Закись азота: мифы и реальность

На автосалоне во Франкфурте компания MINI покажет концепт гоночного спорткара на основе обычного «Купера». Правда, он почти весь карбоновый. Компания пока держит в секрете мощность этого трекового болида, но очевидно, что она окажется больше, чем у стандартного John Cooper Works. Потому что главной фишкой интерьера машины стал баллон с закисью азота.

Казалось бы, с чего британской фирме, стремящейся задавать тренды, вспоминать про этот пережиток прошлой моды? Ведь закись азота опасна и может убить мотор. Или нет? Попробуем разобраться в том, что же такое на самом деле закись азота, насколько она эффективна, правда ли это всего лишь дань моде и есть ли смысл устанавливать баллон с закисью штатно.

Стереотипы относительно закиси азота по большей части имеют киношное происхождение. Только в кино вы увидите, как машина чуть ли не на куски разваливается во время применения закиси. На самом деле, большая часть из того, что думает про этот газ большинство — всего лишь миф.

Закись азота применяется в медицине еще с XIX века в качестве наркоза. Британский ученый (а какой же еще?) по имени Хамфри Дэйви открыл удивительное свойство этого газа вызывать кратковременное состояние, похожее на опьянение и эйфорию и приступы смеха. Поэтому он и был назван веселящим газом.

Но это лирика. Физика и химия начинаются чуть позже — в 1912 году. Именно тогда закись азота впервые была применена для — да-да — тюнинга. Наверняка ее использовали для этого и раньше, но именно в 1912 зарегистрировано массовое применение газа для форсирования двигателей... самолетов.

На Кубке Шнейдера — авиашоу на скорость полета — конструкторы стали монтировать на авиационные двигатели баллоны с газом. Еще более массово и, можно сказать, серийно закись азота стали использовать на самолетах немецкие авиаконструкторы во времена Второй Мировой войны.

Одномоторники Фокке-Вульф 190 за свою надежность и универсальность — их применяли для самых разных целей — прослыли настоящими рабочими лошадками Люфтваффе. На них тогда применялись 14-цилиндровые двигатели BMW, которые имели некий прообраз того, что сегодня мы называем бортовым компьютером. Так вот этот бортовик управлял форсированием мотора как раз с помощью веселящего газа.

Правда, в авиации закись азота долго не продержалась — реактивные самолеты быстро отодвинули ее на задворки истории. Пришли 1970-е и тюнеры вспомнили о газе вновь. Но это были уже автомобилисты. Первые самопальные образцы действительно не отличались надежностью, откуда, вероятно, и набрал популярность миф о взрывоопасности такого метода форсирования мотора.

В конце 1970-х годов системы форсирования двигателей впервые стали предлагать компании в качестве тюнинг-пакетов. Первой стала фирма Nitrous Oxide Systems — все понятно из названия. А спустя несколько лет рынок был полон подобными системами самой разной степени мощности и сложности.

Так как же она работает? Как веселящий газ превращается в мощность? Всего науке известно 10 соединений азота и кислорода. Нас же интересует тот, что обозначается N2O. Все дело в температуре его разложения, которая составляет 300 градусов по Цельсию. В процессе высвобождается кислород, который, как мы помним из школьного курса химии, является окислителем и умеет поддерживать процесс горения.

via GIPHY

Итак, как это работает? Сначала газ поступает во впускной коллектор, где перемешивается с топливовоздушной смесью, а полученная новая смесь попадает в цилиндры. Именно в процессе сжатия и воспламенения из закиси азота высвобождается кислород, который повышает интенсивность горения топлива.

В самой закиси азота кислорода содержится в 1,6 раза больше, чем в воздухе. А высвобождающийся азот работает в роли антидетонатора, удерживающего процесс горения под контролем.

Отметим, что закись азота в самом баллоне находится в жидком виде. Выходя из баллона жидкость резко расширяется, начиная кипеть и резко охлаждаться. Поскольку температуры кипения и плавления оксида азота примерно равны — минус 88 и минус 90 градусов соответственно — сразу после кипения газ затвердевает в виде кристаллов снега.

Разумеется, этот процесс не проходит бесследно — газ таким образом снижает температуру всей системы. Больше остальных этому рады турбированные моторы. Снижение температуры смеси позволяет увеличить ее поток в коллекторе, а значит увеличить и мощность.

Но есть и важный нюанс. Каждый двигатель штатно настроен на определенное соотношение топлива и воздуха в смеси. Когда вы вводите новую переменную в виде закиси азота, мотор заработает по-другому. В нашем случае мотор получает большее количество окислителя, то есть ему необходимо добавить и топлива, чтобы смесь не была слишком бедна горючим. Это приводит к перегреву и детонации, которая, к слову, и правда не очень полезна.

Тем не менее, сам веселящий газ не взрывоопасен — опасность представляет лишь кислород, который высвобождается при нагревании.

7 сентября 2017 г. 19:00:00 /

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

KIA cee'd_sw 1.6 AT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 009 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

KIA Optima 2.4 AT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 574 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, aurora black pearl

KIA Rio седан 1.4 AT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
784 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»