BMW M3 E30: первая и единственная
“Авторамблер” начинает серию эксклюзивных тест-драйвов с участием легендарных классических машин, создание которых в свое время поставило на уши всю автомобильную общественность. В этот раз мы расскажем о немецком спорткаре, который буквально стер границу между гражданской машиной и гоночным болидом...
Из всего многообразия современных моделей BMW c шильдиком “М” порой можно не понять, какая машина действительно принадлежит к клану настоящих М-моделей. Ведь раньше этого обозначения были удостоены только лучшие из лучших. А какая же была первая “эмка”?
История первой серийной машины с литерой “М” (не путайте с спорткаром M1) началась в 80-х годах прошлого века, когда гоночному отделению BMW Motorsport для участия в кольцевых кузовных гонках нужен был автомобиль с очень мощным и надежным атмосферным двигателем. Естественно, над основой долго не думали - выбор пал на “трешку” в кузове E30. А вот мотор пришлось разрабатывать почти с нуля: для этого инженер Пауль Роше взял ранее разработанный им же шестицилиндровый агрегат (от спорткара M1) и трансплантировал всю его начинку в четырехцилиндровый двигатель от стандартной третьей серии. В результате получилась 2,3-литровая атмосферная “четверка” мощностью 200 “лошадок” и 245 Нм крутящего момента, которая почетно заняла место под капотом серийной BMW M3 первого поколения.
На BMW M3 E30 устанавливался четырехцилиндровый атмосферный двигатель, который выпускался в разных вариантах объема (от 2,3 до 2,5 литров) в зависимости от модификации. Этот мотор имеет четыре дроссельные заслонки, впрыск BOSCH Motronic, а также коленчатый вал с восемью противовесами. Стандартная версия двигателя выдает 200 л.с. и 245 Нм крутящего момента.
Чтобы превратить гражданскую “эмку” в кольцевой болид группы А, инженерам требовалось лишь снабдить ее гоночным оборудованием (каркасом безопасности, спортивной подвеской, креплениями колес одной гайкой и т.д.) и форсировать двигатель до 300 сил. И все, представьте! Именно поэтому многие называют серийную M3 E30 единственной настоящей М-моделью: только она была настолько близко к миру автогонок.
Атмосферный заряд
...Два чемпионских титула в кольцевых гонках WTCC, столько же в первенстве DTM плюс еще более полутора тысяч других побед в различных гоночных чемпионатах 80-х. Прокручиваю в голове достижения гоночной М3 E30, одновременно изучая салон гражданской “эмки”. Мне подфартило: владелец машины (сооснователь столичного автоклуб “Ветерок”) оставил меня наедине с этой машиной на целый день – дескать, это тебе не какая-то современная жестянка, эту технику нужно понять и прочувствовать.
Внутри “эмка” от обычной E30 отличается лишь спортивным трехспицевым рулем, рычагом переключения передач, а также спидометром, размеченным до 260 км/ч.
А попала ко мне М3 E30 самого первого 1986-го года выпуска. Данный экземпляр не только дожил до наших дней, но и просто потрясающе себя чувствует: все системы работают, а детали – новые, или, как говорится, в идеале. Диковинная редкость!
Несмотря на то что машине 30 лет, внутри не ощущается ретро-обстановка. Да, интерьер немного кондовый, но в целом все понятно и знакомо: вполне классическая низкая посадка, приятный на вид пластик, большие циферблаты “приборки”, есть вся необходимая электроника вместе с бортовым компьютером, который традиционно для BMW управляется кнопкой на левом подрулевом рычажке. Из всего убранства выделяются только трехспицевый спортивный руль с триколором и рычаг пятиступенчатой механики Getrag, которые обшиты приятной на ощупь кожей.
"Раздутые" колесные арки на M3 E30 появились в результате расширения колеи. А передний сплиттер, пологий наклон заднего стекла и большой спойлер на крышке багажника - не просто украшения, а настоящие “инструменты” аэродинамики.
...Выжимаю сцепление и на какое-то время “залипаю” в поиске алгоритма включения первой передачи: оказалось, что нужно слегка отвести рычаг КПП влево, а затем опустить вниз. Сделано это для того, чтобы поставить в один ряд так называемые “рабочие” передачи (вторая - сверху, а третья - снизу) - чисто гоночная хитрость, созданная для удобства и сокращения времени переключения.
Действительно удобно! Полным газом “растягиваю” мотор под его приятный завывающий механический рев (послушайте аудиозапись со звуком мотора в деле) и вколачиваю третью по счету передачу одним движением рычага вниз. При этом на каждой ступени можно и даже нужно выкручивать атмосферник до самой отсечки (6 750 об/мин). Мотор заточен под высокие обороты: на “низах” от спит беспробудным сном и только где-то после 4 500 об/мин просыпается, начиная бодро тащить вперед 1 200-килограммовый седан. Конечно, по сиденью не “размазывает”, но все равно для двухсот атмосферных “лошадок” динамика достойная. Двигатель-то непростой: на каждый из четырех “горшков” тут приходится по четыре клапана, а также по отдельной дроссельной заслонке и топливной форсунке механического впрыска. А если проще - компактный агрегат, в котором собраны почти все самые эффективные технологии 80-х годов прошлого века.
***
Для инженеров BMW Motorsport поставить такой мотор в обычную “трешку” было бы преступлением, поэтому стандартное шасси добротно модифицировали: расширили колею и заменили большинство элементов подвески.
Первая “эмка”, возможно, проиграет в скорости большинству автомобилей, но только если на пути не будет поворотов, которые M3 E30 может проходить очень быстро и уверенно.
Чтобы ощутить гоночные гены заднеприводной “зажигалки”, хватит и пары-тройки поворотов. “Морда” автомобиля относительно легкая (двигатель весит всего 106 кг), но это отнюдь не значит, что в поворотах передние колеса не имеют достаточного сцепления. Ведь двигатель тут размещен продольно над осью, а передние стойки подвески специально чуть больше завалены в сторону водителя, поэтому даже при откровенных провокациях с моей стороны передок не скользит наружу и не требует лишних корректировок руля. Ко всему прочему, открывать полный газ на M3 E30 можно чуть ли не на середине поворота - межколесный самоблокирующийся дифференциал поровну снабжает тягой оба задних колеса, позволяя быстрее выходить из виража. И все это только точно настроенная механика без какой-либо страхующей электроники.
Уже в то время для BMW M3 E30 за дополнительную плату предлагали электронно-управляемые амортизаторы (EDC), жесткостью которых можно было управлять кнопкой в салоне. Но на нашем экземпляре такой опции нет.
Впрочем, не стоит забывать, что “эмка” - прежде всего городской автомобиль. Невзирая на то, что подвеска у M3 E30 заниженная и имеет более жесткие сайлентблоки, она довольно лояльна к пассажирам в плавности хода. По крайне мере, по столичным дорогам машина катит без раздражающих вибраций и толчков (спасибо алюминиевым рычагам передней подвески и “комфортным” стойкам Bilstein). А к спокойному режиму движения, к слову, тут идеально подходят 4-ая и 5-ая передачи, позволяющие ушам отдохнуть от высокооборотистого звона двигателя, а водителю - насладиться любимыми треками с CD-диска.
Модель M3 E30 стала настолько успешной, что в итоге баварская компания произвела на свет почти 18 000 гражданских автомобилей. Хотя для гоночной омологации нужно было выпустить всего лишь пять тысяч экземпляров.
BMW M3 E30 - это тот случай, когда фраза “приспособленный к дорогам общего пользования гоночный болид” по-настоящему уместна. Похоже, что первую “эмку” создали люди, которые, как и новоиспеченный президент США, редко проигрывают, почти никогда…
Цены
В России BMW M3 E30 в хорошем состоянии приобрести можно только у частных коллекционеров (на популярных интернет-площадках по продаже автомобилей таких машин нет). Если повезет, то “эмка” будет стоить примерно 2,5-3 млн рублей. Конечно, можно пригнать машину из Германии и растаможить (вариантов там много), но тогда это обойдется уже где-то в 5 000 000 рублей.
Алексей Дергачев
/imgs/2020/10/20/14/4199985/56b661e20aa5b39dc8fcbe4dc6d1a38ce8664920.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199986/286deb2f369f61dda0aeb40d715ce46be81991b0.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199987/90bdae6b6b4da5f3ac6368aa43957c0335dbe0ab.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199988/fc914f5aaaa8b971206675c6cf91f74f79b16d2d.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199989/b0d6f7abc0f9dbe3631481457dcf063a22bc0f08.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199990/ed9967e0a17283652aa9e9e679f11334e830769e.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199991/66085250c853d81953c2ab6e7346e2202d4194de.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199993/1b4a7a814aa4ce8857fae38a3b4433170b1ce2e5.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199994/30b9cecdcd65c851b4edde30c7f49c2a9ed424c8.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199995/ba1c74eee10571687fed0d54ffb1bd11c179eef2.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199996/dadc95a727137d59877f578aec8d0160ea687fdd.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199997/17e8115e148ed306f2a83a17080f0c7776b17bd1.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199998/c3441216b9b08dff7d0b90df9383933670f4a080.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4199999/440d2c0175f986e6ac5046c098d25032a891ed7a.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200000/d19d6ef45b30cd3436644197a733b00d6700b64e.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200001/d6c59622bb069487466e89cac1a7628e50ae5d94.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200002/d2b9666ddb4ec2b15bfb7c20c25a24f8f7fbe226.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200003/53e24ffb3eac034999fbdacb94ac9c4af488ddc7.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200004/6bb4a16e919dd2945bc00f2c198be990441a4f0c.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200005/b807193ae284e910813291289b1a1341c51333a9.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200006/9c0899f698cb7cf08261de1fbc0dc6bc9074a61c.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200007/9f51cb8d03449924caf9cb18393a975914521401.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200008/04c3337cb0771dafe96425c56a69d804fa60af7a.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200009/c9a0682725c492d400f451ff7a22fef8dbace0d2.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200010/a5ddbb654d97fffd3e01a46d1c6c7a2aaa233445.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200011/258de0dcf2606d4e1366ce0754d84c03e2ce55e2.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200012/3b7ad45eb93b3e47d7a38837275fe551828c670e.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200013/442b751d31c141eafd384e101d6d52ed1e41cacb.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200014/010ea62ae99d6a9349c993f7be64df3c7af15164.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200015/ab580e5c632cf56e43f4eaa0e9f14a54fec01ebd.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200016/607ca5366abde974dba9385bb461bf56867e2f66.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200017/a16bdd3e0406cfa8affc3c8958e070d7c92df7d1.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200018/ab852678004b18212bf20c772e83f59b3fe3eed8.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200019/e4c7d7dce3763c0981965e1cfdb8b20f842bd500.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200020/f8489d1a1b0e0cac684ce885a44c6764bfca28c9.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200021/b17c799388e9c2b7e32123842467d8b3e502c58b.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200022/705b4151317f902d00339c6a23592cb974b49926.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200023/af1f3e148cc8baba93e1ef8ff7abf0dafb2f7b97.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200024/6c4a13809ac99798e5b8d7f3028a3c09db27de23.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200025/b25be2d912ca2ac293923c9d733a313f34971b63.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200026/a20f18d635899166a0d426fdd82ad03572cf8b42.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200027/166142146eda6821dd908528b938e10581b16b72.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200028/a244556501998ddf239a1f8b6eb77146e973a546.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200029/f1b07d5ffcad51cd2013e4eae3c43823d649364f.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200030/82cf1c5a59bbd74f239c635dcf8c0b2a04ed833f.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200031/29123235f5590de69a1d937181a0e15abd519f0e.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200032/9ebb2a4811330fe1d488a8e789d9bedf812354b3.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200033/3ec830f9f846b412f582d1872b44fac0d4a6c6ed.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200034/ca08e2e5363080dd31704246c9d3e3d32b82ef2c.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200035/b8b7c93e8bf61ca6d6bd6084a3cc32739fa3e52c.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200036/a2c3b7e54d2e6137547b02677269e72f4a466e85.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200037/b082606f7db37a25135e1d07917612ee261b0f5e.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200038/1790105efa7bf7f97e4af16201be91782fad91c7.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200039/cd7394576b3b9d074f99a4eaff2f52514fef9a47.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200040/7764a48cf203446d17fb04ef09ccd183abfd800f.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200041/64a1e21fd6edd387d67e861ec0d430a5ac9142f5.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200042/f6d8c21cb0befb8c9392e917eb2dadecace3edd1.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200043/34a1908920a16320137c70184edad079c2edc0a8.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200045/846f3684621ec4acce16734de289256c0081eb84.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200046/0691b1324242ffc9abf27928e204dcb73d2e49ee.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200047/6f3543b5a96e0aafc7cf47f7108f5a5b9d8e97d7.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200048/3cc958215eabf2db47fae86751287f05ab6c1f07.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200049/48180a125acb61f5c2fe499a20c889a9f139c1c5.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200050/2d425472fc040b0e83170d6249769131255eb504.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200051/66d234b51e63f020664766ac4982d5fe3e700e36.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200052/e447f2d8830c9c04c893e326f6e171107a053c0d.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200053/7372789040733b97bfc393d0f3056307f4d32146.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200054/1a352a4afbd35099af41595d336310022e49b733.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200055/8cedf5e678ecb323795a6f060e2c19cc856791e5.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200056/e081b65d2ae9904e1e8d05d847dbf15b9185f3e3.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200057/bcfc4c632b3d98517b962038a4b6592dcd9d05ef.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200058/65ee21fda18035196e6cd26e3c6db212aa48f5da.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200059/92a9752c9392005095893d810e444a0ee43a4cb8.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200060/16c260aa23ffee3060dd4fd89765a7622c4020ad.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200061/25501f20245e888c29f6b356754beb444104b9d1.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200062/9cec6e1f267e75dd4ceddf8ed0799b7c2effd50b.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200063/5b1a88edd377df7e8a535ab7c3bd8c6039bfd78f.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200064/1063e495ada1519c409a5dbe8c80a6f2dca247b9.jpg)
/imgs/2020/10/20/14/4200065/f043e4cac9a31a08e74e872641c10462953c6fe6.jpg)