигатель способен выдавать более 600 лошадиных сил. Изюминка его конструкции заключается в расположении клапанов и алгоритме работы компрессоров.

Особенность «Трайфлакса» заключалась в том, что впускные и выпускные клапаны располагались по обе стороны головки блока цилиндров. Это давало перекрестную подачу топлива по запатентованной Fiat схеме Flusso Incorciato Doppio.

Каждый компрессор создавал давление в 2,3 бар, но одновременная их работа была возможна лишь по достижении 3 500 об/мин. Именно таким образом была решена проблема турбоямы. Крутящий момент вырастал с 440 Нм до 540 Нм.

Жаль, что он так и остался не полностью востребованным. Группа S так и не была создана, так что раллийный прототип ECV1 ни разу не побывал в настоящем бою.

Saab Variable Compression

Инженеры ныне покойного Saab всегда славились умом и сообразительностью. Мотор SVC стал одновременно техническим прорывом и провалом. Мотористы шведского бренда стали думать в сторону изменяемой степени сжатия для повышения производительности и в то же время экономии топлива.

И если Volkswagen реализовал эту идею с помощью системы контроля подъема коленвала электромотором, то саабовцы придумали, как изменять высоту подъема поршней путем подъема блока цилиндров.

Рабочий экземпляр мотора проходил испытания на модели 9-5 и имел неплохие шансы попасть на конвейер. Это был 1,6-литровый пятицилиндровый турбодвигатель мощностью 225 лошадиных сил и 305 Нм крутящего момента. Помимо неплохих показателей производительности, мотор имел средний расход ниже на треть, чем у аналогичных без новой технологии.

Сам механизм был реализован с помощью разделения блока цилиндров на две части — верхнюю с головкой и гильзами цилиндров и нижнюю с коленвалом. Верхняя часть имела связь с нижней с помощью шарнира, а с другой ее стороны располагался электромоторчик, который при необходимости приподнимал верхнюю часть под углом до 4 градусов. Степень сжатия при этом варьировалась от 8:1 до 14:1.

Несмотря на перспективность разработки, инновационный двигатель имел и некоторые уязвимые места. К примеру, шарнирный механизм и особый эластичный резиновый кожух, применяемый для герметизации подвижной и неподвижной частей. Нередко подводил и электропривод. В итоге, топ-менеджеры General Motors, которая приобрела Saab, распорядились похоронить проект.

Cadillac 8-6-4

В начале 1980-х годов General Motors впервые решил реализовать в своих моторах систему деактивации цилиндров, что экономить дорожавшее топливо. Так появился первый шестилитровый V8, рабочий объем которого мог составлять и 4,5 л, и 3,0 л, благодаря системе отключения цилиндров.

Алгоритм работы был весьма прост: холостой ход поддерживался всего четверкой цилиндров, в спокойном режиме V8 купировался до V6, а при активной езде задействовались все цилиндры. Идея оказалась вполне рабочей, а вот мотор — нет. При резких сменах режимов и перепадах нагрузок мотор мог запросто заглохнуть. Из-за этого уже в 1983 году от системы решено было отказаться.

Н-образный мотор BRM H16

Вопреки мнению большинства, под Н-конфигурацией не всегда подразумевается оппозитный мотор. В данном случае, имеется в виду шестнадцатицилиндровый двигатель, представляющий собой два оппозитных восьмицилиндровых, расположенных как бы друг над другом.

В нашем случае речь идет о команде Формулы-1 British Racing Motors, болид Lotus 43 которой выиграл гонку в 1966 году именно с этим мотором. Но, несмотря на успех, от этих двигателей пришлось отказаться. Р16 оказался слишком массивным, с высоким центром тяжести. Сложносочиненный зубчатый привод двухконтурного газораспределительного механизма для каждой из четырех ГБЦ жизнь совсем не облегчал.

Тем не менее, он обладал весьма недурственными характеристиками. При объеме в 3,0 л он развивал до 600 лошадиных сил при 10 500 об/мин.

Ротационный двигатель Адамса-Фаруэлла

Гений инженера Фея Оливера Фаруэлла в конце XIX века подарил миру первый ротативный двигатель. Принцип его работы радикально отличается от стандартного поршневого ДВС. Ощущение, что Солнце вращается вокруг Земли - настолько все устроено наоборот в этом моторе.

Жестко закрепленный коленвал находится в центре и расположен вертикально. Вокруг него на подшипниках вращаются цилиндры. Мощность первых таких моторов, применявшихся, как ни странно, в автомобилях, достигала 20-25 лошадиных сил. Более поздние пятицилиндровые вариации развивали до 55 сил.

Тем не менее, они были обречены на забытье — стоимость производства одного такого мотора во много раз превышала стоимость производства двигателя для Ford Model T. Кроме того, он непонятен большинству автомехаников и сложен в обслуживании.


25 апреля 2017 г. 17:20:00 /

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

LADA XRAY Cross 1.8 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС LADA Дмитровское шоссе
803 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

УАЗ Patriot 2.7 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС LADA Дмитровское шоссе
969 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

KIA Sorento 2.4 AT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 799 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, clear white

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»