Себастьен Леб стал самым титулованным автоспортсменом

Себастьен Леб. Фото Citroen, Ford и официального сайта Петтера Сольберга

На Ралли Великобритании легендарный Себастьен Леб завоевал восьмой титул в чемпионате мира по ралли подряд. Болельщиков уже несколько утомила победная серия французского гонщика, но Леб не собирается отступать: впереди у Себа еще два сезона в WRC. Когда же закончится ожидание поражения?

Перечислять достижения Себастьена Леба в мировом ралли можно долго, причем большинство рекордов француза перекрывает показатели его ближайших преследователей как минимум в два раза. Леб одержал 67 побед на этапах чемпионата мира — у Маркуса Гронхольма 30. У Себа восемь титулов — столько же, сколько у Томми Мякинена и Юхи Канкунена вместе взятых. Если (а, скорее, когда) пилот Citroen станет чемпионом в 2012 году, он запишет на свой счет поистине уникальное достижение: Леб выиграет 9 из 36 проведенных чемпионатов мира — ровно четверть.

Несмотря на всю эпохальность его успехов, победы Леба перестали кого-либо удивлять — вместо этого поклонники ралли рассуждают о том, как прервать гегемонию Себастьена. «Такая мысль часто приходит в голову, но мы же не можем менять правила только ради того, чтобы Леб прекратил выигрывать, — объяснил экс-чемпион мира по ралли Ари Ватанен в интервью Turun Sanomat. — На наших глазах разворачиваются исторические события: исключительный гонщик пилотирует машину, развитие которой достигло пика».

«В Формуле-1 невозможно ответить на вопрос о лучшем гонщике всех времен. Как вы будете выбирать между Хуаном Мануэлем Фанхио и Айртоном Сенной — они же ездили в совершенно разные эпохи, — добавил Ватанен. — А вот в ралли все очевидно: в любом сравнении победит Леб».

За 13 лет в чемпионате мира по ралли Себастьен Леб провел 151 гонку, выиграл 808 спецучастков, 103 раза поднимался на подиум и набрал 1281 очко. Все успехи француза связаны с маркой Citroen: за карьеру в WRC Леб лишь два раза выходил на старт в автомобиле другого производителя. В этом году Себастьена пытался переманить Volkswagen, но чемпион отказался — французу не хотелось терять следующий сезон, потратив его на тесты нового Polo R WRC. Не убедила Леба даже рекордная зарплата: по слухам, немецкий концерн был готов в два раза увеличить текущий гонорар Себа, предложив ему 16 миллионов евро в год.


Кризисный чемпион

Себастьен Леб начинал спортивную карьеру с гимнастики, но относительно скромные успехи в этой дисциплине заставили француза переключиться на автогонки. В 1995 году 21-летний Леб дебютировал в ралли. Наставником Себа в начале его карьеры был вице-чемпион мира по ралли 1981 года Ги Фреклин, позднее возглавивший заводскую команду Citroen в WRC. С таким тренером Леб довольно быстро попал в только открывшуюся программу Citroen Sport, выставлявшую кит-кары Saxo в местных соревнованиях.

В 2001 году Себастьен взял два своих первых титула в автогонках: Леб выиграл раллийный чемпионат Франции, а также новообразованное международное юниорское первенство JWRC. При этом эльзасец умудрился еще в 2000 году дебютировать в чемпионате мира на автомобиле высшей категории — первой гонкой Леба за рулем машины класса WRC стало Ралли Тур де Корс, которое он провел на Toyota Corolla. А уже в своей третьей гонке в высшем дивизионе Себастьен поднялся на подиум: на Ралли Сан-Ремо 2001 года француз финишировал вторым, уступив только признанному «асфальтовому асу» Жилю Паницци.

Дальнейшие карьерные вехи Леба широко известны. В 2002-2003 годах Себастьен на равной технике превзошел своих титулованных напарников по команде — Колина МакРея и Калоса Сайнса, а с 2004-го Леб и вовсе не знает поражений в личном зачете WRC. Первый титул в чемпионате мира мог прийти к французу и раньше, но перед стартом финального этапа 2003 года команда строго-настрого запретила молодому (тогда еще) пилоту бороться за победу в гонке: «Ситроену» нужен был командный трофей, ради которого автопроизводитель осознанно отказался от первого места в индивидуальном зачете.

Отдав Петтеру Сольбергу титул в 2003 году, в дальнейшем Леб не знал поражений. В 2008 году Себастьен выиграл 11 гонок из 15 возможных, побив собственный рекорд сезона 2005 года с десятью победами.


Когда Леб только появился на международной арене, в мировом ралли гремели имена величайших гонщиков WRC: на спецучастках боролись Юха Канкунен, Томми Мякинен, Дидье Ориоль, Колин МакРей, Ричард Бернс, Карлос Сайнс и Маркус Гронхольм. Поколение самого Леба также блистало талантами — среди ярких ровесников Себастьена были Петтер Сольберг и Маркко Мартин. Победить всю эту разношерстную компанию казалось невозможным, но Леб удивительным образом каждый раз оказывался впереди.

А потом могикане ушли, не оставив никого взамен. Вместо россыпи талантливых гонщиков все навыки и умения раллистов-победителей сосредоточились в одном человеке — Себастьене Лебе. Чемпионат мира как будто осиротел: там, где раньше на победу претендовала добрая десятка пилотов, остался Леб и его эпизодические соперники.

Упадок в стане спортсменов усугубил и массовый отток производителей: вместо шести-семи полноценных заводских команд в чемпионате мира осталось сначала четыре, а затем всего две автомобильные компании. Конечно, у мирового финансового рынка были на то свои причины, но на зрелищность гонок это повлияло негативно — WRC стремительно теряла остроту борьбы и популярность.

Соперники Себастьена Леба

В середине двухтысячных годов последним из титанов, способных бороться с Лебом, был Маркус Гронхольм. После сворачивания спортивной программы Peugeot финн перешел в Ford, где еще два года пытался справиться с Себастьеном – безуспешно. В итоге, «Дядюшка Гро» ушел на пенсию.


Достойный противник мог получиться из Маркко Мартина: эстонский пилот был на год младше Леба, а пик его формы ожидался в то же время, что и у Себа. Увы, трагическое Ралли Великобритании 2005 года оборвало его карьеру: в тот раз в аварии погиб штурман Мартина Майкл Парк, и Маркко принял решение уйти из гонок.


В результате повального ухода гонщиков из WRC, главной альтернативой Лебу стал Петтер Сольберг по прозвищу «Мистер Голливуд». Жизнерадостный норвежец на протяжении многих сезонов оставался претендентом на победу, но катастрофическая ненадежность его Subaru не позволяла Сольбергу рассчитывать на чемпионские звания.


В результате, пока кризис ослаблял всех противников Леба и Citroen, французский альянс становился только сильнее. Даже сезон в частном коллективе Kronos на недорабатываемой и стремительно устаревающей Xsara вкупе с травмой Себастьена не позволил соперникам Леба пошатнуть его гегемонию. С одной стороны, это, конечно, свидетельство неоспоримого таланта французского чемпиона, но с другой — это показывает, насколько неконкурентоспособными оказались Ford и Subaru, когда от них требовалось всего лишь воспользоваться осечкой Леба и Citroen.

Сейчас чемпионат мира начинает потихоньку выходить из спячки. К извечным Ford и Citroen присоединилась MINI, а в 2013 году грядет дебют Volkswagen. В стане пилотов ситуация также выправляется: в лице Яри-Матти Латвалы и Себастьена Ожье Леб, наконец, получил конкурентов, достойных с ним состязаться, а в будущим в когорту топ-пилотов готовы войти Андреас Миккельсен, Тьерри Невилль и Евгений Новиков. Вот только прогрессируют эти гонщики недостаточно быстро, чтобы уже сейчас справиться с Лебом — свидетельством тому очередной титул Себа в 2011-м.

Серия сходов на осенних этапах WRC 2011 года лишила Леба очкового запаса, созданного в середине сезона, а агрессивная командная тактика Ford помогла Микко Хирвонену вплотную подобраться к Себастьену в общем зачете. Развязка наступила на финальном этапе чемпионата в Великобритании, когда соперник Леба не справился с грузом ответственности: Хирвонен ошибся в одном из поворотов и разбил машину. Впрочем, гонщик Citroen также не добрался до финиша — на узкой проселочной дороге Себ лоб в лоб столкнулся с испанским зрителем, рефлекторно отрулившим направо, дабы избежать аварии.


Пиррова победа

Выиграв все, что только можно, Леб еще в 2009 году задумался о завершении карьеры. Поначалу француз хотел уйти по окончании 2010, а затем 2011-го года. Нельзя не признать: такой сценарий был бы наименее болезненным для коллектива Citroen. В качестве преемника Леба французская конюшня вырастила еще одного талантливого Себастьена — по фамилии Ожье. Быстро набирающий силы пилот был готов провести 2011 год в качестве «второй скрипки» при условии, что в дальнейшем получит равный статус с партнером. По слухам, в команде уже подготовили план перестройки своей работы «под Ожье», выбрав новому протеже подходящего напарника. Вместо этого в Citroen все пошло наперекосяк.

Семейные отношения между Лебом и его командой привели к неконтролируемому росту влияния гонщика. Ни в одном другом коллективе WRC пилот не может диктовать свои условия настолько явно и эгоистично, как в Citroen – похоже, для французской конюшни Себастьен стал священной коровой, которую нельзя расстраивать.


Услышав о щедром предложении Volkswagen, сделанном Лебу, сменивший Ги Фреклина в 2008 году Оливье Кеснель ответил контрпредложением: глава Citroen пригласил Себа остаться в команде еще на два сезона. Может, в другой ситуации пилот и не стал бы выбивать себе особых условий, но заработанный статус «живой легенды» вкупе с возросшим темпом Ожье заставили Леба предусмотреть определенные привилегии в новом контракте.

Все закончилось на наших глазах: Леб основал собственную команду и пообещал покинуть ралли через два года. Гоночная программа Citroen разом лишилась стержня.


Так, чемпион мира потребовал беспрекословного статуса «первого номера»: на излете 13-го сезона в чемпионате мира француз вдруг испугался конкуренции с напарником. Вдобавок, Себастьен настоял на схеме «1+1», согласно которой Леб имеет право по собственному желанию покинуть WRC по окончании следующего сезона. Без сомнения, гонщик такого уровня имеет право на подобные притязания — вот только вряд ли думающая о долгосрочных перспективах команда согласилась бы исполнять подобный «райдер». Но здравомыслие изменило «Ситроену»: Кеснель принял все условия.

За такие «достижения» руководитель коллектива Оливье Кеснель (на фото справа) будет уволен, но ситуацию это вряд ли спасет.


Вся эта «игра на повышение» вокруг контрактов происходила на фоне одного из лучших сезонов WRC за последнее время: в 2011 году у Леба, наконец, появился достойный соперник. Проблема в том, что это был его собственный партнер...

В минувшем сезоне Ожье перешел из расформированного молодежного коллектива Citroen Junior во «взрослую» Citroen Total WRT. В отличие от предыдущих напарников восьмикратного чемпиона, Себастьен тоже родом из Франции, а значит расположить к себе «команду Леба» Ожье было на порядок легче, чем иноземцам Дювалю и Сордо. В результате, еще на старте сезона 2011 года «Двойные шевроны» объявили, что теперь в команде будет два первых пилота. Тезис получил подтверждение на Ралли Греции, когда Citroen позволил Ожье выиграть гонку в открытом противостоянии с Лебом. Но в этот момент идиллия закончилась.


Действующий чемпион начал сплачивать команду вокруг себя, а его визави понял, что его хотят превратить в вечного «второго номера». «Я уже знаю, что сейчас будет, — говорил Ожье на Ралли Германии. — Как всегда, Леб будет кричать и требовать зафиксировать позиции. Когда-то я мечтал выступать в этой команде. Больше нет».

К осени случилось неизбежное: Ожье ушел к конкурентам в Ford. Француза заменит Хирвонен, но, похоже, даже сам Микко понимает, что его взяли на роль «подносчика снарядов», и уволят при первой же попытке посягнуть на Леба. Впрочем, у болельщиков со стажем наверняка есть сомнения относительно способности финна на подобный подвиг.

В результате, восьмой чемпионский титул Леба обернулся для Citroen Пирровой победой: изо всех сил помогая своей приме, французы растеряли козыри для будущих успехов. Самое большее, на что теперь могут претендовать «Двойные шевроны» — это девятый и десятый титул Леба в ближайшие годы. А дальше Себ точно уйдет — он сам заявил об этом, рассказывая о стратегии развития собственной конюшни в гонках на выносливость.

Как тут не вспомнить мудрое решение президента Ferrari Луки ди Монтеземоло, отважившегося расстаться с Шумахером в тот момент, когда Михаэль еще был способен побеждать. Безусловно, останься Шумахер в Ferrari — и он мог бы выиграть еще пару титулов. Вот только это ничуть не помогло бы Scuderia в долгосрочной перспективе, и сейчас Ferrari отчаянно пыталась бы заново выстроить победную структуру. То, как развивалась бы ситуация в стане «Красных», если бы Шумахер не ушел в 2006-м, мы сможем увидеть в ближайшие сезоны на примере Citroen: команды, созданной вокруг Леба и не способной выигрывать без него.

Последние годы единственным соперником Леба был он сам. Шансы у соперников Себастьена появлялись только тогда, когда француз ошибался или не участвовал в гонках. Однако если бы Леб хотел остаться в памяти потомков непобежденным и честным чемпионом, ему следовало бы уйти сейчас.


Если же посмотреть на ситуацию глазами Леба, то получится, что он просто хочет продолжать гоняться на высшем уровне. Подобно Шумахеру времен расцвета и Феттелю образца 2011 года, Себастьен не прекращает получать удовольствие от нескончаемой череды побед. Своими бесчисленными рекордами Леб поставил себя в один ряд с такими легендами спорта, как Уэйн Грецки, Майкл Джордан, Роджер Федерер и Тайгер Вудс. Но этих людей объединяют не только выдающиеся показатели в своих видах спорта, но и то, что все они не смогли вовремя остановиться.

Даже если не уходить далеко от автогонок, достаточно взглянуть на Шумахера, чтобы предсказать, что ждет Леба в ближайшем будущем. В 2012 и 2013 годах француз продолжит выступать в ралли и, вполне вероятно, доведет число титулов до девяти или даже десяти. После этого Себ, как и обещал, займется делами Sebastien Loeb Racing в соревнованиях спорткаров, выступая за собственную команду в локальных чемпионатах. Низкий конкурентный уровень категории GT3 позволит Лебу продолжать выигрывать, несмотря на старение — в этом классе обычно выступают не менее возрастные, зато менее талантливые пилоты.

И все же: может быть, Леб остался в ралли не только из любви к победам? Кто знает, вдруг в глубине души Себастьен жаждет упорного противостояния с равными соперниками, не прощающими ему ни малейшей ошибки? Поклонникам спорта хотелось бы в это верить, иначе Леб останется в памяти фанатов как «чемпион на перепутье»: гонщик, который выиграл невероятное количество титулов WRC, воспользовавшись слабой конкуренцией и фаворитизмом сильнейшей команды первенства.

Впрочем, возможен и другой вариант — Себ вполне может стать «Последним из великих», если после его ухода чемпионат мира по ралли так и не сможет оправиться от финансовых потрясений и кризисов, и в итоге лишится оставшихся заводских команд. Но это будет уже другая история...

19 ноября 2011 г. 12:51:00 / Motor

Система Orphus
Упоминаемые автомобили
Показать всеСкрыть

Еще по темам: WRCавтоспорт




все →
Спецпредложения:

Toyota Land Cruiser 200 4.6 AT
в автосалоне Тойота Центр Новорижский
5 348 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, белый

Toyota Land Cruiser Prado 2.8 TD AT
в автосалоне Тойота Центр Новорижский
3 508 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, светло-коричневый

Hyundai Santa Fe 2.4 AT 4WD
в автосалоне Аванта-Запад
2 066 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, серебристый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»