quto.ru
Опубликовано 21 февраля 2017, 10:00

Экономим на топливе: все преимущества и недостатки установки ГБО

Раскрываем все нюансы ГБО и размышляем о целесообразности перевода автомобиля с бензина на газ.

Пожалуй, все автолюбители слышали, что ГБО (газобаллонное оборудование) позволяет существенно сократить расходы на топливо. Однако в этом вопросе есть множество тонкостей, о которых будет нелишним знать. Раскрываем все нюансы и размышляем о целесообразности перевода автомобиля с бензина на газ.

Что такое ГБО

Газобаллонное оборудование представляет собой отдельную систему питания двигателя автомобиля газом — природным (метаном) или сжиженным нефтяным (пропан-бутаном). Современное ГБО включает в себя несколько основных компонентов: баллон для хранения газа, отдельную систему управления («мозги»), редуктор, мультиклапан, топливную магистраль, а также топливную рампу с форсунками и выносное заправочное устройство. В среднем полный комплект оборудования европейского производства обходится для легковушки с 4-цилиндровым мотором в 25–35 тыс. рублей, включая установку в специализированной фирме и оформление документов. После установки ГБО автомобиль получает возможность передвижения как на бензине, так и на газе, при этом имеет две независимые системы питания — водитель может самостоятельно, из салона, выбирать тип используемого топлива.

Современное газобаллонное оборудование (4-е поколение и выше) обладает внушительным набором всевозможных датчиков и клапанов, что делает его абсолютно безопасным в эксплуатации: в случае утечек топливные магистрали самостоятельно перекрываются. Баллон же обладает таким запасом прочности, что повредить его практически невозможно. Иными словами, вопрос о безопасности ГБО давным-давно снят.

По типу используемого топлива ГБО делится на два вида: метановое и пропан-бутановое. В первом случае в качестве топлива используется природный сжатый газ метан, во втором — сжиженный нефтяной газ.

Метан — самое дешёвое и экологичное, притом возобновляемое топливо. Однако сфера его применения довольно узкая — коммерческий транспорт. Это связано с тем, что сжатый метан хранится под давлением свыше 200 атмосфер, поэтому для него нужны сверхпрочные, а значит, очень тяжёлые баллоны, которые в легковом автомобиле разместить попросту негде. Кроме того, в России наблюдается серьёзный дефицит метановых заправочных станций. К примеру, в столичном регионе их можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам.

Вот почему на легковушках почти всегда применяется ГБО, работающее на пропан-бутане. Газовая смесь хранится в относительно лёгких стальных или композитных баллонах с давлением до пяти атмосфер. Такие ёмкости прекрасно подходят, к примеру, для установки в нишу запасного колеса. При этом стоимость топлива остаётся привлекательной: в среднем прайс на литр газа равен половине цены бензина с октановым числом 95. На данный момент это 18–20 рублей за литр. Именно о таком виде топлива и пойдёт речь дальше.

Как устанавливается и работает ГБО

При установке ГБО на автомобиль в него вносятся серьёзные конструктивные изменения. В багажник укладывается газовый баллон — цилиндрический или тороидальный («бублик» в нише для запасного колеса). По днищу прокладывается топливная магистраль от баллона до подкапотного пространства. Устанавливается заправочный газовый штуцер — в лючок бензобака, под бампер или прямо в него. Всё это предполагает сверление в кузове автомобиля многочисленных дополнительных отверстий. Кроме того, дырки сверлятся во впускном коллекторе — для подводки трубок от газовой рампы. Наиболее серьёзное вмешательство происходит в систему охлаждения двигателя: в неё врезается новый контур для обогрева газового редуктора, а значит, растут объём антифриза и длина трубок системы охлаждения.

Современное ГБО снабжено отдельными «мозгами» — контроллером, который учитывает показания всех датчиков двигателя и самостоятельно регулирует смесеобразование и угол опережения зажигания. Это позволяет максимально приблизить показатели мощности и топливной экономичности к заявленным производителем бензиновым параметрам.

Двигатель машины заводится и прогревается до рабочей температуры на бензине, затем система автоматически переключается на более дешёвый газ. Это связано с тем, что газ хранится в баллоне в жидком виде, а жидкость, как известно, не горит — её нужно подогреть и испарить. Именно для этого в систему охлаждения врезается редуктор: горячий антифриз прогревает газ и заставляет его активно испаряться. В испарённом виде топливо попадает в каналы впускного коллектора, где смешивается с воздухом и подаётся в цилиндры. Никаких иных отличий от работы на бензине нет. Бензиновый насос при работе на газе продолжает прокачивать топливо, поддерживая давление в бензиновой магистрали — лишний бензин стравливается через перепускной клапан бензонасоса обратно в бак.

В среднем расход газа на 10–15% выше, чем бензина, а отдача мотора примерно на те же величины меньше. Иными словами, при езде на газе автомобиль немного теряет в динамике и максимальной скорости, но на его питание уходит примерно на треть меньше денег.

Экономим на топливе: все преимущества и недостатки установки ГБО

Плюсы

А теперь подробно остановимся на плюсах и минусах перевода автомобиля на газ. Начнём с очевидных преимуществ.

Финансовая выгода

Стоимость газа примерно вдвое меньше, чем стоимость 95-го бензина. С учётом издержек на обслуживание ГБО и повышенного расхода газа по отношению к бензину на каждую заправку будет уходить примерно на треть меньше средств. А значит, при среднегодовом пробеге в 30 000 км «отбить» средства, потраченные на установку и оформление ГБО, к примеру, на Volkswagen Polo, можно будет через 1,6 года (при первоначальной трате на высококачественный комплект ГБО в размере 34 700 рублей). За это время автомобиль успеет пробежать порядка 50 000 км, а дальнейшая эксплуатация машины будет приносить серьёзную выгоду.

Мобильность

Автомобиль, оснащённый ГБО, становится намного мобильнее благодаря большому запасу топлива. Самую большую выгоду перевод автомобиля на газ сулит путешественникам, которые часто выбираются своим ходом в страны с высокими ценниками на горючее, к примеру, в Европу. Судите сами: актуальная стоимость 95-го бензина в соседней Норвегии в переводе на рубли — 113,5 рублей за литр, а стоимость литра газа — всего 42 рубля (стоит примерно как бензин в России). Нетрудно посчитать, что установка ГБО окупится при первом же серьёзном путешествии.

Экологичность

Невероятно, но факт: автомобиль, работающий на газе, выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных веществ, чем при работе на бензине и дизельном топливе, и соответствует более высоким эконормам. Именно поэтому во многих странах мира действуют программы поощрения перевода автомобилей на данный тип топлива, предполагающие, к примеру, освобождение от транспортного налога. Однако в нашей стране ничего подобного нет и пока не предвидится.

Уменьшение детонации и увеличение ресурса масла

Газ имеет намного более высокое октановое число — 105 — поэтому сгорает, в отличие от бензина, без детонации. Это уменьшает ударные нагрузки на двигатель и, теоретически, продлевает срок службы мотора. Кроме того, газ намного чище бензина и меньше загрязняет моторное масло.

Повышение надёжности автомобиля

Автомобиль с ГБО имеет две независимых друг от друга системы питания. А значит, при отказе, к примеру, бензинового насоса или форсунок (весьма распространённые неисправности), вы без проблем продолжите путь на газе.

Минусы

Усложнение автомобиля

Ровно то же самое приводит и к уменьшению надёжности. Врезки в систему охлаждения двигателя увеличивают количество соединений и приводят к усложнению системы. Это же относится к электрической проводке автомобиля. Всё это приводит к уплотнению в подкапотном пространстве.

Дополнительные расходы на содержание

Газовое оборудование предполагает отдельное сервисное обслуживание. Средняя периодичность ТО составляет 10–15 тыс. км. По истечении данного пробега рекомендуется менять фильтр тонкой очистки газа, а при вдвое большем пробеге — ещё и фильтр грубой очистки. С учётом расходников и работы сервисменов это около трёх тысяч рублей. Не стоит забывать и об обязательной проверке газового баллона — она проводится раз в два года, предполагает снятие баллона с автомобиля, стоит до пяти тысяч рублей и требует до пяти рабочих дней времени.

Создание потенциальных очагов коррозии на кузове

Многочисленные дополнительные отверстия в кузове, которые сверлятся при прокладке топливных магистралей и креплении компонентов ГБО, — потенциальные очаги коррозии.

Падение динамики

Автомобиль на газе не развивает тех же оборотов, что и на бензине, имеет худшую динамику и увеличенный расход топлива. Максимальная скорость также падает. Даже подмешивание бензина к газу (такая функция предусматривается на продвинутых системах ГБО) до конца не решает данную проблему.

Снижение стоимости авто при продаже

При продаже автомобиля, работавшего на газе, нередко теряется внушительная сумма: покупатели скептически относятся к таким автомобилям. Покупатели в России по-прежнему придерживаются консервативных взглядов и считают, что машины на газе изнашиваются быстрее, а потому и берут их неохотно. Даже демонтировав ГБО, вы не сможете скрыть фактов его присутствия. При официальном оформлении ГБО в ПТС вносится соответствующая отметка.

Уменьшение объёмов багажника

Газовый баллон съедает полезное пространство в багажнике. Даже установив ёмкость в нишу запасного колеса, вы всё равно будете вынуждены часто брать с собой запаску — в российских реалиях она жизненно необходима.

Перегруз и ухудшение управляемости

Автомобиль, оснащённый ГБО, серьёзно прибавляет в весе. Судите сами: пустой металлический баллон на 42 литра газа весит свыше 20 кг. А полный — все 60. При этом находится он, в отличие от бензинового бака, не в пределах колёсной базы, а в заднем свесе. Это приводит к изменению управляемости автомобиля, ухудшению динамики и перегрузу задней подвески. Среднестатистический багажник легковушки рассчитан на 50 кг поклажи. Просто установив баллон и заполнив его газом, вы уже превысите этот параметр. Нетрудно догадаться, что багажник, набитый вещами, приводит к очень серьёзному перегрузу.

Вероятность прогара клапанов

Наконец, остаётся открытым вопрос с ресурсом двигателя при работе на газе. Время полного сгорания у газа значительно выше, чем у бензина. Это приводит к перегреву клапанов и к быстрому их разрушению — прогару. Особенно внимательными нужно быть автомобилистам, чьи двигатели не имеют гидрокомпенсаторов. В этом случае приходится часто проверять и вручную регулировать клапанные зазоры (примерно раз в 60 000 км пробега).

Опасность утечки газа

Несмотря на общую высокую надёжность современных систем ГБО в ней непременно будут случаться утечки газа. Это связано с быстрым разрушением уплотнительных прокладок в соединениях, старением резиновых шлангов и общим износом компонентов. А это значит, вам наверняка придётся наведываться в газовый сервис и дополнительно оплачивать услуги сервисменов и запчасти.

Ставить или нет

Ставить на автомобиль ГБО или нет? На этот вопрос проще всего ответить вам самим. Для этого нужно определиться, как долго вы планируете эксплуатировать автомобиль и насколько большие у вас пробеги. При езде в режиме дом-работа-дом по городу и среднегодовом пробеге в 15–20 тыс. км это попросту нецелесообразно. Правило здесь простое — чем больше вы ездите, тем быстрее окупится вложение. И чем прожорливее мотор, тем больше смысла перевести его на газ. Что до ресурса двигателя, в абсолютном большинстве случаев он не будет отличаться от заявленных производителем параметров. Ну а если вы владеете коммерческой техникой, стоит обратить взор на метан. Словом, если вы готовы мириться с перечисленными нами минусами и много ездите на автомобиле, ГБО — отличный выбор! Все его недостатки с лихвой компенсируются низкой стоимостью топлива. И этот бонус вы обнаружите не где-нибудь, а в собственном кошельке.

Автомобильные новости