ОСАГО по-новому: чего ждать и с кем судиться

Уже в марте 2017 года система обязательного страхования автогражданской ответственности может кардинально измениться. Принципиальное отличие новой схемы будет заключаться в приоритете натурального возмещения ущерба над материальным. Автомобилисты перестанут получать выплаты, их заменят ремонтом автомобилей в авторизованных сервисных центрах. Разбираемся, чем это чревато и к каким проблемам может привести.

Суть поправок

Поправки к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предполагают передачу выбора метода возмещения ущерба от автомобилиста к страховой компании. Если сегодня потерпевший вправе сам решать, какой формой возмещения воспользоваться — получить денежную компенсацию или отремонтировать автомобиль в сервисе страховой компании, — то после вступления поправок в силу выбора уже не будет: только ремонт. Едва ли не единственное, что можно будет изменить — выбрать из списка сервисный центр, который, на ваш взгляд, удобнее или лучше других. Но и только.

Поправки к законопроекту активно лоббируются Российским союзом автостраховщиков якобы в связи с убыточностью системы ОСАГО (по данным Игоря Юргенса, в январе 2017 года сборы составили 14,053 миллиарда рублей, а суммарный размер выплат клиентам достиг 14,321 миллиарда рублей). Если быть точнее, в связи с многочисленными исками потерпевших, недовольных заниженными выплатами, и огромными издержками страховых по судебным тяжбам.

Не секрет, что выплат страховых компаний в большинстве случаев не хватает даже на приобретение бывших в употреблении деталей и восстановления авто в «серых» автоцентрах, что и побуждает автовладельцев обращаться в суд. Огромное количество таких дел страховые проигрывают, после чего не только компенсируют «недоплату» потерпевшему, но заодно и оплачивают судебные издержки и услуги автоюриста. Однако даже это для них выгоднее обеспечения адекватных выплат.

Топ 5 самых пафосных и дорогих полноприводников.

Оградиться от назойливых потерпевших страховщики пытались давно и разными способами, и вот, похоже, наконец, им это удастся. Законопроект о натуральном возмещении был принят Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года. 10 марта на пленарном заседании Государственной думы планируется обсудить и, возможно, принять во втором и третьем чтениях поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Вероятность такого исхода весьма высока.

Как будет осуществляться компенсация

Теперь разберёмся, как будет работать ОСАГО в случае принятия поправок.

При заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности автомобилистам предложат выбрать из перечня станций технического обслуживания наиболее подходящую. Страховщик обязан будет информировать потерпевших и страхователей о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключён договор обязательного страхования, с указанием местоположения, марок и года выпуска обслуживаемых транспортных средств, примерным сроком ремонта и иной информации на своём официальном сайте. В случае ДТП транспортное средство потерпевшего будет направляться на ремонт с указанием станции технического обслуживания. Приоритет будет отдаваться станции, указанной в заявлении. При невозможности ремонта на указанной станции потерпевший сможет выбрать способ возмещения вреда в денежной форме либо согласиться на восстановительный ремонт на одной из другой станций из списка страховщика.

Иными словами, автомобилистов серьёзно ограничат в правах. Требований к станциям технического обслуживания немного: она должна находиться не дальше 10 км от границ города, если в нем живет более 500 тыс. человек, и не дальше 200 — если жителей меньше. Плюс сервис должен заниматься обслуживанием машин, марка, категория и возраст которых совпадают с характеристиками транспортного средства потерпевшего. Сроки восстановительного ремонта не должны превышать 30 рабочих дней с момента представления потерпевшим транспортного средства на станцию техобслуживания. А гарантия на восстановленный автомобиль не должна быть менее двух месяцев.


Все финансовые вопросы страховая компания и авторизованный сервис будут решать самостоятельно, исключая из процесса владельца транспортного средства.

Подводные камни

И, наконец, о главном — чего стоит опасаться рядовым автомобилистам.

Казалось бы, простым автолюбителям реформа сулит лишь выгоду: ни тебе хлопот по ремонту, ни тяжб со страховыми компаниями. Однако на деле всё может оказаться с точностью до наоборот. И вот почему.
Во-первых, вопрос с качеством самого ремонта остаётся открытым. Особенно учитывая смехотворную гарантию сроком в два (!) месяца. Единственное, что может хоть как-то заставить сервисные центры выполнять свои обязанности качественно в такой ситуации — боязнь за собственную репутацию. Однако страна у нас, как известно, бескрайняя, и местечек, где сервисных центров почти нет, огромное количество. Выбора там не будет, а значит, не будет и конкуренции, как не будет и качества.

Во-вторых, пока неясно, какие именно детали будут использоваться при ремонте. Изначально предполагалось, что в процессе восстановления будут применяться лишь новые детали, однако это едва ли устроит страховщиков, которые предлагают использовать и комплектующие, бывшие в употреблении. А вероятность этого довольно высокая (напомним, на данный момент денежных выплат потерпевшим нередко не хватает даже на б/у, не говоря уже о новых). Следовательно, применение одних лишь новых деталей приведёт к росту цен на полисы (+20–25%).

Однако и здесь инициаторы поправок перестраховались: в документе содержится норма, определяющая, что «в случае если при возмещении причинённого вреда в натуре стоимость восстановительного ремонта транспортного средства превышает размер страховой суммы и потерпевший в письменной форме выражает согласие на доплату за восстановительный ремонт, страховщик определяет размер доплаты, вносимой потерпевшим станции технического обслуживания и указывает его в направлении на ремонт или ином документе, выдаваемом потерпевшему». Это недвусмысленно намекает, что при расчёте стоимости по-прежнему может учитываться пресловутый коэффициент износа, что тянет за собой занижение выплат (но уже не потерпевшему, а сервисному центру, который, в свою очередь, предложит потерпевшему доплатить за качественный ремонт).

Как получить деньги вместо натурального возмещения

И всё же, возможность получить денежную компенсацию частично сохранили. Правда, речь идёт о строго оговоренных случаях.

Возмещение вреда в денежной форме будет осуществляться в случае полной гибели транспортного средства, а также если стоимость восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства превышает предусмотренную страховую сумму или превышает максимальный размер страховой выплаты, установленной для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания.

Кроме того, получить деньги вместо ремонта можно будет в связи с наличием у потерпевшего тяжёлых жизненных или иных обстоятельств, обоснованно исключающих необходимость восстановительного ремонта (для этого потребуются подтверждающие документы), а также при причинении вреда только имуществу, не являющемуся транспортным средством. При этом решать спорные моменты будет таинственная комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА). Вот, собственно, и всё.

Однако есть и положительный момент — в документе прописаны нормы, позволяющие потерпевшим требовать неустойку с нерадивого сервиса. Кроме того, данные справочников средней стоимости запчастей, материалов и нормочасов работ при определении расходов на ремонт должны будут актуализироваться не реже одного раза в полгода.

К чему готовиться

Проанализировав ситуацию и изучив текст поправок, мы пришли к неутешительным выводам: по большому счёту в финансовом плане для рядовых автомобилистов ничего не меняется. Единственное отличие заключается в том, что страховщики фактически снимут с себя ответственность и переложат её на авторизованные сервисные центры. В поправках не прописано, какие именно детали и материалы будут применяться, и фактически сохраняется возможность учёта износа, а значит, и дополнительных расходов для автовладельцев. А вот на цене полисов это, скорее всего, также отразится — естественно, не в лучшую сторону. Ведь покрыть «убытки» страховым неоткуда, кроме как из карманов автолюбителей.


6 марта 2017 г. 16:20:00 /

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

KIA Optima 2.0 AT
в автосалоне АВТОРУСЬ БУТОВО
1 534 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

LADA XRAY Cross 1.8 MT
в автосалоне ТЕХИНКОМ (МКАД 65 км., Строгино)
745 900  Руб.
2018 г., пробег 0 км, белый

Hyundai Santa Fe 2.2 CRDi AT 4WD
в автосалоне АГ-Моторс
2 649 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, phantom black

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские Урал утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»