Ко дню рождения «Копейки»: какие ВАЗ-2101 сейчас доступны россиянам
16 августа 1966 года в Москве Министерство внешней торговли СССР и итальянский автоконцерн Fiat подписали соглашение о сотрудничестве.ВАЗ-2101 был создан на базе модели Fiat 124 – победителя конкурса «Европейский автомобиль года – 1967». Однако при разработке первых «Жигулей» в конструкцию итальянского прототипа для адаптации к советским дорожным условиям и более суровому климату внесли более 800 изменений.
Инженеры усилили кузов, увеличили клиренс, заменили дисковые тормоза на барабанные, добавили буксирные проушины и установили более современный верхневальный двигатель, отказавшись от устаревшего нижневального агрегата Fiat.
© АвтоВАЗ
Имя «Жигули» автомобиль получил в честь Жигулевских гор, расположенных напротив Тольятти – города, где был построен Волжский автозавод. Пробные авто сошли с конвейера в апреле 1970 года, а пик выпуска пришелся на 1973 год: тогда за ворота завода выехали 379 тысяч машин.
А всего за 18 лет было выпущено почти 4,85 млн ВАЗ-2101 и его модификаций. Производство «Копейки» завершилось в 1988 году, уступив место более современным моделям.
Запуск ВАЗ-2101 в производство ускорил развитие целых отраслей: с началом его серийного изготовления в СССР появился новый ГОСТ на высокооктановый бензин, да и само такое топливо стало более распространено. Также более бурное развитие получило производство пластмасс, резинотехнических изделий и нефтехимии.
© АвтоВАЗ
ВАЗ-2101 продавался не только в СССР – машина экспортировалась в Европу, Канаду, Австралию, страны Латинской Америки и Африки.
Первая модель «Жигулей» быстро стала частью советской культуры. Ее первое появление на большом экране – в фильме Георгия Данелия «Джентльмены удачи» (1971), то есть практически сразу после выхода модели (фильм снимался в 1970 году). В этом кино за рулем вишневой «единички», как ее называли в народе, оказался главный герой – персонаж Евгения Леонова.
Модель также стала популярной в автоспорте. В ралли-марафоне Tour d’Europe 1971 года советской команде на этих машинах достался серебряный кубок в командном зачете. На базе ВАЗ-2101 создавались гоночные версии для ралли и кольцевых гонок, а в 1970-х – 1980-х годах автомобиль был основой для многих любительских и заводских проектов.
Сегодня любители советской классики могут найти экземпляры ВАЗ-2101 с прозрачной историей на Авито Авто.
© Авито Авто
ВАЗ-2101 (1980)
Первым в подборке идёт аутентичный голубой седан 1980 года выпуска, предлагаемый в Московской области за 780 тыс. рублей. Машина с пробегом всего 42 660 км и одним владельцем по ПТС – настоящий артефакт эпохи. Родная краска и оригинальные детали интерьера и стекла делают этот автомобиль особенно ценным.
Несмотря на возраст, на фотографиях он выглядит так, словно вчера сошел с конвейера. Для тех, кто ценит аутентичность, прозрачную историю и состояние, близкое к идеальному, это шанс приобрести экземпляр классической модели ВАЗ практически в первозданном состоянии.
© Авито Авто
ВАЗ-2101 (1983)
Следующий экземпляр – седан 1983 года, выставленный на продажу в Москве за 350 тыс. рублей. Автомобиль с пробегом 89 тыс. км, оснащенный классическим двигателем объемом 1,3 л и мощностью 69 л.с., находится в очень хорошем состоянии и полностью готов к эксплуатации.
Также машина оснащена шумоизоляцией, укомплектована двумя комплектами колес, а резина – новая. Это не музейный экспонат, а «живой» автомобиль, способный каждый день напоминать о временах, когда любая поездка была маленьким приключением.
© Авито Авто
ВАЗ-2101 (1974)
Завершает подборку бежевый седан 1974 года выпуска, который продается в Московской области за 550 тыс. рублей. Это одна из ранних «копеек» с тщательно восстановленным кузовом: недавно выполнена полная покраска и шпаклевка, так что на поверхности нет ни вмятин, ни царапин, ни следов ржавчины.
Шарма автомобилю добавляют светлая отделка салона и аутентичные детали экстерьера и интерьера – например, оригинальное кольцо на рулевом колесе, свойственное ВАЗ-2101 ранних выпусков. Под капотом – не штатный мотор 1,3 л, а более мощный 1,6-литровый двигатель от ВАЗ-2106, развивающий 80 л.с., который придает автомобилю больше уверенности на трассе, не нарушая его классического характера.
Сам силовой агрегат и коробка передач работают без нареканий, а автомобиль полностью готов к выезду на дорогу без дополнительных вложений. Машина использовалась только весной и летом за городом, а зимой стояла в гараже, периодически выезжая лишь для профилактики. К авто прилагаются заводской ремкомплект, зимние колеса и дополнительные колпаки.
Эти хорошо сохранившиеся ВАЗ-2101 из разных лет – живые страницы яркой истории советской промышленности. В наши дни такие машины напоминают о расцвете автопрома СССР и одновременно дарят те эмоции от управления автомобилем, которые ценили поклонники небольших итальянских седанов в 60-х-70-х годах.
