Опубликовано 25 ноября 2016, 18:09

Как пробки воруют наши деньги

Лишь немногие задумываются, что каждый раз, попадая в пробку, вы расплачиваетесь деньгами. Причем из собственного кошелька!

Дорожные заторы зачастую воспринимаются как небольшая проблема вроде плохой погоды – неприятно, но не смертельно. И лишь немногие задумываются, что каждый раз, попадая в пробку, вы расплачиваетесь деньгами. Причем из собственного кошелька!

Не верите? Тогда давайте разбираться. К концу статьи мы обещаем вам наглядно показать, как пробки становятся самым настоящим тормозом экономики и в буквальном смысле обирают граждан. Но для начала поговорим о том, откуда вообще берутся пробки.

Многие уверены, что причиной многокилометровых заторов становятся исключительно физические преграды. Здесь – бутылочное горлышко, там – ДТП, ну, и неразвитая дорожная сеть, куда ж без неё. Однако в 2008 году японские учёные из Нагойского университета пришли к неожиданному выводу: пробки могут возникать и без видимых на то причин! В качестве подтверждения этого факта провели эксперимент: 22 автомобиля ехали по кругу на достаточном расстоянии друг от друга с одинаковой скоростью. Поначалу все шло хорошо, но уже через несколько минут затор возник сам собой!

Причина такого казалось бы парадоксального явления довольно проста: человек не робот и так или иначе двигается неравномерно, волнами. А каждое нажатие на педаль тормоза ведет к тому, что едущий сзади водитель тоже нажимает на тормоз и так по цепочке. Таким образом, для возникновения пробки не всегда нужны явные причины, иногда хватит и просто достаточно большого количества автомобилей.

Возможно, именно этим фактом объясняется, почему в крупных городах США – таких как Лос-Анджелес или Вашингтон – возникают гигантсткие пробки. А ведь в этих городах гораздо более развитая дорожная сеть, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Но, как показало исследование компании Inrix, в среднем житель Лос-Анджелеса ежегодно теряет в пробке 81 час, а житель Вашингтона - 75 часов.

"Но причем здесь экономика?", - спросите вы. И тут мы переходим к самому интересному.

Больше денег – больше пробок

Парадокс ситуации заключается в том, что косвенно росту пробок способствует экономический рост. И дело не только в том, что люди покупают автомобили, когда у них появляются деньги. Дело в том, что как доказало исследование Inrix, чем лучше функционирует экономика того или иного города, тем больше людей выезжает на дороги. Ведь всем им нужно добраться до работы! Отсюда и пробки. Утверждение подтверждается и статистикой. К примеру, в 2013 году в техасском городе Остин безработица упала до самого низкого за 16 лет уровня в 2,9%. Как следствие, город вошел в пятерку самых загруженных городов Америки, обогнав даже Нью-Йорк.

Дальше начинается самое интересное. Дело в том, что пробки напрямую замедляют экономический рост. И дело тут не только в том, что из-за заторов замедляется доставка грузов, но и в том, что пробки провоцируют усталость людей, опоздания на работу, а также дополнительные расходы на топливо. К тому же люди нередко из-за необходимости каждый день стоять в заторах люди требуют повышения зарплаты, а также отказываются от потенциальных вакансий просто по тому, что место работы далеко находится. В итоге по данным Белого дома заторы для американской экономики обходятся в 120 млрд долларов ежегодно.

А теперь от заокеанских реалий вернёмся на российскую землю. Согласно индексу пробок, опубликованному компанией TomTom, в 2015 году Москва заняла пятое место в мире по времени, которые граждане теряют в пробках. Если верить аналитикам, то средний москвич тратит на обычную поездку на 44% больше времени, чем если бы он преодолел то же расстояние без пробок. Интересно, что в 2012 году Москва в том же рейтинге TomTom занимала первое место в мире по загруженности дорог. Чувствуете связь с экономикой?

Впрочем, мы повторимся, считать пробки благословением не стоит, ведь из-за них экономический рост замедляется. Причем деньги теряют самые обычные люди! Как так происходит? Очень просто. Время, проведенное в заторе, человек вполне мог бы провести с семьей, на отдыхе или, например, поработать. В последнем случае можно со всей ответственностью говорить о потерянной выгоде. Например, по данным TomTom москвич ежегодно теряет в пробках 185 часов или 7,7 дня. Если взять среднюю зарплату по Москве, которая согласно сайту Numbeo составляет примерно 51 500 рублей, то окажется, что из-за пробок житель российской столицы каждый год теряет примерно 13 218 рублей!

Кстати, например, жителям Санкт-Петербурга приходится не слаще. В прошлогоднем рейтинге TomTom Северная Столица заняла 11 место в мире по загруженности. В среднем житель Петербурга тратит на пробки 175 часов ежегодно или 7,2 дня. Если учесть, что средняя зарплата в городе составляет 36 456 рубля, то ежегодные потери из-за пробок составляют примерно 8749 рубля.

1 из 2

ПредыдущаяКто виноват и что делать?

Автомобильные новости