quto.ru
Опубликовано 09 августа 2022, 19:20
4 мин.

Главные признаки поломки роботизированной трансмиссии

Среди нескольких видов автоматических трансмиссий, роботизированные занимают особое положение. Но давайте для начала договоримся о том, что под простым роботом мы будем понимать механическую по сути коробку, в которой переключениями, а также выжимом обычного сцепления занимаются приводы – электрические, гидравлические, вакуумные.
Те, что построены по принципу двух сцеплений и двух одновременных потоков, сменяющих друг друга при переключении, мы пока оставим в покое. А поговорим о бюджетных агрегатах, со всеми присущими им задержками переключения, туповатостью и непониманием, какую именно передачу подоткнуть в ситуации, когда водитель внезапно топнул по педали газа. Итак, вы уже привыкли к неспешности вашего авто, не раздражаетесь на неминуемые провалы тяги и кивки при переключениях и вам интересно, что в работе трансмиссии должно прежде всего насторожить?

Поскольку в подобных коробках используется обыкновенное сухое сцепление, именно оно первым и сдаёт позиции, особенно если ваши маршруты проходят в основном по пробкам. Изношенное сцепление обычно проявляется при трогании лёгким подёргиванием. Иногда это уже ощутимые рывки, особенно при смене передач. Часто привод сцепления можно обучить правильно работать даже с сильно изношенным диском. Эта процедура выполнима только на сервисе, где имеется диагностический прибор, однако, если рывки становятся постоянными и более заметны после длительной езды в пробке, скорее всего сцепление готово отправиться в царство вечной охоты.

Другой частый дефект – зависание передачи. Вы вполне резво разогнались, положим, на второй, и электронному разуму уже пора подключать третью, но мотор ревёт на одной ноте и ничего не происходит. Порой помогает на полсекунды бросить педаль газа. Но чаще всего такой дефект – следствие или программного сбоя (да, и у исправной роботизированной коробки случаются «провалы памяти»), или, как ни странно, плохого контакта в электрических разъёмах на коробке.

Вообще, если приводы вашего робота электрические, контактам, и особенно – силовым (то есть толстым) проводам надо уделять особое внимание. Актуаторы приводов берут немалые токи, а их проводка зачастую расположена низко – может попадать грязь и влага из-под колёс. Вывод прост – следите за силовыми проводами актуаторов, разъёмы обрабатывайте водоотталкивающими средствами.

 Главные признаки поломки роботизированной трансмиссии

Случается у роботов ещё одна неприятная вещь. Например, вы едете неспеша, и вдруг понадобилось резко ускориться. Педаль нажата в пол, мозги коробки судорожно вычисляют, что и как переключить, а машина не ускоряется. Проходит 3-4 секунды, коробка наконец-то решилась на смелый шаг перепрыгнуть через скорость, но тут уже вам не надо и вы отпускаете газ. Происходит резкий рывок с ударом – на мгновение пара мотор-робот выдаёт-таки всё, на что способна, но тут же стихает и переключается обратно.

Неприятный момент, но связан он скорее не с неисправностью, а со сложностью и громоздкостью алгоритма работа трансмиссии. Представьте себе, даже тысячи попыток разгона на экспериментальной заводской коробке не даст полной картины работы всего и вся в любом режиме. Нет-нет, да и случится тысяча первая, к которой просто не найдётся программы. Как этого избежать? В большинстве современных роботов есть функция адаптации коробки к вашему ритму движения. И чтобы робот резвее разбирался со скоростями, просто накатайте в более скоростном и напористом режиме примерно 150 км. Ваш робот перенастроится, и будет заметно резвее откликаться на такие сложные ускорения.

На что ещё стоит обратить внимание?

На состояние опор силового агрегата. Поскольку рывки свойственны роботу даже больше, чем спортивной «механике», подушки мотора изнашиваются быстрее. А изношенные, в свою очередь, провоцируют большие колебания мотора и ещё усиливают рывки. Если в вашем автомобиле робот с электрическими актуаторами, следите за состоянием батареи, минусового и плюсового вывода на ней. Однажды мой знакомый полгода боролся с рывками, зависаниями и отказами в работе итальянского робота, прежде чем опытный диагност указал ему на окислившуюся и почти развалившуюся клемму аккумулятора, который уже недозаряжался и не мог обеспечить актуаторы должной энергией.

 Главные признаки поломки роботизированной трансмиссии

Если вы часто двигаетесь в пробках, постарайтесь избегать длительной езды «ползком» со скоростями около 2-3 км/ч. Да, современные роботы умеют справляться и с таким, крайне неприятным для них режимом, но всё-же поберегите сцепление (а оно в таком режиме будет неизбежно буксовать), и вместо медленного переползания делайте более быстрые движения, чередующиеся с ездой накатом. Так сцеплению удастся хоть немного отдохнуть и остыть. Вообще в мире ещё механических коробок и старых, не слишком термоустойчивых сцеплений, существовало правило четырёх секунд. Суть его проста – никогда не держать сцепление полувыжатым дольше четырёх секунд. Сосчитали «раз-два-три-четыре» и или выжали до конца, или отпустили полностью. Увы, тут у владельцев настоящих гидравлических автоматов и вариаторов огромная фора – для их трансмиссий нет пограничных режимов движения. Но робот - бюджетный компромисс, и некоторые режимы в нём плохо поддерживаются.

Ещё полезно помнить, что при отпущенной педали газа на уклоне робот, в отличие от автомата и вариатора, не поддерживает машину от скатывания назад. Задействуйте ручник, как в старой-доброй механике. Ну и напоследок - относитесь к своей коробке как к автоматизированной «механике». И вам и ей станет от этого легче и прослужит она дольше.

Автомобильные новости