Как не угробить автомобиль на разбитом асфальте: секреты и нюансы
Эти советы помогут сберечь здоровье авто, а значит, сохранить немалые деньгиВек асфальта в России весьма короток. На крупных автомагистралях он может с переменным успехом держаться до невероятных трёх-пяти лет. А вот с мелких региональных дорожек покрытие слезает каждую весну: на месте ровного и гладкого асфальта образуются многочисленные трещины, ямки, ямы и заправские ямищи, при попадании в которые можно оторвать колесо. Обычных знаний и умений среднестатистического водителя при встрече с такими «дорогами» оказывается недостаточно. Езда по разбитому асфальту – особенное «удовольствие», требующее дополнительной подготовки.
Подготовка машины
На разбитом асфальте мгновенно проявляются и усугубляются все недочёты, связанные с техническим состоянием автомобиля. В первую очередь это касается элементов подвески и рулевого управления, а также колёс и шин. «Уставшие» амортизаторы, к примеру, напомнят о себе скачками и рысканьем машины, жёсткими пробоями подвески на ухабах и прочими сопутствующими «прелестями». Разбитые шаровые опоры могут на колдобинах отстрелить свои «пальцы». А это, напомним, чревато серьёзным ДТП. Сбитый сход-развал при преодолении ям приведёт к ещё большим отклонениям углов установки колёс и повышенному, неравномерному расходу резины. Неправильное давление в шинах чревато пробоем покрышек.
Отправляясь в путешествие по дорогам с разбитым асфальтом, уделите пристальное внимание давлению в колёсах. Перекачанные покрышки передадут на элементы подвески и кузов дополнительные нагрузки. Недокачанные с большой вероятностью просто порвутся – достаточно словить более-менее крупную яму с острой кромкой, чтобы прожать колесо до диска и утилизировать заодно и его. Тщательно проверьте и по возможности замените все «уставшие» детали подвески и рулевого управления. Это поможет избежать ещё больших проблем и повысит комфорт движения по любым дорогам.
Техника езды по ямам
Первое и главное при езде по разбитому асфальту – правильный выбор скоростного режима. Передвигаться по таким участкам нужно предельно внимательно и осторожно. В России клочки качественного покрытия сменяются «танкодромом» неожиданно – в него можно влететь, что называется, полным ходом, тем самым угробив многие дорогостоящие детали авто.
Важно не просто вовремя заметить опасный участок, но и успеть до него оттормозиться, сбросив скорость до относительно безопасного уровня ещё на хорошем, качественном покрытии. Тормозить на колдобинах не просто бессмысленно, но и чрезвычайно опасно. При нажатии на педаль тормоза подвеска автомобиля зажимается – сила ударов, приходящихся на колёса и элементы шасси, многократно усиливается. Отсюда вытекает простое правило: тормозить нужно только на ровных участках, давить на педаль тормоза на ямах категорически запрещено.
Глубокие ямы и сильные неровности на асфальте лучше всего просто объезжать, максимально используя ширину своей полосы движения. Иногда российским автомобилистам приходится использовать и обочину - в тех случаях, когда грунт справа от условного асфальта оказывается даже более ровным, чем само дорожное полотно. Забывать о безопасности в этом случае не стоит: при везде на мокрый грунт или гравий и резком маневрировании автомобиль может неожиданно занести. Выполнять такого рода манёвры на большой скорости чрезвычайно опасно.
Если объехать участки с глубокими ямами, не прибегая к нарушению с точки зрения ПДД, невозможно, их приходится преодолевать, что называется, в лоб. Делать это нужно на невысокой скорости, с учётом особенностей вашего автомобиля. Непосредственно перед препятствиями следует замедлиться, коротко нажав на тормоз, а затем отпустив педаль. Во время проезда неровностей нельзя резко разгоняться и тормозить, в том числе двигателем. Колдобины лучше всего «прокатывать» без нажатия на педаль газа, на максимально высокой для данного участка передаче. Под тягой на трансмиссию приходятся не менее жёсткие удары, чем при торможении.
Полезные лайфхаки
Продвинутые автомобилисты во время преодоления разбитых участков асфальта пользуются рядом хитрых приёмов. Одним из них является приём динамической разгрузки.
Чтобы умело пользоваться этим приёмом, нужно понимать устройство машины и кинематику работы подвески транспортного средства. Автомобиль при подъезде к препятствию должен быть полностью расторможен. Это – основа основ. Для динамической разгрузки передней подвески следует не просто отпустить тормоз, но и кратковременно нажать на педаль газа – это позволит приподнять «морду» авто над дорогой. Завершить этот приём нужно непосредственно перед попаданием передних колёс на проблемный участок.
Прекрасно работает приём динамической разгрузки и при попадании в ямы только одной стороной автомобиля. Так называемая продольная динамическая разгрузка достигается перераспределением веса машины на перекладке. Чтобы преодолеть колдобины с наименьшими потерями, нужно резко повернуть руль в сторону препятствия, а затем столь же быстро вернуть его в исходное положение непосредственно перед ним.
Ещё один лайфхак связан с выбором оптимальной безопасной скорости движения по разбитому участку. На дорогах эксплуатируются сотни разных транспортных средств с совершенно разной конструкцией подвески, разными колёсами, разными настройками и изначально разными возможностями. Иногда чрезмерное замедление перед ухабистым асфальтом приводит к неожиданному эффекту – подвеска и другие компоненты транспортного средства начинают испытывать даже большие нагрузки, чем при езде на высокой скорости.
Объясняется эта особенность просто. На высокой скорости колёса автомобиля начинают в буквальном смысле перелетать даже через глубокие и крупные ямы, не успевая погружаться в них на значительную величину – машина, подобно катеру, начинает «глиссировать». Увлекаться скоростной ездой по разбитым дорогам рядовым автомобилистам не стоит. Колёса при таком «глиссировании» не находятся в достаточном сцеплении с асфальтом почти никогда – они постоянно «пляшут», не успевая зацепиться за покрытие. Любое резкое маневрирование в этой ситуации может стать фатальным.