Ликбез по коробкам передач: от «механики» до КПП с двойным сцеплением

Многие автолюбители уже знакомы с тем фактом, что эволюция трансмиссий для легковых автомобилей в последнее десятилетие вышла за рамки увеличения передач у механических и классических (гидротрансформаторных) автоматических КПП.

Появились роботизированные, вариаторные коробки и, наконец, коробки передач с двумя сцеплениями. В кратких описаниях автомобилей мы можем встретить массу аббревиатур, обозначающих тип трансмиссии (МКПП, АКП, РКПП, CVT, DSG и др.), но не всегда понимаем, о чем конкретно идет речь. Кроме того, ситуацию с идентификацией типа коробки усложняют фирменные названия коробок.

Не углубляясь серьезно в технологии и принципы работы, представляем самые популярные коробки передач и смотрим, на какие модели они устанавливаются.

МКПП – механическая коробка переключения передач. Классика. Устанавливается и установлена на большинство автомобилей в мире (от ВАЗ до Mercedes-Benz).
Переключение осуществляется водителем путем выключения сцепления соответствующей педалью и включения определенной передачи рычагом КПП. Распространены 5-, 6- и 7-ступенчатые коробки.

АКП – автоматическая коробка передач. Тоже классика, но ей уже наступают на пятки современные технологии. Довольно сложная в работе и еще более сложная в ремонте трансмиссия, передачи в которой в зависимости от нагрузки переключаются без участия водителя, которому нужно только поставить селектор переключения передач в положение «вперед» (D), «назад» (R), «нейтраль» (N) или «парковка» (P).
Самые распространенные на дорогах - 4-скоростные коробки, но встречаются даже 7-ми скоростные, например, на современных моделях Mercedes-Benz. Из-за зависимости от высокого качества производства и ввиду сложности конструкции АКП устанавливают, в основном, ведущие мировые автопроизводители.
«Автомат» славится плавностью работы, но провоцирует двигатель на излишнюю прожорливость.

РКПП – роботизированная кпп, или «механика» с автоматическим приводом сцепления. Довольно простой вариант трансмиссии. Как следует из определения, от стандартной МКПП «робота» отличает способность самостоятельно переключать передачи. В большинстве моделей с «роботом» предусмотрено и ручное переключение передач.
Практически все, у кого есть опыт управления автомобилем с РКПП, сетуют на некоторую заторможенность переключения передач и на скатывание машины под гору при старте в гору, но на современных моделях оба этих недостатка устранены, а экономичность «механики» сохранена.
Самые известные автомобили с «роботом» – это Toyota Yaris и Auris, а также Citroen C4 Picasso и Honda Civic в кузове хэтчбек.

Бесступенчатый вариатор, или CVT. Довольно давно подобная трансмиссия устанавливается на мототехнику, но из-за конструктивных и технологических особенностей на автомобили вариаторы устанавливаются недавно.
Несмотря на ограничения по весу и скорости транспортного средства, вариаторы прижились на многих моделях: Toyota IQ, Prius и Avensis; Nissan Teana, Qashqai, Murano, X-Trail; Citroen C-crosser; Renault Megan Coupe и Koleos; Mercedes-Benz A- и B-class; Subaru Outback (Lineartronic).
В пользу вариаторов говорит их невысокая цена и простота конструкции, однако пользователи, на авто которых кончилась гарантия, а вариатор вышел из строя, предпочитают ремонту вариатора замену на АКП (чаще после капремонта). Говорят, что это дешевле и менее хлопотно.

КПП с двойным сцеплением (DSG (Direktschaltgetriebe) у моделей концерна Volkswagen, PDK (Doppelkupplung) - у Porsche, DCT – у BMW). На сегодняшний день самая перспективная технология. Благодаря применению двойного сцепления, на механической, по сути, КПП коэффициент полезного действия DSG значительно превосходит обычную автоматику с гидротрансформатором. При движении на той или иной передаче следующая автоматически подготовлена к активации. Одно сцепление отвечает за четные передачи, а другое - за нечетные и заднюю. При переключении муфта первого сцепления размыкается, а второго – замыкается. Следовательно, момент переключения не заметен.
Согласно официальным данным, по сравнению с МКПП коробка PDK на Porsche сокращает время разгона автомобиля с места до «сотни» на 0,2 с.
Кроме того, расход топлива автомобилей, оборудованных такой коробкой, в некоторых случаях может быть даже ниже, чем у моделей с ручной коробкой переключения передач.
Самым массовым производителем трансмиссий с двойным сцеплением является концерн Volkswagen: коробки DSG устанавливаются на многие модели VW, Skoda и Audi. Компания BMW опционально устанавливает на большинство моделей 7-ступенчатые трансмиссии с двумя сцеплениями.
Минусом КПП с двойным сцеплением является, пожалуй, лишь их цена. Сегодня она, как минимум, вдвое превышает цену стандартной АКП.

Scriptio: Дмитрий Липкин.

26 апреля 2010 г. 13:58:00 / Finamauto

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

LADA 4x4 3-дв. 1.7i MT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС Варшавское ш.
556 800  Руб.
2018 г., пробег 0 км, зеленый

LADA Vesta SW 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
679 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, серебристый

KIA Cerato 1.6 AT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 129 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, голубой

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»