Все достоинства Алжира глазами русских путешественников в 1915 году
Продолжаем читать книгу о путешествии вокруг Средиземного моряСвоё путешествие владелец автомобиля и бессменный водитель Андрей Энгель совершил в компании механика и охранника Боба Вилсона, проводника и, по совместительству, переводчика мистера Кина и Евгения Кузьмина, который вёл записи о поездке. К слову, несмотря на иностранные имена, вся компания была родом из России, но один из них эмигрировал в США, а второй — в Египет.
Итак, в первой части истории экипаж успешно тронулся в путь, общая протяжённость которого составила 11 000 км. За несколько дней они добрались до границы Испании, во второй — до парохода, который должен доставить их в Африку, в третьей раскрываются все трудности морского путешествия и красоты Чёрного континента. А товарищи, меж тем, выдвинулись в дальнейший путь — в город Алжир.
В начале XX века отельеры уже начали использовать звёздочную систему, но тогда в гостиницах использовались изображения домиков — от одного до пяти. А постоялые дворы, где туристам рекомендовалось поесть и выпить, но не останавливаться на ночлег, отмечались значком рюмки.
Как раз в таком месте компании и пришлось ночевать, да ещё и в городке Тенес с двумя тысячами жителей. Что немало расстроило путешественников, которых такая перспектива вовсе не радовала. Тем более что до этого они настолько увлеклись купанием в море, что не успели на ночлег засветло. Да и ливень, обрушившийся на них, не добавлял настроения.
«В Алжире почти все городки обнесены стеной с воротами, представляя из себя защищённый лагерь. Ещё не так давно это было необходимостью, но теперь уже многие дома выходят за ограду, и скоро эти стены и рвы потеряют всякое значение», — говорится в книге.
Впрочем, всё же добравшись до города, они получили чистые комнаты, какой-никакой ужин и даже гараж. Последний, правда, располагался на скотном дворе. Так прошла Рождественская ночь автомобилиста и его спутников.
В то время почти во всех странах юга и востока была распространена практика, которая донельзя донимала путешественников — дети, которым «дают в руки щётку для обуви и отправляют чистить сапоги», едва они учатся ходить. Но, так как малышни обычно больше, чем грязной обуви, почти все арабы хотят в начищенных до блеска ботинках, а добродушным туристам они прочищают сапоги едва ли не до дыр.
Выехав на извилистую дорогу вдоль побережья, туристы не уставали поражаться её красотой. Впрочем, дорожных приключений тоже хватало. В одном месте шоссе было не достроено, и запряжённая мулами телега не могла подняться на холм: пришлось помочь её хозяину. В другом месте они увидели погибающий корабль, выброшенный на мель: матросы успели покинуть гибнущее судно и теперь стояли на берегу вместе с зеваками, и наблюдали.
А дальше произошёл инцидент, до смерти напугавший компанию. Начался настолько сильный и затяжной ливень, что пришлось поднять крышу — а процесс, по заявлению участников пробега, был не из простых. Когда с этой задачей всё же удалось справиться и продолжить путь, из-под пола начала пробиваться струйка едкого дыма: в моторном отсеке что-то горело. Впрочем, оказалось, что это Вилсон что-то проверял в машине с утра и забыл отвёртку с деревянной ручкой. Которая прижалась в рабочим агрегатам и наполовину уже обуглилась.
Все эти остановки привели к тому, что опять наступила темнота, а путешественники были далеки от своей цели. Впрочем, на этом отрезке пути заблудиться было сложно: дорога была прямой, движение оживлённым, везде стояли указатели.
Сам Алжир не впечатлил: он был слишком европейским, но одновременно грязным и серым, многие здания буквально разваливались из-за отсутствия ухода, в других местах были самые настоящие трущобы. Никакого восточного колорита в этой бывшей средиземноморской столице пиратства Энгель с товарищами не нашли.
«Вся эта картинная привлекательность навсегда пропала. Современный Алжир, торговый порт, для туриста представляет самый ничтожный интерес. Как климатическая зимняя станция не выдерживает никакого сравнения с чудным климатом Египта», — пишет автор.
Столь же унылым оказались и окрестности города. Впрочем, здесь обнаружилась внезапная любовь алжирцев к рыбалке. Правда, результата она не приносила: толпа мужчин закидывала в воду крючки с червякам, а через какое-то время вытаскивала их, но уже без наживки. И без рыбы, которая здесь учёная.
Им так хотелось съездить на какие-то экскурсии, что пришлось задержаться в Алжире на несколько дней в попытке переждать дождь. В итоге они облазили весь город и ближайшие предместья, но так и не нашли ничего стоящего. Но настолько устали сидеть на одном месте, что сначала перессорились, а потом решили ехать практически куда глаза глядят.
Полностью ознакомиться с книгой «По Африке на автомобиле» от 1915 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
Глаза привели путешественников сначала в крайне живописный лес, где им впервые встретились дикие звери. Дикобразы, на которых сразу же решил поохотиться Вилсон, но которые успешно удрали от него через заросли колючих кустов. А после они приехали в город Бужи, где, как гласил путеводитель, круглый год стояло лето. Но и там их ожидало разочарование: утром всё небо затянули свинцовые тучи и лил дождь, так что путешественники решили не задерживаться и сразу отправиться дальше на юг, в город Сетиф.