Отечественные автомобили из прошлого, которые оснащались "автоматами"
Рассматриваем все машины нашей сборки с автоматизированными трансмиссиями
Нынче в нашей стране автоматической трансмиссией никого не удивишь. Даже “Лады” и те предлагаются с автоматизированными коробками передач. А ведь были времена, когда отечественные машины с подобными агрегатами были настоящим эксклюзивом. Выясним, какие же вообще автомобили нашей сборки имели так называемые автоматы?
Самые первые движения вокруг автоматизированных трансмиссий начались еще в 30-х годах прошлого века, когда было создано Бюро Гидравлических Редукторов. Структура, в числе прочих задач, занималась разработкой гидродинамических передач для различной техники, в частности, для транспортных средств, которые производил завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ). И вот после многих лет разработки и тестирования в 1958 году появился представительский лимузин ЗИЛ-111, который и стал первым отечественным автомобилем с автоматизированной КПП.
ЗИЛ-111
Советский лимузин высшего класса, выпускающийся в конце 50-х годов прошлого века на основе моделей американского автопроизводителя Packard. Уже в те годы он мог похвастаться 200-сильным V8 объемом шесть литров, кондиционером и бескамерными колесами. Но, главное, этот автомобиль впервые получил АКПП, которая представляла собой гидромеханическую трансмиссию, состоящую из гидротрансформатора и двухступенчатой планетарной коробки передач (две передачи для движения вперед и одна - назад). Управление переключением ступеней осуществлялось многодисковым сцеплением с двумя ленточными тормозами, управляемыми гидравликой.
При этом никакого рычага переключения в салоне не было. Менять режим работы трансмиссии водитель мог нажатием той или иной кнопки: “Н” - нейтраль, “Д” - движение, “П” - в этом режиме автомат не переключался дальше первой передачи (“понижайка”), “ЗХ” - задний ход. Позже АКПП была усовершенствована, стала трехступенчатой и устанавливалась на последующие представительские лимузины ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и 4105.
ГАЗ М-21 “Звезда” (ГАЗ-21)
В 1957 году на конвейер Горьковского автомобильного завода встал среднеразмерный седан ГАЗ М-21 (с 1965 стал называться ГАЗ-21). Автомат на “Волгу” устанавливали при первом и втором выпусках.
Эти машины оснащалась 2,4-литровой рядной “четверкой” мощностью 70 “лошадок” и трехступенчатой автоматической трансмиссией, которая была разработана на основе “коробки” Ford-O-Matic от американской компании Ford. К сожалению, из-за отсутствия качественных смазочных материалов и хороших сервисов, за три года было произведено всего лишь 700-800 машин, не считая модификаций для спецслужб.
ГАЗ-13 "Чайка"
Это из самых люксовых представительских автомобилей советских времен. Первый экземпляр появился еще 1955 году, а до 1981 на Горьковском автозаводе было выпущено чуть больше 3 тыс. автомобилей. Эксклюзивный лимузин имел 195-сильный V8 объемом 5,5 литра, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов и, конечно же, трехдиапазонную автоматическую коробку передач с кнопочным управлением.
Легендарная “Чайка” была адресована только руководителям различных крупных предприятий, первым секретарям обкомов, министрам и другим известным личностям. Заменил ГАЗ-13 на конвейере новый ГАЗ-14. Эта модель также имела автомат на три скорости, однако выбор режима его работы уже был реализован в виде классического рычажного механизма.
ГАЗ- 23 "Догонялка"
Такое прозвище машина получила, поскольку была создана по заданию Комитета Государственной Безопасности СССР (КГБ). Секретная версия получила усиленный кузов, 5,5-литровый V8 и автомат от “Чайки”, а также более мощные тормоза и ряд спецоборудования.
Ради конспирации эта машина внешне ничем не отличалась от стандартной “Волги”. Для этого даже специально пару выпускных трактов объединили в одну выхлопную трубу, а в салоне добавили муляж педали сцепления. С 1962 по 1970 годы было произведено примерно 600 автомобилей.
ГАЗ-24-24
Следующая “догонялка” была построена на базе 24-ой “Волги” и имела такую же техническую “начинку”, что и спецверсия ГАЗ-23: V8 на 195 сил и трехступенчатый автомат. Единственное отличие - управление АКПП осуществлялось не кнопками, а напольным селектором. К слову, чтобы опять же скрыть все признаки секретной модификации, этот самый селектор был выполнен в виде обычного рычага механической коробки передач.
Преемником модели ГАЗ-24 стал ГАЗ-3102, который тоже имел скоростные модификации с автоматами (31011, 31012, 31013). Сам же ГАЗ-3102 пробыл на конвейере целых 27 лет, за которые успели выпустить около 156 тысяч автомобилей.
Москвич 3-5-5 и Москвич 3-5-6
В качестве исключения можно отметить пару прототипов, которые были собраны небольшой серией на московском автозаводе МЗМА/АЗЛК в семидесятых годах.
На автомобилях испытывались абсолютно новый кузов “Москвича”, различные конструкции ходовой части, силовые агрегаты увеличенного объема, которые работали в паре с автоматической коробкой передач от американской компании Borg-Warner. Позже на основе этих машин дебютировал Москвич-2140, но версию с автоматом он так и не получил.
Lada 1500S Automatic
Интересно, но даже “Жигули” были с автоматом. В частности, в начале 80-х годов экспортная модель Lada 1500S Automatic (ВАЗ-2103) оснащалась 1,3-литровым карбюраторным двигателем на 64 “лошадки” и трехступенчатой АКПП от General Motors (3L30 или TH180). Такие коробки передач также ставились на многие американские, европейские и японские модели с продольным расположением мотора и приводом на заднюю ось (Chevrolet Chevette, Peugeot 604, Suzuki Sidekick).
При этом устанавливали автоматические коробки передач на “Жигули” вполне официально в Западной Европе по заказу импортеров: помимо “тройки”, автоматом также оснащались экспортные ВАЗ 2101, ВАЗ 2105, ВАЗ 2106 и ВАЗ 2107.
Volga Siber (GAZ Siber)
Переходя к современной России, можно отметить седан “Сайбер”, который по лицензии концерна Daimler выпускался на мощностях ГАЗа с 2008 по 2010 годы. На эту модель ставили 2,4-литровый мотор и четырехступенчатый автомат (A604 или 40ТЕ).
На американские автомобили эта коробка передач устанавливалась аж с 1989 года (Chrysler Voyager и Dodge Caravan). За три года ГАЗ произвел и продал почти 9 000 экземпляров “Сайбера”.
Ladа
Сейчас среди отечественных производителей автоматизированными трансмиссиями оснащаются только автомобили Lada ("Калина", "Гранта", "Приора", "Веста", "Иксрей"). В зависимости от модели и комплектации, автомобили выпускаются с четырехступенчатым японским автоматом Jatco или роботизированной трансмиссией на основе ВАЗовской КПП с немецкими исполнительными модулями от компании ZF, которые отвечают за переключение передач.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/10/20/17/4206716/70d99cd0af2e051625033c06fb25637220b392d5.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206717/aedb2ae203248b241f766e8f8ecbc5d744384a80.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206718/e156dc369428f4d68a53aec111295660875abe7e.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206719/482bfd616c33083f7c2bea1d38f978e4e10e6f66.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206720/aed072925886cb72e9d64b656e887e411c0d8436.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206721/b3cda28971cbed1c6666972948c8d5327aa9e37e.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206722/2dbbfbb91d571cb17b8c6a9e438f7709728ac833.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206723/a8f12c8590bae2864dc15f446be73d3720e0581c.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206724/0a1cd04ff96d046d12c48f00622ba9ea08c8522a.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206725/39c3c3443bd60d271d6cbff6126006f78d81b097.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206726/aa61de50a0e908c9c3848d03e9771e2735bf3ee5.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206727/0e2304eb802d5d68af964bfd39c763a2795500b2.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206728/d0917305fad04b5def7498e51db4e1aaef993990.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206729/f45e6d665adc7b65a477d4c888a93a5deef7d0af.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206730/52d819d7a276afeab56b30552f564ee750a596af.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206731/e12d3acfcce72f9fa28aa7991b6c6ecdf00c2cc1.jpg)
/imgs/2020/10/20/17/4206732/b3d7b872f3f88295e6ed53d3e14cdbd5e3a01bd1.jpg)
ЗИЛ-111. Советский лимузин высшего класса, выпускающийся в конце 50-х годов прошлого века на основе моделей американского автопроизводителя Packard. Уже в те годы он мог похвастаться 200-сильным V8 объемом шесть литров, кондиционером и бескамерными колесами. Но, главное, этот автомобиль впервые получил АКПП, которая представляла собой гидромеханическую трансмиссию, состоящую из гидротрансформатора и двухступенчатой планетарной коробки передач (две передачи для движения вперед и одна - назад). Управление переключением ступеней осуществлялось многодисковым сцеплением с двумя ленточными тормозами, управляемыми гидравликой. При этом никакого рычага переключения в салоне не было. Менять режим работы трансмиссии водитель мог нажатием той или иной кнопки: “Н” - нейтраль, “Д” - движение, “П” - в этом режиме автомат не переключался дальше первой передачи (“понижайка”), “ЗХ” - задний ход. Позже АКПП была усовершенствована, стала трехступенчатой и устанавливалась на последующие представительские лимузины ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104 и 4105.