Утопленники
В России выпустят подушки безопасности
De Tomaso создал уникальный рычаг КПП
Цены на такси ставят новые рекорды
Стоимость обновлённой Lada Vesta
Найден способ искоренить вредные привычки за рулём
Toyota запатентовала «отслаивающуюся краску»
Опубликовано 24 августа 2024, 11:32
5 мин.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

Продолжаем знакомиться с путешествием автомобилистов из России в 1915 году
Путешествие на автомобиле — не самое простое, однако крайне увлекательное приключение и в наши дни. Но современные путешественники имеют массу способов получения инфомации о маршруте и предстоящей поездке, так что спланировать можно всё, от заправок на трассе до посещений достопримечательностей, кафе, ресторанов, мест ночлега и даже экстренных номеров в случае необходимости. У туристов в начале XX века таких возможностей не было, в итоге даже небольшие поездки могли обернуться экстремальными приключениями. А уж такие, как задумал житель Санкт-Петербурга Андрей Энгель с товарищами — вдвойне. Дело в том, что путешественники решили скоротать зиму в Африке и отправились в путь длиной 11 000 км от Мнако вНиццу вокруг Средиземного моря. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также получила возможность узнать все подробности об этой увлекательной поездке.
rusneb.ru

Экипаж в составе водителя Андрея Энгеля, его охранника и грузчика Боба Вилсона, проводника и переводчика мистера Кина и летописца Евгения Кузьмина успешно тронулся в путь, проехали Францию и Испанию, благополучно погрузился на пароход и добрался до Алжира. Там, пройдя все бюрократические формальности и немного отдохнув, они отправились в столицу этой страны — город Алжир. Где их настигли дожди, вынудившие выехать в дальнейший путь, в город Бискру, расположенному в Сахаре. Погода там стояла зимняя, с морозом и пронизывающим ледяным ветром, а сам городок туристов не впечатлил, так что через пару дней они поспешили дальше, на поиски лета. Далеко уехать не удалось: через пару десятков километров начал стучать двигатель.

Друзья уже успели развернуться и почти доехать обратно, как стук внезапно прекратился, донельзя озадачив путешественников. Оказалось, что двигатель в полном порядке, а стук исходил от шпонки ремня вентилятора, которая выскочила из паза и цепляла за лопасти. Как только она выскочила окончательно, посторонние звуки пропали.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

«Позор! Такие великие знатоки автомобиля не заметили сразу, в чём дело! Хорошо, что не успели доехать до Бискры и осрамиться перед всеми в гараже», — пишет один из участников пробега, Евгений Кузьмин.

Несмотря на задержку, обратно в Константину товарищи доехали до темноты. И на этот раз твёрдо решили осмотреть город и его окрестности, в первую очередь — ущелье реки Рюммель. Место это с богатой историей, в первую очередь военной. Благодаря удачному расположению с практически отвесными скалами город долгое время считался неприступным, а в горах к 1915 году сохранилось немало римских, византийских, арабских построек, соседствующих с современными казармами.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

Задерживаться, впрочем, не стали, и сразу же после осмотра выехали на дорогу в сторону Туниса. После того, как горы с изматывающими серпантинами остались позади, ехать стало гораздо проще. Да и погода, к немалому удовольствию путешественников, наладилась: дожди прекратились, пригревало солнце и стало ощутимо теплее.

Беспокоило только одно: процесс прохождения границы. Дело в том, что Тунис к тому времени не признавал международных триптиков и при въезде взимался залог. Причём процедура всегда была очень затянутой. Но всё оказалось проще: по какому-то нелепому стечению обстоятельств шоссе, на которое указывал путеводитель, оказалось прескверным просёлком, да ещё и с горным перевалом, на вершине которого путешественники умудрились основательно застрять в луже глубокой глины. Которая, как оказалось, и была государственной границей.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

Потратив три часа на выкапывание машины, туристы благополучно выбрались на дорогу уже в другой стране — и всё из-за ошибки в путеводителе. Во всём этом оставался открытым вопрос выезда, но об этой проблеме товарищи решили не думать после насыщенного дня.

В ближайшем населённом пункте удалось только погреться и выпить кофе, после чего нужно было ехать дальше. Начал накрапывать дождь, так что экипаж принял решение поднять крышу.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

Так они добрались до ближайшего городка с гостиницей. Наутро оказалось, что всю ночь шёл ливень, так что дороги сильно размыло. Что не помешало компании отправиться в дальнейший путь, хотя настроение у всех окончательно упало. Так они доехали до столицы Туниса — города Туниса.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

«В Тунисе мы провели пять дней, и дождь лил не всё время, так что мы успели в промежутках осмотреть город и даже его окрестности. Из всей нашей африканской эпопеи Тунис оставил, безусловно, самое приятное воспоминание. Это очень красивый и интересный город. В нём для туриста ценно то, что старые арабские кварталы сравнительно мало пострадали при создании нового, европейского города, раскинувшегося ближе к порту», — отметил автор.

Кроме того, Кузьмин пишет, что здесь намного веселее и оживлённее, чем в Алжире, а базары всё ещё сохранили свой восточный колорит. К слову, в том время даже сохранилось название «рынок рабов» — площадь, где «совсем недавно торговали невольниками». Хотя к 1915 году в ходу были уже другие товары. Было здесь много мечетей, но доступ к них был открыт только мусульманам. При этом абсолютно всё здесь рассчитано на людей с невысоким достатком, нигде нет кричащей роскоши, но при этом почти во всей столице чисто и аккуратно, дороги хорошие, через весь город можно проехать на трамвае.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

Впрочем, история как у города, так и всей страны, оказалась абсолютно неинтересной. Когда-то здесь был Карфаген, полностью уничтоженный со временем. Позднее в страну пришли византийцы, вандалы, берберийцы, испанцы и «все, кому не лень было пограбить и эксплуатировать богатства страны, но хорошего для неё они сделали мало». Позднее французские власти предложили местному правительству свой протекторат, и только после получения согласия в 1881 году начали наводить порядок.

В частности, в то время во все стороны от города шли отличные шоссе с оживлённым движением, и по каждому из них можно доехать до красивейших и интересных мест. Франция взялась активно развивать дорожную сеть, а она, в свою очередь, привела к резкому росту доходов и автомобилизации населения.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

«Число автомобилей здесь очень велико, на шоссе их встретить легче даже, чем во Франции, все деловые сношения и множество экскурсий по всей стране поддерживаются тысячами автомобилей и автобусов», — подчеркнул Кузьмин.

Уже в Тунисе путешественники решили изменить первоначальный маршрут. Если изначально задумывалось, что они доберутся до Каира по суше и уже оттуда будут переплывать море и напрямую отправятся в Петроград (сегодня Санкт-Петербург). Однако заполучив в своё распоряжение свежую карту, автомобилисты от идеи отказались: слишком много на пути было караванных троп, мало приспособленных для моторного транспорта. Так что решено было отправиться в Неаполь, и уже оттуда доехать до Ниццы, а позднее — дальше, до Питера.

Сам отъезд Энгель оттягивал сколько мог. Дело в том, что погода всё ещё была скверной, а на море царил шторм. Однако спустя неделю туристам всё же удалось уговорить водителя отправиться в пароходное бюро за билетами.

На следующее утро компания прибыла в порт, где успешно погрузили их автомобиль на палубу, а сами они оставили вещи в каютах и пошли в последний раз погулять по городу. К слову, во время погрузки никто не поинтересовался документами, к немалому облегчению туристов.

Въезд в Тунис козьей тропой и поиски лета: приключения русских в Африке

© rusneb.ru

Полностью ознакомиться с книгой «По Африке на автомобиле» от 1915 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

«Только расставаясь с Африкой, мы начали её ценить по достоинствам, без лишних придирок, и теперь наши выводы все сводились к одному: ездить можно, и даже рекомендуется, особенно если попасть в погоду хоть немного получше и потеплее. Но на Африку всякие претензии надо оставить. Почти та же Европа всюду», — заключил писатель.

[]