Как современные технологии снижают удовлетворённость автомобилями
Информационно-развлекательные системы и электронные помощники делают управление комфортным, но негативно сказываются на надёжностиПо итогам исследования J.D. Power, самые высокие показатели надёжности продемонстрировали Lexus IS, ES, NX и RX, а также Toyota 4Runner, Camry, Corolla, Tacoma и Tundra. Среди марок-аутсайдеров оказались Chrysler (310 поломок на 100 машин), Audi (275) и Land Rover (268).
Исследование, которое проводится уже 35 лет, охватывает 184 конкретные проблемы по девяти основным категориям от поломок климат-контроля, кресел и неустойчивости лакокрасочного покрытия до проблем с электронными помощниками, информационно-развлекательными системами и силовым агрегатом. Благодаря этой градации, результаты исследования демонстрируют типичные проблемы надёжности, с которыми борются все производители. Некоторые закономерности очевидны уже несколько лет.
Информационно-развлекательные системы
Автопроизводители любят добавлять в новые модели функции, вызывающие шок и трепет, что отлично подходит для привлечения покупателей. Однако это не настолько впечатляет, если техника перестаёт работать. Информационно-развлекательные системы стали в последние годы самой проблемной категорией — в среднем, 49 поломок на 100 машин. Этот показатель почти в два раза выше, чем у категории экстерьера, которая стала второй по количеству жалоб владельцев.
Больше всего нареканий вызывают функции Apple CarPlay и Android Auto и возможность подключения, за ними следует распознавание голоса. Экраны в той или иной форме существовали уже давно, ведь это дешёвый способ придать интерьеру более дорогой вид. Но дисплеи в том виде, в котором они существуют сегодня, стали обязательным атрибутом. Замысловатые мониторы, в которых скрывается управление почти всеми функциями, получили такое широкое распространение, что автопроизводителям уже трудно найти поставщиков для аналоговых несенсорных циферблатов. Системы Apple CarPlay и Android Auto глючили гораздо меньше, когда их нужно было подключать через провода. Беспроводные версии обеих систем более непоследовательные, и это полная противоположность тому, чего хотят автомобилисты.
Кроме того, некоторые информационно-развлекательные системы отличаются медлительностью и нелогичностью. Например, в автомобилях Jaguar Land Rover до появления мультимедиа Pivi Pro, на отклик после нажатия на экран уходило аж несколько секунд.
Ещё одна частая проблема автомобилистов — распознавание голоса. Эта технология практически всегда была проблематичной, она существует уже около 20 лет, но до сих пор не стала удобной. Сейчас распознавание голоса призвано помочь водителю не отвлекаться на поиск нужной опции в экране мультимедиа во время вождения. Однако наличие физической кнопки, которую можно нащупать не глядя, решило бы эту проблему. Увы, кнопки больше не в моде.
Проблемы с информационно-развлекательными системами будут решены, как только автомобильные бренды выберут единую платформу. Скорее всего, это будет встраиваемая платформа Google, потому что её разрабатывают люди, которые создали программное обеспечение и интерфейс для 70% смартфонов по всему миру. Ситуация улучшится, если они смогут добиться того, чтобы информационно-развлекательные системы работали так же плавно и интуитивно понятно, как смартфоны.
Электронные помощники
В первую очередь от навязчивых уведомлений и принудительной помощи страдают автомобилисты, которые пересаживаются со старых машин, не обладающих современными электронными помощниками, на новые и технологичные модели. Можно было бы ожидать, что жалобы на эту категорию должны снижаться спустя несколько месяцев эксплуатации, когда водитель привыкает и знакомится с новыми функциями. Однако это не так. Больше всего владельцы автомобилей жалуются на предупреждения и принудительные виляния рулём при сходе с полосы движения, а также на предупреждение о лобовом столкновении и автоматическое экстренное торможение. Эти функции сейчас входят в любой стандартный пакет безопасности, но некоторые системы более параноидальны, чем другие.
Несколько лет назад предупреждение о сходе с полосы движения было просто раздражающей функцией безопасности, которая вибрировала на рулевом колесе. Затем она была усовершенствована до системы активного вмешательства. Автомобиль буквально дёргает руль, чтобы вернуть себя в центр полосы, но последствия такого активного подруливания могут быть совершенно непредсказуемые. Например, система не может отличить снежно-солевой след на дороге в зимний период от разделительной полосы. Система не видит ямы и колдобин, которые пытается объехать водитель. В конце концов, система не всегда видит других сумасшедших участников дороги, от столкновения с которыми пытается уйти водитель, выезжая за пределы своей полосы.
Подобные системы были бы намного лучше, если бы существовала легкодоступная кнопка отключения помощников. Но они спроектированы так, что возвращаются в исходное состояние, как только двигатель перестаёт работать и снова заводится. Это означает, что каждый раз, когда вы заводите машину, вам приходится искать и отключать в настройках ту или иную функцию, а это очень раздражает.
Кроме того, несколько исследований уже доказали, что есть и другой вред от использования подобных помощников. Передовые функции помощи водителю делают нас ленивыми водителями. Например, мы слишком доверяем адаптивному круиз-контролю, хотя это всего лишь автономная помощь второго уровня.
Из-за требований к безопасности с расширенными возможностями вождения ничего не получится сделать. Кажется, это путь в никуда, потому что системы будут становиться ещё умнее и ещё настойчивее. Но производители могут подарить водителям одну кнопку для отключения всех функций.
Проблемы полностью электрических автомобилей
Автомобили с электрическими батареями вызывают больше проблем, чем любой другой тип силовых установок. По данным J.D. Power, на 100 электромобилей в среднем приходится 256 проблем. Подключаемые гибриды занимают второе место — 216 проблем на 100 автомобилей. Обычные гибриды набрали 191 проблему на 100 машин.
Самая большая проблема, с которой сталкиваются владельцы EV — мгновенный крутящий момент. Из-за этого шины приходится обновлять раз в год. Это примерно на 20% чаще, чем на машинах с ДВС. В то же время именно по этой причине многим так нравятся электрокары — быстрый и динамичный старт всегда вызывает улыбку.
Вряд ли существует решение, чтобы замедлить износ шин. Автопроизводители теоретически могут уменьшить мощность на низких скоростях, но это сведёт на нет одно из их главных преимуществ мгновенного крутящего момента. Владельцы EV должны смириться с тем, что если использовать весь этот крутящий момент для быстрого старта, то придётся часто покупать новые покрышки.