Опубликовано 08 ноября 2025, 14:30
3 мин.

Даёшь советский автомобиль и проблема воровства в 1929 году

О чём писали в советских журналах 96 лет назад
В конце 1920-х годов в СССР автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии, однако руководство страны понимало пользу моторного транспорта во всех областях хозяйства, так что не только стремилось построить собственные сборочные площадки и развивать дорожную сеть, но также активно пропагандировало идею автомобилизации страны. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла внимательно изучить журнал «Даёшь советский автомобиль» 1929 года.
Даёшь советский автомобиль и проблема воровства в 1929 году
rusneb.ru

«Развитая автомобильная промышленность — показатель технической мощи страны. Автотранспорт — ключ к развитию новых районов. Пятилетка намечает решительный сдвиг в автомобилизации нашего Союза. Индустриализация страны, механизация колхоза и совхоза немыслимы без мощного подвижного транспорта», — говорится в издании.

В газете указано, что к концу пятилетки общее количество машин в стране перевалит за полмиллиона, поэтому необходимо также заниматься строительством дорог, гаражей, готовить водителей.

Отмечается также, что идея строительства собственного производства автомобилей появилась ещё в 1915 году, а Рябушинский, Кузнецов и другие инвесторы при поддержке Военного министерства даже приступили к работе. Тем не менее, в военное время строительство предприятия так и не было завершено, а с его конвейеров не сошло ни одного транспортного средства. Позднее грянула революция, и промышленникам оказалось уже не до завершения проекта.

Во время гражданской войны завод занимался ремонтом уже имеющихся машин, а первый экземпляр модели собственной разработки «АМО-Ф-15» был собран 9 декабря 1924 года. Именно в этот день 10 автомобилей прибыли на Красную площадь после пробега «Москва — Ленинград — Псков — Смоленск — Москва». Общая протяжённость маршрута составила порядка 2 000 км, а за время пути первые советские грузовики показали прекрасные результаты по всем параметрам.

Кстати, в 1924 году рабочие на площадке получали, в среднем, 77 рублей в месяц, а на первом этапе на заводе работало порядка 1,5 тысячи человек. В период с 1924 по 1929 годы численность персонала увеличилась до 3,7 тысячи человек, а их зарплата — до 131 рублей.

На «АМО» собирали грузовики-полуторки, которые оснащались 37-сильными двигателями. Уточняется, также, что за несколько минувших лет инженеры устранили ряд дефектов, выявленных на производстве и во время эксплуатации автомобилей. Которые, кстати, собирались из отечественных материалов и компонентов, за исключением магнето свечей и подшипников.

Впрочем, не только в транспортных средствах нуждались советские граждане.

«Растут молочные гиганты совхозы и колхозы. С каждым днём увеличивается спрос на холодильники и химические аппараты. Самый мощный, почти единственный в СССР завод холодильного и химического оборудования — это “Котлоаппарат”. Завод перешёл на изготовление собственными силами заграничных компрессоров и, несмотря на затруднения, связанные с переходом на новые типы, с работой справился», — пишет автор.

Кстати, несмотря на постоянную пропаганду повышения производительности труда и увеличение количества различных бригад, которые соревнуются между собой, одну проблему на предприятиях победить так и не удалось — воровство.

Редактор сетует, что на заводах пропадает спецодежда, мелкий инвентарь, сплав для пайки, медь. Не стесняются воришки тащить и что покрупнее, главное — вынести с территории фабрики.

Полностью ознакомиться с книгой «Даёшь советский автомобиль» от 1929 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Так, например, некоего рабочего Козлова поймали с большим количеством сплава для пайки и лужения медных котлов, а товарища Голубева застукали на попытке вынести автогенный резак за 250 рублей. Авторы крайне возмущены подобным поведением честных тружеников. Тем более что сами они ничего неприличного в своём поведении не видели.