Полторы Приоры

Lada Priora TMS. Фото Григория Голышева и Сергея Знаемского с сайта autoreview.ru

Lada Priora TMS. Фото Григория Голышева и Сергея Знаемского с сайта autoreview.ru

Пыльные кварталы промзоны Тольятти навевают воспоминания. Лет десять назад АвтоВАЗ был окружен тюнинговыми конторами, словно кит — рыбами-прилипалами. Вот в этом ангаре некогда настраивал свои «движки» моторист Егоров, за этими заборами лепили разномастные обвесы для «десяток», а на соседнем рынке можно было затариться стальными кронштейнами растяжек для «восьмерки» — вместо хрупких силуминовых... Сегодня по проспектам Автограда разъезжают иномарки, на окраинах как грибы выросли дилерские центры, и интерес к доработке Калин и Приор уже не тот. Но энтузиасты в Тольятти остались, и подтверждение тому — Лада Приора TMS.

TMS — это новое название легендарной фирмы ТоргМаш, ставшей в 1995 году одним из первых серьезных тюнинговых ателье в «ореоле» АвтоВАЗа. Благодаря бизнес-смекалке одного из своих основателей, Владислава Незванкина, ТоргМаш не только пережил все кризисы и падение интереса к тюнингу, но и с надеждой смотрит в будущее. Тем более что команда Незванкина теперь усилена новым генеральным директором Виктором Шаповаловым. Именно Шаповалов де-факто реализовал проект участия Приор в кузовном чемпионате мира (WTCC) — конечно, при поддержке Незванкина, который в 2008—2009 годах занимал пост руководителя Управления спортивных автомобилей (УСА) АвтоВАЗа. И тогда же в УСА начали работать над «товарами народного потребления» — такими, как, например, Лада Приора Спорт, слегка «оживленная» машина не для гонок, а для повседневной эксплуатации.

За шасси отвечали инженеры заводской туринговой команды Lada Sport, которой руководил Шаповалов, а двигатель доводили в УСА. Чтобы машина нашла покупателя, поставили жесткую экономическую задачу: стоимость доработок не должна превышать 70 тысяч рублей. Собирать спортивные седаны планировалось в том же УСА или на опытно-промышленном производстве завода — до 2500 машин в год.

В салоне — более высокий рычаг коробки передач, накладки на педалях и переделанный из стандартного руль, обшитый приятной на ощупь кожей

В салоне — более высокий рычаг коробки передач, накладки на педалях и переделанный из стандартного руль, обшитый приятной на ощупь кожей

Но осенью 2009 года идеологи проекта Приора Спорт остались без работы. Участие Лады в серии WTCC было свернуто после одного-единственного сезона, Незванкин покинул УСА, а без заводской поддержки фактически перестала существовать и команда Шаповалова. «Запасным аэродромом» стал ТоргМаш, где все это время по единичным заказам готовили гоночные Калины и помогали строить «промежуточные» образцы Приоры Спорт, которым посчастливилось побывать в почетной роли пейс-каров на гонках WTCC. Собственно, Лада Приора TMS и есть развитие проекта Приора Спорт.

Новое имя — новая жизнь?

С полным пакетом доработок, включающим обвес и изменения в салоне, TMS стоит как полторы серийные Приоры. На те 475 тысяч рублей, что просят за торгмашевский седан, можно купить, например, 102-сильный Renault Logan в максимальной комплектации, или новейший Volkswagen Polo седан, пусть и оснащенный скромнее... Стоит ли овчинка выделки?

Начнем с того, что Приора TMS гораздо мощнее: двигатель с измененными распредвалами и программой управления развивает уже не 98, а 122 л.с. (крутящий момент — 160 Нм, на 15 Нм выше «стандартного»). Дальнейшую форсировку ограничивает серийный катколлектор (выпускной коллектор, объединенный с нейтрализатором), но решение о его сохранении было политическим — иначе не уложиться в нормы токсичности Евро-4, а торгмашевцы лелеют надежду, что сработают старые связи и Приора TMS сможет попасть в модельный ряд АвтоВАЗа.

Сиденья тоже переделаны из серийных — и стали жестче и рельефнее. Диапазон продольной регулировки передних кресел увеличен

Сиденья тоже переделаны из серийных — и стали жестче и рельефнее. Диапазон продольной регулировки передних кресел увеличен

Доработки вазовского шасси ожидаемы. Оптимизирован «рваный» ряд передаточных чисел (между первой и второй ступенью теперь нет огромного «провала»), уменьшены хода рычага переключения передач. Вместо стандартных тормозных дисков диаметром 265 мм установлены 280-миллиметровые российской фирмы Алнас. Обычные пружины заменены более жесткими и короткими, что, в свою очередь, привело к уменьшению дорожного просвета на 30 мм. Амортизаторы пока стандартные, но торгмашевцы уже ведут переговоры с немецкой фирмой KW. А разработанные на заказ 16-дюймовые колеса с нестандартным вылетом (24 мм) увеличили колею Приоры на 22 мм. Чтобы компенсировать изменение плеча обкатки и уменьшить недостаточную поворачиваемость — ахиллесову пяту конвейерной машины, поработали над «геометрией» подвески: кастер увеличен до двух градусов, а развал — до минус 30 минут. Впрочем, этим на улице Коммунальной, где расположен ТоргМаш-TMS, занимались и десять, и пятнадцать лет назад...

Что получилось на сей раз? Оценить Приору TMS мы решили вместе с вазовскими специалистами — уж им-то недостатки серийной машины хорошо известны. Короткие согласования, «добро» главного конструктора — и вот белый седан, вооруженный измерительным комплексом Corrsys, наматывает круги по вазовскому полигону в Сосновке.

Priora TMS смотрится легче и гармоничнее серийной благодаря накладкам на бамперы и пороги, невысокому антикрылу и большим колесам. Если машина пойдет в мелкосерийное производство, детали обвеса можно будет штамповать из АБС-пластика. А пока — стеклоткань

Priora TMS смотрится легче и гармоничнее серийной благодаря накладкам на бамперы и пороги, невысокому антикрылу и большим колесам. Если машина пойдет в мелкосерийное производство, детали обвеса можно будет штамповать из АБС-пластика. А пока — стеклоткань

Заводские испытатели поначалу отнеслись к машине свысока — знаем мы, дескать, этих «тюнеров»… Но результаты замеров поумерили их скепсис: по сравнению со стандартной Приорой время разгона до 100 км/ч уменьшилось почти на две секунды, до 150 км/ч — на пять. Доработанный мотор более тяговит «на низах», хотя раскрывается только тысяч с четырех, наполняя салон рычанием «разжатого» выпуска. Максимальная скорость лишь чуть-чуть не дотянула до 200 км/ч. А тормозит Приора TMS лучше, чем многие иномарки, останавливаясь со 100 км/ч менее чем за 40 метров.

Но главное — Лада Приора TMS удобнее в управлении, чем конвейерная машина. Сидеть в ней приятнее: водительское сиденье дальше отодвигается назад, и высокие водители могут выпрямить руки-ноги. В разгоне нет белых пятен из-за высоких «ступенек» между передачами, а при переключениях водитель уже не натыкается на центральный подлокотник — новый рычаг коробки уводит руку выше. Но с четкостью избирательных движений — беда: ход рычага уменьшился лишь в продольном направлении, а в поперечном — по-прежнему каша.

А вот рулить стало приятнее. Стандартные Приоры встречаются с двумя вариантами рулевого управления — либо с электроусилителем и «длинной рейкой» (почти четыре оборота от упора до упора), либо с «короткой рейкой» в комплекте с гидроусилителем (три оборота). Но «короткая рейка» не устанавливается на машины с кондиционером — привод навесного оборудования становится слишком сложным. Торгмашевцы же совместили «короткий» рулевой механизм и электроусилитель, не тронув кондиционер.

Руль стал острее и информативнее. С ростом скорости он тяжелеет, а в поворотах усилие на нем возрастает более линейно. Правда, «ноль» по-прежнему остался недостаточно четким.

Увы, но в крутые повороты Приора TMS заезжает нехотя. И минимальными доработками это не победить: «вылезают» низкая жесткость кузова в районе моторного щита и податливость сайлент-блоков подвески. И лишь когда выбрана слабина, автомобиль увереннее «стандарта» становится на дугу и не припадает на внешнее переднее колесо — спасибо расширенной колее, более жестким пружинам и низкопрофильным шинам. В пределе — скольжение всеми четырьмя колесами.

Пейс-кар, который вел за собой пелотон на прошлогоднем этапе WTCC в Португалии, отличался от серийной Приоры только макияжем. Доработки мотора и шасси были сделаны позже

Пейс-кар, который вел за собой пелотон на прошлогоднем этапе WTCC в Португалии, отличался от серийной Приоры только макияжем. Доработки мотора и шасси были сделаны позже

Пожалуй, на фоне творений умельцев с окраин Тольятти (сколько таких машин мы перепробовали в прежние годы!) Приора TMS удалась. Но кто ее оценит?

Когда-то за торгмашевскими машинами в Тольятти приезжали со всех концов страны, была даже очередь. Сейчас из десятков тюнинговых компаний осталась лишь пара-тройка сильнейших. Торгмашевцы пытаются напрямую работать с вазовскими дилерами. Пока таких нашлось пять — в Тольятти, Казани, Воронеже. Есть идея создать во всех дилерских центрах «красные уголки», где стояли бы автомобили TMS, были бы представлены элементы их конструкции, а покупатели смогли бы разобраться, во имя чего был задуман весь этот апгрейд. В принципе, Приора TMS может стать чем-то большим, чем очередной тюнинговый «тазик», а аббревиатура TMS — чем-то большим, нежели новое название тольяттинской фирмы. Вопрос в том, смогут ли Незванкин и Шаповалов заинтересовать АвтоВАЗ и в себе, и в судьбе проекта. А без поддержки завода эта история, скорее всего, будет иметь такой же грустный финал, как и участие АвтоВАЗа в гонках WTCC. Пшик.

Паспортные данные

Автомобиль Лада Приора TMS
Размеры, мм длина/ширина/высота 4350/1680/1400
колесная база 2492
колея передняя/задняя 1432/1402
Снаряженная масса, кг 1080
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Рабочий объем, см3 1597
Число клапанов 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 122/90/6000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 160/4200
Передние тормоза/ диаметр дисков, мм дисковые, вентилируемые/ 280
Задние тормоза барабанные
Шины 195/50 R16
Максимальная скорость, км/ч 195
Время разгона 0—100 км/ч, с 9,5
Топливо бензин АИ-95

Некоторые результаты измерений

Параметры Автомобили
Лада Приора TMS Лада Приора
Максимальная скорость, км/ч 199,5 182,2
Время разгона, с 0—50 км/ч 3,3 3,2
0—100 км/ч 9,8 11,7
0—150 км/ч 23,4 28,6
на пути 400 м 17,1 17,8
на пути 1000 м 31,4 33,0
60—100 км/ч (III) 6,4 7,6
60—100 км/ч (IV) 10,9 12,8
80—120 км/ч (V) 15,6 19,8
Выбег, м с 50 км/ч 725 595
130—80 км/ч 977 956
160—80 км/ч 1464 1416
Тормозной путь со скорости 100 км/ч, м 39,8 44,4
со скорости 150 км/ч, м 90,3 —*
*Замеры не проводились

Scriptio: Валерий Арутин.

14 сентября 2010 г. 11:51:00 / Газета АВТОРЕВЮ

Система Orphus





все →
Спецпредложения:

Renault Logan 1.6 AMT
в автосалоне АВТОФОРУМ-БОГОРОДСК
950 000  Руб.
2015 г., пробег 0 км, белый

Hyundai Tucson 2.0 AT 2WD
в автосалоне AвтоГЕРМЕС Hyundai ш.Энтузиастов
1 569 000  Руб.
2018 г., пробег 0 км, коричневый

Mercedes-Benz GLC-Класс GLC 250 4MATIC
в автосалоне Звезда Столицы Каширка
3 873 227  Руб.
2018 г., пробег 0 км, черный

Популярные темыпоказать всепоказать только главные
Acura Alfa Romeo Alpina Alpine Aston Martin Audi Aurus Bentley BIAE (Автосалон в Пекине) BMW Borgward Brilliance Bugatti BYD Cadillac Changan Chery Chevrolet Chicago Auto Show (Автосалон в Чикаго) Chrysler Citroen Daewoo Datsun Dodge Dongfeng DS Faw Ferrari Fiat Ford Geely Genesis GIMS (Автосалон в Женеве) GM Great Wall Haima Haval Honda Hummer Hyundai IAA (Автосалон во Франкфурте) Infiniti Jaguar Jeep Khazar KIA Koenigsegg LA Auto Show (Автосалон в Лос-Анджелесе) Lada Lamborghini Land Rover Lexus Lifan Lincoln Lotus Luxgen Maserati Maybach Mazda McLaren Mercedes-Benz MINI Mitsubishi NAIAS (Автосалон в Детройте) Nissan NYIAS (Автосалон в Нью-Йорке) Opel Pagani Paris Motor Show (Автосалон в Париже) Peugeot Polestar Porsche Ravon Renault Rolls Royce Saab Seat SEMA SIAIE (Автосалон в Шанхае) Skoda Smart SsangYong Subaru SUV / внедорожники Suzuki Tata Tesla TMS (Автосалон в Токио) Toyota VinFast Volkswagen Volvo WRC ZAZ Zotye аварии АвтоВАЗ автокредитование автоспорт автострахование азиатские американские безопасность беспилотники бюджетные вездеходы велосипеды видео военные ГАЗ ГИБДД гибрид городские дизельгейт дороги европейские законодательство ЗИЛ импорт/экспорт инновации кабриолеты КАМАЗ каршеринг китайские коммерческие корейские коррупция краш-тесты курьезы МАЗ малолитражки ММАС (Автосалон в Москве) мото немецкие отечественные отзыв парковка популярные правый руль представительские пробки продажи проект Кортеж производство путешествия и приключения рекорды ремонт семейные снегоходы советы автомобилисту спортивные суперкары ТагАЗ технологии техосмотр топливо тюнинг УАЗ угоны украинские утилизация Формула-1 цены шины шпионские фото штрафы экология экономика и финансы электрокар японские
Окно жалоб и предложений
Вы можете оставить жалобу и предложение о работе сайта Quto.ru
в нижеприведенной форме.
«Если вы полагаете, что размещение каких-либо материалов на веб-сайте quto.ru нарушает ваши права по действующему законодательству, сообщите об этом в нашу консультативную службу по электронной почте: info@quto.ru для оперативного урегулирования.»