Как в России менялись и меняются Правила дорожного движения
«Это как Правила дорожного движения», — так мы говорим, когда хотим сказать о чём-то базовом, о чём не спорят и не рассуждают, а просто соблюдают.Есть колесо — есть правила
С появлением колеса стало ясно, что вскоре появятся и правила для управления им. Первые ограничения на дорогах ввели в римских городах: Юлий Цезарь запретил колесницам и частным повозкам проезд по городским улицам в определённые часы. Тогда же появилось одностороннее движение (иначе встречное движение колесниц сеяло хаос).
В бескрайней России первые правила тоже применили к всевозможным повозкам с лошадьми ещё при Иване III. Сначала упорядочили движение по почтовым трактам с перекладными лошадьми, а затем ввели ограничения для городских извозчиков. Кстати, если вам кажется, что штраф за превышение скорости несправедлив, то напомним, что при императрице Анне Иоанновне за несоблюдение скоростного режима секли розгами и ссылали на каторгу.
А. Васнецов. «У Мясницких ворот Белого города в XVII веке»
© Public Domain
Чем больше разрасталась транспортная сеть, тем сильнее менялись правила. В них появлялись объяснения проезда перекрёстков, запрет на обгон, преимущество пешеходов на движение. Первые официальные ПДД в нашей стране опубликовали в советское время в 1920 году.
Это был документ «Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям». Единые автомобильные Правила дорожного движения для всех регионов приняли лишь в 1961 году. Их основой стала женевская «Конвенция о дорожном движении». Действующие сегодня в России ПДД утвердили в 1993 году. Они с нами до сих пор, но с постоянными обновлениями и изменениями.
Движение нового века: правила для сегвеев, контроль с помощью искусственного интеллекта
Современное дорожное движение из эпохи римских колесниц и дореволюционных почтовых трактов кажется абсолютно футуристичным. Мы строим многоуровневые развязки. Светофоры и комплексы фотовидеофиксации работают на солнечных батареях. Пешеходные переходы автоматически подсвечиваются ночью.
По дорогам передвигаются электрокары, сегвеи и моноколёса. Нарушения правил фиксируются камерами, оснащёнными искусственным интеллектом. Они умеют распознаватьдаже отсутствие ремня безопасности или использование телефона за рулём. Технологии развиваются стремительно.
© Кирилл Каллиников / РИА Новости
В 2025 году в России появилась новая стратегия повышения безопасности дорожного движения. Она разработана МВД РФ на основе анализа сведений в сфере транспортной безопасности за 6 лет. Это опорный документ для российских ведомств, которые будут заниматься повышением безопасности на дорогах следующие 10–15 лет.
Авторы стратегии описывают основные проблемы дорожного движения в России и напоминают цели в масштабах всей страны: снизить смертность в ДТП в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года. Получится ли у нас снизить смертность, напрямую зависит от соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.
За 6 месяцев 2025 года почти 9 из 10 ДТП (88,7%) произошли из-за нарушения ПДД водителями. Всего совершено 49 651 такое ДТП, в котором погибли 5 022 человека и ранены 63 848.
Правила дорожного движения корректируются с учётом изменений в транспортной инфраструктуре. Минтранс готовит пакет изменений ПДД. В нём содержится новая норма, касающаяся электромобилей. Их обяжут освобождать место около зарядной станции сразу по окончании процесса. Уже учтены в ПДД водители электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.
© Сергей Пятаков / РИА Новости
«Правила дорожного движения — это основа безопасной среды, в которой участвуют миллионы людей ежедневно. Именно поэтому так важно не только строго соблюдать ПДД, но и своевременно адаптировать их к текущим реалиям: развитию транспорта, росту городов. Мы внедряем современные технологии, которые позволяют снижать аварийность, разгружать дороги и контролировать дисциплину водителей», — говорит Евгения Каретникова, заместитель министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
В современные технологии на дорогах в России внедрён тот самый искусственный интеллект. К примеру, комплекс «Азимут 4» производства ГК «Урбантех» определяет местоположение водителя, независимо от того, с какой стороны расположен руль, а также идентифицирует непристёгнутый ремень безопасности не только у водителя, но и у пассажира. В нём применяется камера машинного зрения с высоким уровнем светочувствительности, благодаря которой на выходе получается качественная доказательная база даже на плохо освещённых и неосвещённых участках дорог.
«Наши "Азимуты" спроектированы с заделом на будущее, — объясняет заместитель генерального директора ГК "Урбантех" Александр Домбровский. — Это современные комплексы, они открыты к программной модернизации. Им хватает вычислительной мощности для развёртывания дополнительных функций, а это значит, что при изменении ПДД и введении новых составов нарушений наши разработчики смогут оперативно обновить программное обеспечение и настроить комплексы на фиксацию новых типов нарушений».
© ГК "Урбантех"
За безопасность отвечает каждый участник движения
Но технологии — это только часть решения. Большое значение имеет и профилактическая работа: живое общение с водителями, пешеходами, пользователями СИМ, детьми и их родителями. К примеру, акции по профилактике нетрезвого вождения, уроки с детьми, лекции в роддомах для молодых мам, а также мероприятия для людей пенсионного возраста. Цель их — не только информировать, но и менять поведение, мышление и культуру вождения.
© Максим Блинов / РИА Новости
Напомните себе о важном:
- Автомобиль — это средство повышенной опасности. Садясь за руль, вы берёте на себя большую ответственность.
- За руль нельзя садиться в состоянии алкогольного опьянения или сильной усталости.
- Пользуйтесь ремнями безопасности и всегда требуйте от пассажиров соблюдать это правило в вашем автомобиле.
- Соблюдайте скоростной режим и другие правила дорожного движения. Нарушение ПДД — основная причина аварий и гибели в ДТП.
- Уважайте каждого участника дорожного движения.
- Не забывайте обновлять знания ПДД — пусть изменения не будут для вас сюрпризом.
