Опубликовано 15 июня 2025, 18:06
5 мин.

Серийные убийцы: Quto о самых опасных автомобилях в мире

Одни оправили на тот свет сотни человек. Другие тоже не ангелочки, но всё-таки не являются «маньяками-киллерами». Тем не менее, подходить к ним стоит с опаской
Что делает машину опасной? Прежде всего, зафиксированные неисправности, следствием которых стали аварии с жертвами и пострадавшими. Бывает иначе: откровенной жести не замечено, однако конструкция недвусмысленно намекает на риск жизни и здоровью при дорожно-транспортных инцидентах. Подобной техники наберётся немало, мы же выбрали семь очень разных и притом показательных примеров.
Серийные убийцы: Quto о самых опасных автомобилях в мире
Chevrolet

Peel Trident

Разработка маленьких дешёвых машин — весьма непростое дело. Компаниям-производителям приходится решать целый ряд задач: обеспечить соответствие требованиям безопасности и экологии, избавить салон от всего ненужного, при этом не обделить экипаж необходимым оборудованием. Но иногда инженеры совершенно не заморачиваются и создают транспортные средства, на которые страшно смотреть.

Оцените Trident британской марки Peel — он похож на автомобильчик отважных бессмертных Флинстоунов. Системы безопасности? Они полностью отсутствуют и с этим обстоятельством ещё можно смириться: как-никак штуковина родом из шестидесятых. Trident едет лишь под горку с попутным ветром, поскольку приводится 50-кубовым двухтактником. Тоже можно понять и простить. Но как быть со стеклянным колпаком? В солнечную погоду внутри можно изжариться, а о последствиях аварии не хочется даже думать. Маловероятно, что микрокар сильно повлиял на демографию планеты — он выпущен тиражом всего в 45 штук. Но его опасность не вызывает никаких сомнений. Кстати, Time Magazine включил его Peel Trident в список 50 худших автомобилей за всю историю.

Ford Pinto

В конце шестидесятых Америку начали покорять компактные дешевые и экономичные «японцы». Выяснилось, что немного нелепые машины с окраин Азии по душе потребителям и несут определённую угрозу местным маркам. Ford подсуетился и построил хэтчбек Pinto. Ход определённо верный и логичный: патриотично настроенным гражданам больше не нужно было бежать в дилерские центры японских марок.

Серийные убийцы: Quto о самых опасных автомобилях в мире

© Ford

И всё бы ничего, но Pinto оказался в эпицентре скандала, бросившего чёрное и почти не смываемое пятно на репутацию производителя. Проблема заключалась в расположении топливного бака — некий гений разместил его сразу после бампера перед задней осью. Даже при лёгких столкновениях резервуар довольно легко повреждался и происходило возгорание. По информации сайта deadlycars.co.uk, число погибших варьируется от 27 до 200 человек в зависимости от источника при общем тираже в 2,2 миллиона экземпляра.

Chevrolet Corvair

В 1965 году в Штатах была опубликована скандальная и резонансная книга «Опасен на любой скорости: конструктивно обусловленные проблемы с безопасностью американских автомобилей» (Unsafe at Any Speed: The Designed-In Dangers of the American Automobile). Её автор юрист и общественно-политический активист Ральф Нейдер рассказал о «косяках» американских машин, сделав одним из главных антигероев печально известный Chevrolet Corvair 1959–1969 годов.

Одним из конкурентов Corvair считается некогда очень популярный Volkswagen Beetle. Не правда ли, странно? Даже внешне машины очень существенно различаются, однако кое-что общее у них всё-таки было — заднемоторная компоновка. Инженеры General Motors зацепились за неё и в итоге создали довольно противоречивый продукт. Особенность развесовки с тяжёлой задней частью вкупе с отсутствующим задним стабилизатором поперечной устойчивости наделяла Corvair специфичным характером управляемости. Автомобиль имел склонность к резко проявляющейся избыточной поворачиваемости и мог неадекватно повести себя в скоростном повороте.

Yugo GV

Те, кто считают «Жигули» самым ужасным и небезопасным автомобилем в мире, наверное, никогда не видели «Юго». Он не просто плохой, а воплощает всё самое посредственное и безнадёжное, что было в индустрии. Обратная сторона дешевизны — некачественные материалы и трижды устаревшая анатомия.

Серийные убийцы: Quto о самых опасных автомобилях в мире

© Yugo

Хэтчбек разваливался и рассыпался в самом прямом смысле и вдобавок отказывался ехать. Обычно из-за отсутствия мощности. Нередко — потому что двигатель не запускался или рычаг коробки передач оставался в руке водителя. Говоря, однажды Yugo сдуло с моста вместе с женщиной. Не станем судить о правдивости той истории, якобы имевшей место в Америке, но дурной имидж машины явно способствовал тому, чтобы в неё поверить. В общем, югославский «шедевр» не случайно включён в разные антирейтинги худших моделей.

Audi 5000

Немецкие автомобили известны высокими технологиями и разными «умными» системами, как облегчающие, так и осложняющие жизнь владельцев. Подобный печальный казус произошёл с Audi 5000 (американская версия модели 100) — владельцы с ужасом отмечали неожиданное ускорение без их участия.

По данным deadlycars.co.uk, с 1978 по 1986 год в результате подобных инцидентов предположительно погибло 660 человек. Цифра огромная и, признаться, в неё непросто поверить. Одна из версий причины — сбой работы системы управления дроссельной заслонкой, сочетавшей механическую и электронноуправляемую часть. Ну а компания поначалу усматривала проблему в напольных ковриках, которые могли блокировать педальный узел.

Chevrolet Cobalt

Иногда конструктивные недостатки проявляются в неожиданных ситуациях, а их последствия весьма печальные. Например, неисправность замка зажигания массовых Cobalt подкидывала владельцам неслабые проблемы. Если брелок перегружали связкой ключей или автомобиль двигался по тряской ухабистой дороге, он проворачивался, и мотор глох в движении. При этом водитель оставался без усилителя руля и тормозов, а заодно без подушек безопасности. Получается, автомобиль создавал аварийную ситуацию, лишая людей шансов на спасение. Известен ещё одно печальное обстоятельство, сделавшее дефект более смертоносным. Дело в том, что доступный компактный Cobalt привлекал в основном молодых и неопытных водителей, которые не всегда могли правильно и оперативно отреагировать на ситуацию. Неудивительно, что большинство погибших моложе 25 лет. К слову, количество жертв исчисляется многими десятками.

А вот другой пугающий факт: компания знала о проблеме, но пыталась её скрыть, опасаясь влияния скандала на продажи. Говорят, неисправность заметили ещё до запуска модели, но вносить изменения в конструкцию не стали из экономических соображений. А ведь по слухам на каждую машину надо было потратить один лишний доллар… Увы, прочих «косяков» хватало. Владельцы жаловались на посредственное качество сборки, проблемы с гидроусилителем руля, течи топлива и прочие неполадки.

Suzuki Samurai

К максимально простым классическим внедорожникам с рамой и неразрезными мостами владельцы обычно проявляют снисходительность и смотрят на специфичные ездовые свойства сквозь пальцы. Мол, о какой управляемости вы тут вообще толкуете? Это машины для пересечённой местности! Тем не менее, лояльное отношение не отменяет физику — компактные вездеходы с высоким центром тяжести и короткой колёсной базы имеют склонность к переворачиванию. Некоторые — особенно: американское турне 1986–1995 годов легендарного Suzuki Samurai завершилось 213 смертями и 8200 случаями получения увечий.

Серийные убийцы: Quto о самых опасных автомобилях в мире

© Suzuki

В 1988-м издание Consumer Reports сообщило, что внедорожник может легко опрокинуться, если водителю придётся резко изменить направление движения. Например, вильнуть в сторону, чтобы избежать столкновения. История здорово навредила репутации марки, и она подала в суд. Тяжба тянулась долго и закончилась уходом Suzuki с американского рынка. С одной стороны, в Consumer Reports признали, что перегнули палку, несправедливо используя слово «легко». С другой, судебные документы утверждали, что японцы якобы знали о многочисленных жертвах и пострадавших в результате аварий.