Что такое термостат и почему его приходится менять

Многие автомобилисты знакомы с устройством термостата и принципом его работы. Другие лишь слышали об этой загадочной штуковине, которая есть в каждом современном автомобиле. Между тем, узнать об этом приборе рано или поздно приходится каждому: термостат — такой же расходник, как, к примеру, фильтры или моторное масло — срок его службы относительно короток (обычно не более 2–3 лет), а поломка приводит к стуже в салоне в зимний период, а то и вовсе к перегреву мотора. Раскрываем секреты устройства и рассказываем, почему важно вовремя его менять.

Для чего нужен термостат

Слово «термоста́т» происходит от греческих θέρμη — «тепло» и στατος — «стоящий». Этот нехитрый прибор нужен для автоматического поддержания определённой температуры в некоем замкнутом контуре. В случае с автомобилем — в контуре жидкостной системы охлаждения двигателя. Этот прибор есть во многих устройствах и широко применяется в быту. К примеру, он имеется в любом холодильнике, а с недавних пор применяется даже в обычных системах центрального отопления — прямо на радиаторах.

В современных автомобилях термостат используется по довольно простой причине: именно благодаря ему удаётся быстро прогреть двигатель до рабочей температуры и нагнать в салон тёплый воздух в холодное время года. А главное, термостат позволяет поддерживать постоянную рабочую температуру мотора и не даёт ему перегреться в жару. Его работа позволяет более эффективно расходовать топливо и снижает токсичность выхлопа.

Как это работает

В системе охлаждения двигателя автомобиля термостат автоматически открывает и закрывает для антифриза большой контур охлаждения.

Попробуем объяснить это в двух словах. Система охлаждения двигателя состоит из малого и большого контуров. В режиме прогрева мотора антифриз прогоняется насосом системы только через рубашку охлаждения двигателя и печку. Это позволяет быстро нагреть блок цилиндров до рабочей температуры. А вот дальше без дополнительного охлаждения уже не обойтись. При достижении определённой температуры термостат открывает канал в большой контур — охлаждающая жидкость попадает в основной радиатор, снабжённый дополнительным высокоэффективным электрическим вентилятором, работающим на нескольких скоростях. Открывая и закрывая клапан, термостат не просто поддерживает заданную температуру антифриза, но и обеспечивает энергоэффективность работы силовой установки.

Устройство прибора

Принцип работы термостата во всех автомобилях абсолютно одинаков, вне зависимости от места производства машины и её стоимости. Прибор состоит из прочного стального корпуса, резервуара с термочувствительной жидкостью на основе воска, штока и клапана с пружиной. В небольшом латунном или медном цилиндре находится термочувствительный наполнитель на основе воска, который при нагреве свыше 82 градусов по Цельсию начинает плавиться, расширяться и выдавливать шток, преодолевая сопротивление пружины. Благодаря этому открывается клапан, перепускающий охлаждающую жидкость в большой контур системы охлаждения. При понижении температуры воск снова застывает, и клапан закрывается.

Таков принцип работы этого простейшего по сути устройства. Однако в сложных системах охлаждения современных автомобилей термостат может быть не просто механическим, но также электронноуправляемым.

Дело в том, что вилка работы обычного механического термостата довольно мала — всего лишь 10–15 градусов от полного закрытия до полного открытия. К примеру, для традиционныех моторов образца 90-х годов прошлого века эта полка составляла 70—80/80—95 градусов по Цельсию. С ужесточением эконорм и повышением отдачи движков рабочая температура стала сдвигаться в сторону увеличения, что привело к необходимости расширения рабочего диапазона термостата. Так в механическую схему была введена электрическая спираль, управляемая «мозгами» автомобиля. Это позволило поддерживать рабочую температуру в 108–111 градусов и даже выше. Разумеется, надёжнее от этого прибор не стал, а заодно и сильно подскочил в цене.

Почему ломается термостат и как обнаружить неисправность

А теперь к главному — неисправностям. Как и любая другая механическая деталь автомобиля, термостат изнашивается и ломается. Тем быстрее, чем чаще вы пользуетесь машиной, ведь работает он во время каждой поездки. В конечном итоге прибор заклинивает в одном из положений — закрытом либо открытом. Это связано как с механикой, так и с потерями свойств термочувствительного наполнителя. Нередко разрушаются также резиновые уплотнительные прокладки, что приводит к неполному закрытию клапана. Эксплуатация автомобиля с таким термостатом некомфортна и даже опасна для мотора.

Для выявления неисправности применяется простой и эффективный приём. Заведите холодный автомобиль, откройте капот и отыщите все шланги системы охлаждения мотора. Затем найдите толстые шланги, идущие к радиатору и осторожно потрогайте их рукой. Спустя несколько минут после запуска мотора они должны оставаться холодными. Если они быстро начинают нагреваться, термостат не закрывается до конца и его следует заменить. Косвенными признаками неисправности являются долгое или неполное прогревание салона, особенно зимой, и повышенный расход топлива. Термостат, заклинивший в закрытом положении, и вовсе приводит к перегреву мотора — такую неисправность не заметить невозможно.

Теперь вы знаете, почему термостат — одна из важнейших автомобильных деталей, от которой зависит не только здоровье мотора вашего автомобиля, но и климат в салоне. Не забывайте время от времени заглядывать под крышку капота и проверять работу этого недорогого (от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей), но значимого устройства. Ни гвоздя вам, ни жезла!



28 февраля 2017 г. 17:40:00 /

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

LADA Vesta седан 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Варшавское ш.
673 900  Руб.
2017 г., пробег 0 км, серебристый

УАЗ Patriot 2.7 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
819 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, белый

Hyundai Solaris седан 1.6 MT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Hyundai г. Балашиха
756 300  Руб.
2016 г., пробег 0 км, белый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Brilliance Bugatti BYD Cadillac Cadillac Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы видео ГАЗ ГИБДД гибрид городские дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ утилизация Формула-1 шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»