Психологи о хамстве на дорогах: почему россияне такие злые?

Фото Петра Магеры, Quto.ru

В Интернете появился пост, автор которого задается вопросом: почему русские такие агрессивные? Он публикует подборку видеокадров, снятых на дорогах Москвы, сравнивая поведение столичных водителей с тем, как ведут себя на дорогах европейцы. «Езжу по Франции уже лет семь, от Кале до Серберы ее проехал, ни разу не видел такой адской агрессии на дороге», — пишет блогер yanson.

Впрочем, не только водители (прежде всего, в крупных городах России) зачастую ведут себя агрессивно. С бытовым хамством приходится сталкиваться и в общественном транспорте, и в магазинах. В то время как в Европе, если ты наступишь кому-то на ногу в общественном транспорте, то тебе, скорее всего, понимающе улыбнутся. И уж совершенно точно можно быть уверенным в том, что никто не будет громко возмущаться, обзывать нехорошими словам или наступать тебе на ногу в отместку.

Так почему же россияне столь агрессивны? Что это: одна из национальных особенностей, усталость от шума и суеты больших городов или попросту распущенность? Свою точку зрения на этот эту проблему Вести.Ru попросили высказать известных психологов.

Расслоение общества и дискомфортный быт

Глава отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов не считает, что это — национальная черта характера. Хотя о распущенности говорить в этой связи уместно, отмечает психолог. По его мнению, основные причины такого поведения россиян, прежде всего, — расслоение общества, дискомфортный быт и психологическая неготовность к резким изменениям в окружающей действительности.
«Скорее, это последствия «возгонки» последних лет, когда мы влетели в современный мир с его мегаполисами с гигантским количеством машин, которых никогда не было раньше. То есть это — скачок, который ни одна страна не переживала. Там все это происходило постепенно, — отмечает Сергей Ениколопов. — Например, в США проводились исследования, которые показали: есть прямая зависимость «количество машин — количество ДТП». А затем у них все вышло на тот уровень, когда все друг друга уважают».

Эксперт приводит и еще одну причину: резкое расслоение общества. Если в советские времена все стояли в одной очереди за колбасой и находились в относительно одинаковых бытовых и финансовых обстоятельствах, то теперь в многоквартирном доме (например) живет множество людей, которые «расслоились».
По его мнению, самое важное — это момент сравнения. «Если все живут примерно одинаково — это нормально. Но как только кто-то начинает жить лучше, то возникают проблемы», — отмечает эксперт.
«Современные отечественные исследования показывают: в России огромное количество людей ненавидят друг друга. Так что вспыхнуть может любой, — говорит психолог. — Плюс перегруженность общественного транспорта в мегаполисах, отсутствие сервисных услуг. Метро, автобусы набиты. Вот по мелочам агрессия и накапливается».

Отвечая на вопрос, почему один и тот же человек дома, в России, ведет себя по-хамски, а выезжая за границу становится учтивым и вежливым, Ениколопов парирует: «А как вы в гостях себя ведете? Это как у Чуковского: ребенок был в гостях, поэтому и вел себя хорошо».

Эксперт отмечает и еще один момент: «Очень часто срываются на тех, кого предполагают более слабым — отсюда и рост домашнего насилия, потому что на работе этого они себе позволить не могут. От этого напряжения часто случаются срывы, в том числе и на дорогах. Выходит, у кого бейсбольная бита, тот и сильнее. Он думает, что у другого ее нет. А ведь может и оказаться. И не только бита». Психолог надеется, что такой уровень агрессии жителей столичных городов — явление временное. «Но чтобы это пройти, надо сделать так, чтобы наша жизнь стала комфортнее», — добавляет он.

Все зависит от среды и развития общества

Главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе говорит, что решать эту проблему надо воспитанием россиян, причем, с самого раннего возраста. «В предыдущем строе было устроено так, что каждый человек считал себя частью общества. Причем, не только он сам подвергался заботе общества, но и считал своим долгом помочь другому в какой-то форме, — отмечает эксперт. — То есть микросоциальная среда в значительной степени определяла наше поведение». По его словам, сейчас происходит то же самое, вот только сама среда изменилась. «Она стала уже. Мы стали более закрытыми, у нас никто пять рублей до зарплаты не одалживает (исключения есть, но они редки). Потому что в наше время это уже считается дурным тоном», — говорит Кекелидзе.

Кроме того, считает эксперт, у нас не развиты социальные институты, и многие законы не подведены к тому, чтобы решать подобные ситуации. «Вот, например, если во Франции автомобилист что-то нарушит, единственное, что он может сделать, — это надуть щеки, — отмечает психиатр. — Потому что любое возражение увеличивает штраф. У нас пока таких законов нет. Мы приходим к этому, но постепенно».

В качестве положительных сдвигов Кекелидзе называет подзаконный акт, согласно которому водитель обязан уступать на переходах дорогу пешеходам. «В большинстве случаев это выполняется. С другой стороны, и сам пешеход уже понимает, что надо ответить взаимностью и постараться побыстрее перейти дорогу», — говорит он. Еще один важный признак, по мнению эксперта, — «знак благодарности», который мы в таких случаях включаем на автомобилях или приветливый кивок пешехода, которому уступили дорогу. «Что очень положительно действует, — отмечает эксперт. — И это — признаки нашей микросоциальной среды, которая медленно, но меняется. Признак того, что мы стали устанавливать человеческие взаимоотношения».

По мнению Зураба Кекелидзе, правила таких взаимоотношений должны преподавать в школе: «Об этом надо говорить везде. И тогда в голове выработается стереотип: если вдруг неожиданно останавливается машина, то первой реакцией должно быть желание узнать, что случилось, не нужна ли помощь, а не стремление схватить биту».
«К сожалению, ситуации, когда человек не сдержался, неумение слышать другого — да, это у нас есть. С этим надо не бороться и не воевать, а взращивать понимание того, как человек должен себя вести в таких ситуациях», — считает эксперт.

Scriptio: Лариса Худикова.

9 апреля 2012 г. 04:00:00 / Вести.Ru

Система Orphus

Еще по темам: безопасностьдороги




все →
Спецпредложения:

LADA Vesta SW 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
702 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

LADA Largus Cross 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
682 400  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

KIA cee'd 1.6 DCT
в автосалоне АвтоГЕРМЕС КИА
1 284 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»