quto.ru
Опубликовано 28 октября 2022, 17:00
6 мин.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

Довоенные отечественные грузовики проверялись суровыми «Чёрными песками».
Первые грузовые автомобили в России начали собирать в довоенное время. Однако уже в то время стало понятно, что советские машины нуждались в серьёзной проверке на прочность. В результате был задуман автопробег от Москвы через пустыню Кара-Кумы общей протяжённостью более 9000 км. Благодаря специальному проекту с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла ознакомиться с книгой 1934 года, в которой описаны все сложности, с которым пришлось столкнуться испытателям.

В первом российском пробеге приняли участие 21 автомобилей: из Москвы стартовали шесть легковых ГАЗ-А, три полуторки ГАЗ-АА, четыре машины, собранные на заводе имени Сталина (позднее — московский ЗиЛ), а также несколько экземпляров Ford. В команду вошли три взятых для сравнения с советскими грузовиками «трёхосника» Timken и полуторка Ford-AA. В Горьком (сегодня он известен как Нижний Новгород) к путешественникам присоединились экспериментальные модели ГАЗ: трёхосный ГАЗ-ААА и НАТИ-ГАЗ.

Часть машин отправилась в путь на стандартных шинах, часть — на так называемых покрышках «сверхбаллон», то есть широкопрофильных.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

«Люди и машины готовы к старту. Доверху наполнены багажом и бензином кузова грузовых машин. 84 участника пробега — шофёры, техники, инженеры, научные сотрудники, киноработники и журналисты в серых и голубых комбинезонах, с яркими значками Московского автоклуба, с утра на своих местах. Тысячи московских пролетариев пришли передать привет уезжающим в трудный, далёкий путь. На открытой эстраде парка — митинг», — описывает начало путешествия один из его участников, писатель Эль-Регистан.

Общая протяжённость маршрута составила более 9000 км, из них по шоссе машины проехали только 1600 км, ещё около 6000 км пришлось на грунтовые и просёлочные дороги, и порядка 1000 км — по пескам Кара-Кумской пустыни. На преодоление пути испытателям потребовалось более двух месяцев.

Кстати, одной из целью пробега стало определение маршрута будущих автодорог по всему СССР. Так что большая часть нынешних междугородних транспортных артерий была намечена ещё в довоенное время.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

«Безмерна заинтересованность населения в дорожном строительстве. По сути дела все 7000 км культурных дорог Чувашии выстроены руками колхозников. Достаточно сказать, что из общей стоимости дорожного строительства за первую пятилетку в 23,6 млн рублей трудовое участие населения оценивается в 20 млн рублей», — отмечает автор.

Впрочем, при въезде на территорию Татарстана участники пробега попрощались с хорошими дорогами. Кроме того, жаркая погода располагала к началу тренировок по питьевому режиму, которые впоследствии очень пригодились путешественникам при пересечении пустыни. Иными словами, испытатели начали учиться обходиться без воды.

Не порадовало качество трасс и в Самаре.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

«Ночью машины прибыли в Самару. Позади 1200 километров. От Казани шли, не отдыхая, день и ночь. Сильный дождь размыл и без того плохие дороги, и водители получили возможность проверить моторы и покрышки на грязи. Экзамен пока что выдержан. Лишь трёхоску НАТИ на крутом и скользком повороте выбросило в канаву и перевернуло. Несмотря на такой «цирковой трюк», трёхоска, снова поставленная на колёса, спокойно продолжала путь. Экипаж при аварии не пострадал», — говорится в книге.

Ближе к Оренбургу, который значился следующей точкой маршрута, завершилась техническая обкатка автомобилей и проверка работоспособности их механизмов. К 23 июля автомобилисты добрались до одного из самых сложных отрезков пути.

«Заброшенными верблюжьими тропами прошли машины каракумской колонны путь от Иргиза до Аральского моря. Пройденной нами дорогой никогда ещё не решался двинуться ни один автомобиль. Это пока самый серьёзный этап пробега на протяжении 2 700 километров. Машины пересекли солончаковую пустыню и пески приаральских Кара-Кумов. Весь этот тяжелый путь пройден за 30 часов», — отмечает автор.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

За это время испытатели успели познакомиться с пустыней, увидеть мираж, закипеть от зноя и несколько раз застрять в песках. Зато на этом отрезке пути впервые стали видны преимущества шин типа «сверхбаллон» — машины с ними достаточно уверенно преодолевали препятствия и не «закапывались» в барханах.

К 28 июля колонна успешно преодолела Малые Кара-Кумы, а найти максимально короткий маршрут удалось благодаря местному проводнику-караваннику. Автор отмечает, что к этому времени «каверзные дороги Татарстана», которые так разочаровали путешественников в начале пути, стали казаться «приятным воспоминанием». Главным плюсом во всём этом кошмаре водителя называют качество советских рессор — за всё время сломалась только одна.

500 километров от Казалинска до Корды машины шли буквально шагом в течение трёх дней. Ни о какой подготовке к пробегу на территории Казахстана нет и речи. В бесконечной песчаной степи, густо взбитой невероятным количеством кочек и ухабов, тянется след почтового тракта, заброшенного ещё в прошлом столетии. Машины шли напрямую сквозь камыш, вдоль широкой ленты Сыр-Дарьи, подпрыгивали на метр на лучших кочках Союза.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

Неспешно и относительно спокойно испытатели проехали через Кзыл-Орду, Туркменистан и Чикмент и взяли курс на Ташкент.

Так как навигаторов в то время не было, автомобилистам пришлось продолжать пользоваться услугами проводника. Который, как отметил Эль-Регистан, обладал изумительным навыком безошибочно называть расстояние до конечной точки маршрута и пройденный километраж, но вёл себя при этом несколько необычно: припадал на песок, нюхал воздух, рассматривал травы, искал «кабалистические» следы на песке.

А меж тем, температура воздуха поднялась до 44 градусов в тени, песка — до 56 градусов. Из-за жары постоянно кипела вода в радиаторах, из-за чего колонна часто останавливалась. Последний колодец, меж тем, был встречен два дня назад,. Чтобы хоть как-то продвигаться вперёд, люди вынуждены были заливать в машины питьевую воду из личных фляжек. Только через 36 часов удалось преодолеть этот участок и добраться до Аральского моря.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

«По степной траве шли измятые параллели. Впервые на этой земле появился след автомобильных покрышек. Путь колонны от Аральского моря до подножья отрогов Тянь-Шаньского хребта — это какая-то страшно привередливая геометрически необъяснимая линия. Машины шли, возвращались назад, уклонялись от маршрутной правды вправо и влево, выписывали восьмёрки фантастических размеров и очертаний», — рассказал писатель.

В степях Казахстана автомобилистов поджидала ещё одна внезапная напасть: к полному отсутствию приличных дорог присоединились ветхие мосты. Абсолютным рекордом стал один перегон, на котором машины застряли 12 раз: переправы рушились вместе с заехавшими на них грузовиками, и каждый раз участникам пробега приходилось чинить конструкции.

Именно здесь испытателям пригодился «самовытаскиватель» — именно так в довоенной России называли лебёдку. Автор же описывает её как «остроумное и невероятно простое устройство, позволяющее машине, попавшей в беду, выбраться без посторонней помощи». Спасать ей пришлось полностью ушедший под воду вместе с хлипким мостом грузовик.

По всей степи перекатывался ветер, подымая чудовищные куски пыли. Временами казалось, что её можно резать ножом. Пыль, за которой не видно радиатора машин! Воздушные фильтры моторов до верха набивались пылью, прессованной, как кокс. Без них моторы бы погибли. Вещи покрывались сантиметровым слоем дряни, лица напоминали странно располневшие лики египетских мумий.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

Несмотря на все сложности, 2 августа автомобили успешно добрались до Ташкента. Встреча колонны, по словам Эль-Регистана, вылилась в народный праздник, в котором приняли участие не менее 300 человек, а ликующие колхозники забросали автомобили дынями, арбузами и виноградом.

«Первый этап каракумского пробега закончен: все машины пришли в Ташкент. Позади — 4000 километров. Пройдена Московская область, Горьковский край, Марийская область, Чувашия, Татария, Средняя Волга, необъятные степи Казахстана. Пройдены мостовые, просёлки, большаки, верблюжьи тропы, грязи, болота, пески, бездорожье», — говорится в книге.

Автопробег Москва — Кара-Кум 1934 года: советские дороги и питьевой режим

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Здесь автолюбители решили отдохнуть несколько дней и проверить техническое состояние автомобилей перед самым сложным отрезком — непосредственно «Чёрными песками», по которым предстояло преодолеть более 1000 км.

Автомобильные новости