Конституционный суд запретил наказывать честных покупателей машин

Добросовестно купленная в салоне или с рук иномарка очень часто не гарантирует своему хозяину только положительные эмоции. Приобретение автомобиля может оказаться источником большой головной боли и немалых расходов, если машина пересекала границу с нарушением закона. В "группе риска" не столько нарушители закона, сколько добропорядочные покупатели, поэтому публикуемое решение касается очень большой группы людей.

Речь в постановлении идет о пункте 1 статьи 15 и пункте 1 статьи 164 Таможенного кодекса. Эти статьи просил проверить на конституционность Виктор Костенко из Челябинска. Надо сказать, что нормы, которые ему не понравились, сейчас уже не действуют из-за того, что мы ввели в действие Таможенный кодекс Таможенного союза. Но высказанная в постановлении позиция Конституционного суда крайне важна и не устарела. Ведь нормы о контрабанде остались неизменными и в союзном Таможенном кодексе.

Коротко суть: у нас в стране регистрация автомобилей, не прошедших таможенное оформление, проще говоря - контрабанды, аннулируется. Даже если "темное" прошлое авто выяснится спустя годы и за рулем - тот, кто машину честно купил.

Банальная ситуация: человек покупает неновую иномарку. Через пару лет всплывает, что бывший хозяин или салон подержанных машин завезли авто без прохождения таможни. После этого водитель превращался в пешехода. Транспорт могут элементарно забрать как вещдок по уголовному делу. И она останется на приколе в полиции. А следствие по таким делам тянется годами. Но чаще просто отбирают регистрацию. И уже хозяин не может ни ездить, ни продать такую проблемную машину.

Заявитель Костенко пошел в Конституционный суд оспаривать положения Таможенного кодекса, в которых говорится, что никто не вправе пользоваться товарами до их выпуска на просторы родины в законном порядке, то есть после уплаты таможенных платежей.

Костенко в декабре 1998 года купил и зарегистрировал "Тойоту". На следующий год против тех, кто завозил машины в страну в обход закона, возбудили уголовное дело. В список контрабанды попала и "Тойота" Костенко. Суд Челябинска зачитал фигурантам дела приговор, и с одного из осужденных была взыскана сумма неуплаченных таможенных платежей за ввоз конкретно авто Костенко. Но судебное решение об уплате осталось на бумаге - никто ничего не заплатил. Поэтому в 2008 году регистрация принадлежащего Костенко автомобиля, как не прошедшего таможенное оформление, была аннулирована.

Суды, которые невиновный хозяин машины прошел, отказали ему в требовании к Челябинской таможне выдать паспорт транспортного средства. И отказали в иске к управлению ГИБДД - зарегистрировать машину. Местные суды упирали на то, что для выдачи ПТС и регистрации автомобиля не имеет значения факт добросовестной покупки. По их мнению, юридически значимым обстоятельством является только факт контрабанды.

С 1 июля 2010 года на территории нашей страны оспариваемые положения утратили силу - появился союзный Таможенный кодекс. Но так как Костенко обратился в Конституционный суд с жалобой на нарушение его прав устаревшими нормами в марте

2010 года, то дело надо рассмотреть, решил КС.

Да, сказал суд, никто не вправе пользоваться контрабандой. Но собственник не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Суд подчеркнул: отвечает за нерастаможенный товар декларант - человек, перемещающий товары, и таможенный посредник, декларирующий товар от собственного имени.

Еще в 2003 году КС уточнил, что граждане, которые на момент покупки машины не знали и не должны были знать о незаконности ввоза товара, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление авто, включая уплату платежей.

Суд заметил: факт неуплаты таможенных платежей фирмой или продавцом не может быть препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжении его четырехколесным имуществом. Конституционный суд для ГИБДД подчеркнул: законодательство не запрещает регистрационные действия с подобными автомобилями. Более того, запрет регистрировать авто честным покупателем является незаконным. Все решения по делу Костенко подлежат пересмотру, сказал Конституционный суд страны.

Scriptio: Наталья Козлова.

6 июня 2011 г. 10:34:00 / Российская Газета

Российская Газета


Система Orphus

Еще по темам: законодательство




все →
Спецпредложения:

Renault Duster 1.5 dCi MT 4x4
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
1 059 990  Руб.
2018 г., пробег 0 км, оранжевый

Lifan X50 1.5 CVT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
649 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, серый

Renault Kaptur 1.6 CVT
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Ярославское ш.
1 115 980  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»