Пробелы в Административном кодексе делают водителей бесправными

Фото Мотор.ру

Фото Мотор.ру

Не так давно в московской милиции разгорелся скандал. В общем-то банальная история вымогательства взятки приобрела всероссийскую известность из-за ее участника.
Сотрудник ДПС незаслуженно обвинил в нарушении ПДД не кого-нибудь, а начальника управления собственной безопасности ГУВД столицы. Не зная, кто перед ним, дорожный инспектор пытался получить с «нарушителя» взятку. Финал известен.

А вот как быть в подобной ситуации простым законопослушным гражданам?

Мои контакты с сотрудниками ГИБДД обычно сводятся к редким проверкам документов. Но раз-два в год бывает, что останавливают. Помнится случай, который произошел десять лет тому назад на Киевском шоссе. Молодой сержант пытался обвинить меня в том, что я ранним утром на свободной трассе, двигаясь по прямой, выехал на полосу встречного движения и пересек двойную сплошную линию разметки.

По тем временам за такое нарушение полагался небольшой штраф - 100 рублей. Поначалу я пытался снять с себя неоправданные обвинения посредством мирных переговоров с сержантом. Затем с его начальством. Безрезультатно. И тогда пришлось пройти весь принятый тогда путь жалобщика: письмо начальнику батальона ДПС, затем - жалоба в областное ГАИ. В ГАИ Московской области мои аргументы были приняты, решение отменено, а сержанта в результате проверки уволили. Тогда же в моих правах появилась еле заметная наколка. Как говорят знающие люди, это был знак дорожным милиционерам: не трогайте без серьезных на то оснований.

Но вот водительские права я, как положено, поменял и совсем недавно попал примерно в такую же ситуацию.
Капитан Давыдов из 5 спецбатальона ДПС, дежуривший на Мосфильмовской улице столицы, обвинил меня в том, что я не уступил дорогу пешеходам, следовавшим по «зебре». Точно помню, что никаких пешеходов на моей полосе движения не было, о чем я ему прямо и заявил. Но капитан и слушать меня не желал.

На следующий же день я написал жалобу его начальству. В ней я обратил внимание на несовпадение формулировок нарушения (которое я не совершал) в постановлении об административном нарушении и в протоколе. Ответ пришел больше, чем через месяц. Причем заказное письмо провалялось неделю в моем почтовом отделении. В нем командир 5 СБ ДПС ГИБДД господин Овчинников еще раз подробно пересказал мне версию капитана Давыдова и оставил решение постового милиционера о наложении штрафа без изменений.

На обжалование оставалось три дня. А тут - командировка. Единственное, что я сделал, так это послал жалобу на сайт Управления ГИБДД Москвы. Еще через полтора месяца я получил оттуда письменный ответ: обращайтесь в суд. Этого сделать я, увы, по объективным причинам уже не мог: сроки давно прошли. Но знающие адвокаты меня успокоили: даже при обращении в суд, скорее всего, ничего бы не изменилось. Судьи нередко встают на сторону сотрудников ГИБДД.

Scriptio: Михаил Морозов.

Выходит, у нормального гражданина нет реальных шансов отстоять свои законные права?

Комментирует
Сергей Радько, адвокат:
Что касается данного конкретного дела, то здесь есть немало нарушений. Уж точно жалобу водителя в ГИБДД должны были рассматривать в его присутствии. В таких случаях я обычно в жалобе крупными буквами пишу: прошу рассмотреть в моем присутствии. Кроме того, в протоколе и в постановлении разные формулировки нарушения. Ситуация типичная, поэтому хочу дать несколько советов водителям.

Прежде всего, если вас остановил сотрудник ГИБДД, следует общаться с ним вежливо и не требовать того, что по закону он делать не обязан. А вот его удостоверением можно поинтересоваться и даже записать все его данные.

Если водитель считает, что он не нарушал ПДД, следует об этом сразу заявить инспектору. При этом сотрудник обязан составить протокол, а рассматривать дело на месте и сразу же выносить постановление он не имеет права. Чтобы такого не произошло, надо заявить о своем несогласии с действиями сотрудника ГИБДД и в протоколе сделать соответствующую запись, а также указать, что в момент рассмотрения дела вы нуждаетесь в защитнике. В этом случае сотрудник ГИБДД уж точно не имеет права рассматривать дело на месте.
При этом важно, чтобы ваше требование было зафиксировано в протоколе. Если инспектор его проигнорирует, это станет безусловным основанием для отмены в суде любого постановления, которое ГИБДД вынесет.

Еще одно важное правило: никогда не отказывайтесь от подписи в протоколе или постановлении. При этом и протокол и постановление должны быть вам обязательно предъявлены для подписи. Ваша подпись означает не ваше согласие, а то, что вы с этими документами ознакомились. Пишите, что вы не согласны, описывайте свое видение ситуации, рисуйте схему. Это можно делать и на отдельном листе, в протоколе указывая, что есть приложение.

Нормальный ход дела: на месте составляется протокол об административном правонарушении, затем оно рассматривается в присутствии нарушителя в органе ГИБДД и выносится постановление. После того как постановление выдано на руки, у водителя есть 10 дней на его обжалование в вышестоящем органе ГИБДД. Или же можно сразу идти в суд. Практика показывает, что сама ГИБДД редко отменяет свои же решения. Шансы отстоять свои права в суде гораздо выше. Судьи большие формалисты, и особенно, если есть процессуальные нарушения в действиях сотрудника ГИБДД, они воспринимают аргументы водителя.

Существует и другая проблема: почта не всегда четко доставляет письма. Отметка о вручении датируется, например, первым числом месяца, а реально письмо попадает в руки 10-го. Тогда приходится вносить в суд ходатайство о восстановлении срока. Иногда приходится брать в почтовом отделении справку о сроках доставки. В любом случае надо внимательно смотреть на штемпели на конвертах, приходящих из ГИБДД. Специалисты видят необходимость формализации всех этих процедур. Потому что арбитражное, гражданское, уголовное право - все имеют свои процессуальные кодексы. А административное право такого кодекса не имеет. Верховный суд уже вносил в Госдуму проект такого процессуального кодекса. Но по каким-то причинам он до сих пор не рассмотрен.

24 августа 2011 г. 09:19:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus





все →
Спецпредложения:

KIA Rio X-Line 1.6 MT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
834 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

LADA XRAY 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
740 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

LADA 4x4 Bronto 1.7i MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
503 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»