Опубликовано 04 ноября 2025, 08:52
5 мин.

Фантастика наяву или распил бюджета: суперсовременные самолёты обозримого будущего

Знакомимся с проектами американской боевой техники — уже скоро она встанет под ружьё
По прогнозам американских ВВС, легендарный истребитель F-22 Raptor утратит доминирующие позиции примерно к 2030 году. Впрочем, смена уже «подрастает». И не только ему. Мир стремительно меняется, а вместе с ним и предъявляемые к боевой авиации требования. Несмотря на якобы миролюбивую риторику Соединённые Штаты вряд ли откажутся от роли мирового гегемона, отстаивающего свои глобальные интересы. За океаном явно не исключают гипотетический конфликт с Китае в тихоокеанском регионе, который может потребовать участие совершенно новых самолётов.
Фантастика наяву или распил бюджета: суперсовременные самолёты обозримого будущего
Boeing

F/A-XX

В обозримой перспективе — читай, ориентировочно в ближайшие 10-15 лет — Америка планирует основательно модернизировать парк боевых самолётов. Начнём проекта истребителя с обозначением F/A-XX и преемника «ветерана» F/A-18E/F Super Hornet палубного базирования, стоящего в строю ещё с 90-х годов. Он дополнит F-35C Lightning II и, согласно планам, будет принят на вооружение в 2030-х.

F/A-XX создаётся в том числе с прицелом на работу в тихоокеанском регионе, должен сыграть большую роль в противостоянии с Китаем и стать основой морской авиации. Поднебесная упомянута не случайно. По словам аналитика TD Cowen Романа Швейцера, азиатская страна чрезвычайно амбициозна в вопросах постройки прототипов самолетов шестого поколения, а также постановке на вооружение истребителей и бомбардировщиков пятого поколения. Нынешней осенью Штаты окончательно утвердили свой проект. Появилась ясность с выбором подрядчиков — в конкурсе участвуют Boeing и Northrop Grumman.

Boeing уже представил свою концепцию — самолёт с треугольным крылом и без вертикального оперения, дабы снизить заметность для радаров. Аэродинамическая схема — лишь одна из особенностей F/A-XX. Дальность действия машины превысит 1700 миль (более 2700 км) и примерно на четверть превзойдёт автономность современных истребителей на службе ВМС США. В бою она сыграет роль координатора беспилотников. Взаимодействие обеспечит бортовой искусственный интеллект, анализирующий приходящие данные и распределяющий задачи между летательными аппаратами. Что касается концепта Northrop Grumman, то одним из его коньков, очевидно, является снижение радиолокационной заметности.

Boeing F-47

Упомянутый выше истребитель F-22 Raptor пятого поколения нередко считается непобедимым монстром и грозой небес. В действительности машина не из многочисленных — осталось менее 150 штук, готовых к боевым действиям, поэтому зарубежные интернет-ресурсы иногда называют Raptor «исчезающим видом». Вся надежда на истребитель шестой генерации — перспективный Boeing F-47, проект NGAD (Next-Generation Air Dominance, «господство в воздухе следующего поколения»).

Секретные лётные испытания экспериментальных образцов F-47 проводились в 2019 и 2022 годах. С избранием в должность президента Штатов Дональда Трампа программа обрела второе дыхание — 21 марта 2025 года глава государства заявил о заключении контракта с компанией Boeing на разработку и серийный выпуск. Cамолёт задуман с бесхвостым фюзеляжем обтекаемой треугольной формы. Специальное покрытие сделает его фактически невидимым для радаров. Вдобавок отследить F-47 по тепловому следу будет проблематично: в адаптивной силовой установке применят три потока воздуха для охлаждения двигателя и его реактивной струи. Наконец, истребитель сможет выступать в роли ведущей платформы для группы беспилотных аппаратов — они помогут ему в выполнении миссий. Ожидается, что новинку примут на вооружение ближе к концу этого десятилетия.

B-21 Raider

Многие наверняка видели изображения малозаметного стратегического бомбардировщика B-2 Spirit от Northrop Grumman или впечатляющие кадры с ним. Машина построена по схеме «летающее крыло» и потому выглядит совершенно не от мира сего. Его, а также B-1 Lancer сменит B-21 Raider. Работы в данном направлении движутся весьма активно — 11 сентября 2025 года в состав ВВС США приняли второй испытательный экземпляр. А двумя годами ранее в сборке находились порядка десяти самолётов.

B-21 Raider спроектирован в рамках проекта LRS-B (Long Range Strike Bomber) и должен быть заметно дешевле, нежели B-2 Spirit. Судите сами: только без оборудования Spirit стоит 1 млрд долларов, в то время как B-21 обойдётся примерно в 650-750 млн долларов за единицу. По данным из открытых источников, Пентагон собирается приобрести до 145 единиц бомбардировщиков, способных нести как обычное, так и ядерное вооружение. В частности, корректируемые снаряды JDAM (Joint Directed Attack Munition), высокоточные крылатые ракеты AGM-158 JASSM (Joint Air to Surface Standoff Missile) класса «воздух — поверхность» и термоядерные бомбы B83 и B61-12. Другое дело, что полезная нагрузка Raider — 30 тысяч фунтов (13,6 тонн) — вдвое ниже, чем у Spirit.

B-2 следует традициям и заветам предков: создан по аэродинамической схеме «летающее крыло». Она позволяет значительно уменьшить эффективную площадь рассеяния, а, соответственно, и радиолокационную заметность в сравнении с техникой, имеющей вертикальное оперение. В свою очередь размещение двигателей внутри планера и сопел в его верхней части снижает тепловое излучение и видимость в инфракрасном диапазоне.

SR-72

Красивая легенда гласит, что в середине 80-х существовал проект таинственного разведывательного самолёта с кодовым названием Aurora. Одни источники называют его мистификацией и напоминают, что правительство США последовательно отрицало факт существования «Авроры». Другие же вполне допускают такую возможность. В Советском Союзе была секретная программа самолёта «Аякс» Научно-исследовательского института гиперзвуковых систем (НИПГС) — летательного гиперзвукового аппарата глобального радиуса действия, способного выполнять разные военные миссии в мезосфере, то есть, на высоте от 50 до 85 километров.

Между тем, идея чрезвычайно быстрого стратегического разведчика — отнюдь не фантастика. Например, таковым являлся легендарный SR-71 Blackbird, совершивший первый полёт в 1964 году и с рядом мировых достижений в своём портфолио. Харизматичный аппарат развил небывалую скорость среди пилотируемой техники — 3529,56 км/ч и установил рекорд высоты в горизонтальном полёте — 25 929 метров.

SR-71 Blackbird отправили на заслуженную пенсию в 1998 году, и уже довольно давно ходят слухи о его возможном гиперзвуковом преемнике с индексом SR-72 и неофициальным названием Son of Blackbird. Портал Sandboxx сообщил о таинственной штуковине интересную информацию. Она создаётся в рамках программы Mayhem, регулярно называемой ракетной, но есть нюанс. Недавно официальное название Mayhem измененили с «Expendable Hypersonic Multi-Mission Air-Breathing Demonstrator» на «Hypersonic Multi-mission ISR and Strike», при этом проект также называли «Multi-Mission Cruiser». Это убедительно свидетельствует о том, что речь идёт не о ракете, которую просто пускают по цели. Исключение слова «expendable» («расходный») в сочетании с формулировкой «multi-mission» (многоцелевой) указывает на многоразовую автономную платформу.

По некоторым сведениям, в проекте участвует подразделение перспективных разработок Skunk Works компании Lockheed Martin. SR-72 будет приводится комбинированной силовой установкой. Взлёт и достижение скорости до 3 М обеспечит турбореактивный двигатель, а выход на режим свыше 5 М — активация прямоточного воздушно-реактивного двигателя.