Полторы Приоры

Lada Priora TMS. Фото Григория Голышева и Сергея Знаемского с сайта autoreview.ru

Lada Priora TMS. Фото Григория Голышева и Сергея Знаемского с сайта autoreview.ru

Пыльные кварталы промзоны Тольятти навевают воспоминания. Лет десять назад АвтоВАЗ был окружен тюнинговыми конторами, словно кит — рыбами-прилипалами. Вот в этом ангаре некогда настраивал свои «движки» моторист Егоров, за этими заборами лепили разномастные обвесы для «десяток», а на соседнем рынке можно было затариться стальными кронштейнами растяжек для «восьмерки» — вместо хрупких силуминовых... Сегодня по проспектам Автограда разъезжают иномарки, на окраинах как грибы выросли дилерские центры, и интерес к доработке Калин и Приор уже не тот. Но энтузиасты в Тольятти остались, и подтверждение тому — Лада Приора TMS.

TMS — это новое название легендарной фирмы ТоргМаш, ставшей в 1995 году одним из первых серьезных тюнинговых ателье в «ореоле» АвтоВАЗа. Благодаря бизнес-смекалке одного из своих основателей, Владислава Незванкина, ТоргМаш не только пережил все кризисы и падение интереса к тюнингу, но и с надеждой смотрит в будущее. Тем более что команда Незванкина теперь усилена новым генеральным директором Виктором Шаповаловым. Именно Шаповалов де-факто реализовал проект участия Приор в кузовном чемпионате мира (WTCC) — конечно, при поддержке Незванкина, который в 2008—2009 годах занимал пост руководителя Управления спортивных автомобилей (УСА) АвтоВАЗа. И тогда же в УСА начали работать над «товарами народного потребления» — такими, как, например, Лада Приора Спорт, слегка «оживленная» машина не для гонок, а для повседневной эксплуатации.

За шасси отвечали инженеры заводской туринговой команды Lada Sport, которой руководил Шаповалов, а двигатель доводили в УСА. Чтобы машина нашла покупателя, поставили жесткую экономическую задачу: стоимость доработок не должна превышать 70 тысяч рублей. Собирать спортивные седаны планировалось в том же УСА или на опытно-промышленном производстве завода — до 2500 машин в год.

В салоне — более высокий рычаг коробки передач, накладки на педалях и переделанный из стандартного руль, обшитый приятной на ощупь кожей

В салоне — более высокий рычаг коробки передач, накладки на педалях и переделанный из стандартного руль, обшитый приятной на ощупь кожей

Но осенью 2009 года идеологи проекта Приора Спорт остались без работы. Участие Лады в серии WTCC было свернуто после одного-единственного сезона, Незванкин покинул УСА, а без заводской поддержки фактически перестала существовать и команда Шаповалова. «Запасным аэродромом» стал ТоргМаш, где все это время по единичным заказам готовили гоночные Калины и помогали строить «промежуточные» образцы Приоры Спорт, которым посчастливилось побывать в почетной роли пейс-каров на гонках WTCC. Собственно, Лада Приора TMS и есть развитие проекта Приора Спорт.

Новое имя — новая жизнь?

С полным пакетом доработок, включающим обвес и изменения в салоне, TMS стоит как полторы серийные Приоры. На те 475 тысяч рублей, что просят за торгмашевский седан, можно купить, например, 102-сильный Renault Logan в максимальной комплектации, или новейший Volkswagen Polo седан, пусть и оснащенный скромнее... Стоит ли овчинка выделки?

Начнем с того, что Приора TMS гораздо мощнее: двигатель с измененными распредвалами и программой управления развивает уже не 98, а 122 л.с. (крутящий момент — 160 Нм, на 15 Нм выше «стандартного»). Дальнейшую форсировку ограничивает серийный катколлектор (выпускной коллектор, объединенный с нейтрализатором), но решение о его сохранении было политическим — иначе не уложиться в нормы токсичности Евро-4, а торгмашевцы лелеют надежду, что сработают старые связи и Приора TMS сможет попасть в модельный ряд АвтоВАЗа.

Сиденья тоже переделаны из серийных — и стали жестче и рельефнее. Диапазон продольной регулировки передних кресел увеличен

Сиденья тоже переделаны из серийных — и стали жестче и рельефнее. Диапазон продольной регулировки передних кресел увеличен

Доработки вазовского шасси ожидаемы. Оптимизирован «рваный» ряд передаточных чисел (между первой и второй ступенью теперь нет огромного «провала»), уменьшены хода рычага переключения передач. Вместо стандартных тормозных дисков диаметром 265 мм установлены 280-миллиметровые российской фирмы Алнас. Обычные пружины заменены более жесткими и короткими, что, в свою очередь, привело к уменьшению дорожного просвета на 30 мм. Амортизаторы пока стандартные, но торгмашевцы уже ведут переговоры с немецкой фирмой KW. А разработанные на заказ 16-дюймовые колеса с нестандартным вылетом (24 мм) увеличили колею Приоры на 22 мм. Чтобы компенсировать изменение плеча обкатки и уменьшить недостаточную поворачиваемость — ахиллесову пяту конвейерной машины, поработали над «геометрией» подвески: кастер увеличен до двух градусов, а развал — до минус 30 минут. Впрочем, этим на улице Коммунальной, где расположен ТоргМаш-TMS, занимались и десять, и пятнадцать лет назад...

Что получилось на сей раз? Оценить Приору TMS мы решили вместе с вазовскими специалистами — уж им-то недостатки серийной машины хорошо известны. Короткие согласования, «добро» главного конструктора — и вот белый седан, вооруженный измерительным комплексом Corrsys, наматывает круги по вазовскому полигону в Сосновке.

Priora TMS смотрится легче и гармоничнее серийной благодаря накладкам на бамперы и пороги, невысокому антикрылу и большим колесам. Если машина пойдет в мелкосерийное производство, детали обвеса можно будет штамповать из АБС-пластика. А пока — стеклоткань

Priora TMS смотрится легче и гармоничнее серийной благодаря накладкам на бамперы и пороги, невысокому антикрылу и большим колесам. Если машина пойдет в мелкосерийное производство, детали обвеса можно будет штамповать из АБС-пластика. А пока — стеклоткань

Заводские испытатели поначалу отнеслись к машине свысока — знаем мы, дескать, этих «тюнеров»… Но результаты замеров поумерили их скепсис: по сравнению со стандартной Приорой время разгона до 100 км/ч уменьшилось почти на две секунды, до 150 км/ч — на пять. Доработанный мотор более тяговит «на низах», хотя раскрывается только тысяч с четырех, наполняя салон рычанием «разжатого» выпуска. Максимальная скорость лишь чуть-чуть не дотянула до 200 км/ч. А тормозит Приора TMS лучше, чем многие иномарки, останавливаясь со 100 км/ч менее чем за 40 метров.

Но главное — Лада Приора TMS удобнее в управлении, чем конвейерная машина. Сидеть в ней приятнее: водительское сиденье дальше отодвигается назад, и высокие водители могут выпрямить руки-ноги. В разгоне нет белых пятен из-за высоких «ступенек» между передачами, а при переключениях водитель уже не натыкается на центральный подлокотник — новый рычаг коробки уводит руку выше. Но с четкостью избирательных движений — беда: ход рычага уменьшился лишь в продольном направлении, а в поперечном — по-прежнему каша.

А вот рулить стало приятнее. Стандартные Приоры встречаются с двумя вариантами рулевого управления — либо с электроусилителем и «длинной рейкой» (почти четыре оборота от упора до упора), либо с «короткой рейкой» в комплекте с гидроусилителем (три оборота). Но «короткая рейка» не устанавливается на машины с кондиционером — привод навесного оборудования становится слишком сложным. Торгмашевцы же совместили «короткий» рулевой механизм и электроусилитель, не тронув кондиционер.

Руль стал острее и информативнее. С ростом скорости он тяжелеет, а в поворотах усилие на нем возрастает более линейно. Правда, «ноль» по-прежнему остался недостаточно четким.

Увы, но в крутые повороты Приора TMS заезжает нехотя. И минимальными доработками это не победить: «вылезают» низкая жесткость кузова в районе моторного щита и податливость сайлент-блоков подвески. И лишь когда выбрана слабина, автомобиль увереннее «стандарта» становится на дугу и не припадает на внешнее переднее колесо — спасибо расширенной колее, более жестким пружинам и низкопрофильным шинам. В пределе — скольжение всеми четырьмя колесами.

Пейс-кар, который вел за собой пелотон на прошлогоднем этапе WTCC в Португалии, отличался от серийной Приоры только макияжем. Доработки мотора и шасси были сделаны позже

Пейс-кар, который вел за собой пелотон на прошлогоднем этапе WTCC в Португалии, отличался от серийной Приоры только макияжем. Доработки мотора и шасси были сделаны позже

Пожалуй, на фоне творений умельцев с окраин Тольятти (сколько таких машин мы перепробовали в прежние годы!) Приора TMS удалась. Но кто ее оценит?

Когда-то за торгмашевскими машинами в Тольятти приезжали со всех концов страны, была даже очередь. Сейчас из десятков тюнинговых компаний осталась лишь пара-тройка сильнейших. Торгмашевцы пытаются напрямую работать с вазовскими дилерами. Пока таких нашлось пять — в Тольятти, Казани, Воронеже. Есть идея создать во всех дилерских центрах «красные уголки», где стояли бы автомобили TMS, были бы представлены элементы их конструкции, а покупатели смогли бы разобраться, во имя чего был задуман весь этот апгрейд. В принципе, Приора TMS может стать чем-то большим, чем очередной тюнинговый «тазик», а аббревиатура TMS — чем-то большим, нежели новое название тольяттинской фирмы. Вопрос в том, смогут ли Незванкин и Шаповалов заинтересовать АвтоВАЗ и в себе, и в судьбе проекта. А без поддержки завода эта история, скорее всего, будет иметь такой же грустный финал, как и участие АвтоВАЗа в гонках WTCC. Пшик.

Паспортные данные

Автомобиль Лада Приора TMS
Размеры, мм длина/ширина/высота 4350/1680/1400
колесная база 2492
колея передняя/задняя 1432/1402
Снаряженная масса, кг 1080
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Рабочий объем, см3 1597
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 122/90/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 160/4200
Передние тормоза/ диаметр дисков, мм дисковые, вентилируемые/ 280
Задние тормоза барабанные
Шины 195/50 R16
Максимальная скорость, км/ч 195
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,5
Топливо бензин АИ-95

Некоторые результаты измерений

Параметры Автомобили
Лада Приора TMS Лада Приора
Максимальная скорость, км/ч 199,5 182,2
Время разгона, с 0—50 км/ч 3,3 3,2
0—100 км/ч 9,8 11,7
0—150 км/ч 23,4 28,6
на пути 400 м 17,1 17,8
на пути 1000 м 31,4 33,0
60—100 км/ч (III) 6,4 7,6
60—100 км/ч (IV) 10,9 12,8
80—120 км/ч (V) 15,6 19,8
Выбег, м с 50 км/ч 725 595
130—80 км/ч 977 956
160—80 км/ч 1464 1416
Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м 39,8 44,4
со скорости 150 км/ч, м 90,3 —*
*Замеры не проводились

Scriptio: Валерий Арутин.

14 сентября 2010 г. 11:51:00 / Газета АВТОРЕВЮ

Система Orphus


Новости
Это интересно
Водителю на заметку
Автобизнес
Водителю на заметку
Законодательство
События



все →
Спецпредложения:

Toyota Land Cruiser Prado 2.8 TD AT
в автосалоне Тойота Центр Шереметьево
3 508 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, черный

LADA Granta седан 1.6 MT
в автосалоне Алан-Авто Пушкино
389 900  Руб.
2017 г., пробег 0 км, пантера

Mazda CX-5 2.5 AT AWD
в автосалоне Genser Mazda Реутов
1 855 000  Руб.
2017 г., пробег 0 км, серый

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки проект Кортеж производство путешествия и приключения ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»